Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 14:16, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение проблемы диагностики психологической готовности детей к школьному обучению.
Объект исследования:
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Предмет исследования:
Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Введение…………………………………………………………………………………………..3Глава 1. Психологическая готовность детей к школьному обучению………………………..5
Понятие психологической готовности к школе………………………………………...5
Глава 2. Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе…………………………………………………………………………………………...…..15
Глава 3. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школьному обучению………………………………………………………………...........................................17
3.1. Организация и методы экспериментального исследования …………………………….....17
3.2. Методики диагностики интеллектуальной готовности к обучению в школе…………....17
3.3. Методики диагностики социально-психологической готовности к обучению в школе ………………………………………………………………………………………………………24
3.4. Анализ и интерпретация результатов исследования ………………………………………28
Глава 4. Коррекция социально-психологической готовности к обучению в школе ………………………………………………………………………………………………..……..35
4.1. Программа коррекции социально-психологической готовности к обучению в школе …………………………………………………………………………………………………...….35
4.1.1. Пояснительная записка к программе «Путешествие в мир знаний»…………………….35
Выводы …………………………………………………………………………………………….37
Рекомендации ………………………………………………………………………………….….38
Заключение …………………………………………………………………………………..……39
Библиографический список……………………………………………………………….……...42
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
2.
Исследование новообразований
3.
Исследование генезиса
4.
Изучение умений ребенка
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:
1.
понимание особенностей
2.
выявление детей, не готовых к
школьному обучению, с целью проведения
с ними развивающей работы, направленной
на профилактику школьной
3.
распределение будущих
4.
отсрочка на один год начала
обучения детей, не готовых к
школьному обучению (возможно лишь
по отношению к детям
В соответствии с целью работы было проведено изучение и исправление психологической готовности детей к школе и по итогам коррекционно-развивающей работы по программе «Путешествие в мир знаний», хотелось бы выделить следующие достижения:
-
у детей, посещающих коррекционные
занятия, повысился интерес к
познавательным задачам и
-
улучшились эмоционально-
-
во всех видах мыслительной
деятельности наблюдалась
В результате наших наблюдений, по отзывам воспитателей группы и родителей, мы пришли к выводу, что коррекционные занятия оказывают огромное влияние на развитие психических процессов детей: развитие мышления (дети научились анализировать, классифицировать, обобщать предметы и понятия); внимания (реже наблюдаются явления генерализации, повысился уровень работоспособности); памяти (увеличился объем зрительного и слухового запоминания); творческого воображения, связной речи, и, в конечном итоге, полноценной подготовке детей к школе. Посещение коррекционных занятий настраивает детей на позитивный лад, формирует нравственные чувства и поступки, а так же отмечается более глубокое усвоение программного материала по разделам: «Развитие речи», «Математика», «Экология», «Изобразительная деятельность».
Ежегодно, в плане преемственности детского сада и школы, проводятся такие мероприятия, как «Круглый стол» и творческие встречи, на которых все участники образовательного процесса анализируют итоги адаптационного периода бывших дошкольников и уровень подготовки к школе. Специалисты школы отмечают положительный результат профессионального и системного подхода к решению проблемы готовности детей к начальному школьному обучению и эффективность использования программы «Путешествие в мир знаний» в детском саду.
Итак, своевременная психологическая помощь старшим дошкольникам является основой их успешного обучения в школе. И программа «Путешествие в мир знаний» способствует этому.
Библиографический список
Приложения
Приложение 1
Восприятие цвета
Раскрась радугу. Назови цвета радуги.
Приложение 2
Концентрация внимания
Приложение 3
Произвольное внимание
Пространственное восприятие, сенсомоторная координация
(Методика «Домик» Н.И. Гуткиной)
Приложение 4
Тест «Школьной зрелости»
(А. Керн)
Приложение 5
Инструкция по оценке результатов теста «Школьной зрелости»
(А. Керн)
Оценка полученных результатов:
Сравните выполнение заданий ребенком с приведенными выше примерами и поставьте оценки.
«Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 3-5 баллов.
«Средне-зрелыми» – 6-9 баллов.
«Незрелыми» – 10 и более баллов.
Приложение 6
Протоколы диагностических исследований психологической готовности детей к обучению в школе и дальнейшей школьной адаптации
Протокол психологической диагностики
1) Общая ориентация детей в
окружающем мире и запас
МБОУ «Рождественская СОШ» Подготовительная к школе группа. 4.06.2012.
Вопросы |
Результат | ||||||||||
ФИ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
1.Боталов Н. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
9 |
2.Боткова С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
3.Гуляев Н. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
4.Конин В. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
5.Макарин Е. |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
6.Минин Д. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
7.Миков Д. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
8.Панин М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
9 |
9.Палкина А. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
10.Патакина М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
9 |
11.ПеченкинМ. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
8 |
12.Седых А. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
9 |
13.Сорокина К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
14.Старкова С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
15.Хабаров И. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
16.Чагина Н. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Вопросы |
резу ль тат | ||||||||||||||||||||
ФИ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 | |
1.Боталов Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
15 |
2.Боткова С. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
14 |
3.Гуляев Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
14 |
4.Конин В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
17 |
5.Макарин Е. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
17 |
6.Минин Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
15 |
7.Миков Д. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
10 |
8.Панин М. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
8 |
9.Палкина А. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
14 |
10.Патакина М. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
11 |
11.ПеченкинМ. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
15 |
12.Седых А. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
13 |
13.Сорокина К. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
12 |
14.Старкова С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
14 |
15.Хабаров И. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
14 |
16.Чагина Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
16 |
Протокол психологической диагностики
2) Тест для оценки словесно-
МБОУ «Рождественская СОШ» Подготовительная к школе группа. 7.06.2012.
Протокол психологической диагностики
3) Графический диктант (по Д.Б. Эльконину)
МБОУ «Рождественская СОШ» Подготовительная к школе группа. 7.06.2012.
Диктант |
Результат | |||
ФИ |
1 |
2 |
3 | |
1.Боталов Н. |
+ |
+ |
+ |
В |
2.Боткова С. |
+ |
+ |
- |
С |
3.Гуляев Н. |
+ |
+ |
+ |
В |
4.Конин В. |
+ |
+ |
+ |
В |
5.Макарин Е. |
+ |
- |
+ |
С |
6.Минин Д. |
+ |
+ |
- |
С |
7.Миков Д. |
+ |
+ |
+ |
В |
8.Панин М. |
+ |
- |
- |
Н |
9.Палкина А. |
+ |
+ |
- |
С |
10.Патакина М. |
- |
+ |
+ |
С |
11.ПеченкинМ. |
+ |
- |
- |
Н |
12.Седых А. |
+ |
- |
- |
Н |
13.Сорокина К. |
+ |
- |
+ |
С |
14.Старкова С. |
+ |
+ |
- |
С |
15.Хабаров И. |
+ |
+ |
+ |
В |
16.Чагина Н. |
+ |
+ |
+ |
В |
Информация о работе Коррекция социально-психологической готовности к обучению в школе