Краеведческий принцип и его реализация в биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 18:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение возможности реализации краеведческого принципа на уроках школьной биологии.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, учебные программы с целью выявления теоретических основ введения регионального компонента в содержание школьного курса биологии.
2. Рассмотреть теоретические основы школьного краеведения.
3. Дать ретроспективный анализ внедрения краеведческого принципа в школьное образование и показать роль в воспитании учащихся.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Реализация краеведческого принципа в школьном
образовании …………………………………………..
1.1 Содержание, формы, методы школьного краеведения …………….
1.2 Ретроспективный анализ внедрения краеведческого принципа в
школьное образование………………………………………………..
1.3. Роль краеведения в воспитании учащихся ………………………
Выводы по главе 1……………………………………………………………..30
Глава 2. Использование краеведческого материала в процессе обучения биологии…………………………………………………………………………31
2.1. Использование краеведческого материала на уроках ботаники
2.2. Использование краеведческого материала на уроках зоологии …
2.3. Использование краеведческого материала на уроках общей биологии
Выводы по главе 2……………………………………………………………...45
Заключение ……………………………………………………………………..46
Список использованной литературы ……………………………………….48

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ШАДРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ

 

 

Подпись исполнителя

 

 

 

 

 

 

Краеведческий принцип

и его реализация в биологии

 

Выпускная квалификационная работа

по специальности «БИОЛОГИЯ» 050102

 

 

 

Допущен к защите

« » 200_г

Зав. кафедрой  

 

 

Исполнитель: студентка 5 курса, з/о,

Научный руководитель: к.г.н., доцент Булдакова Н. Б.

Рецензент:     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шадринск

2009

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Реализация краеведческого принципа в школьном

               образовании …………………………………………..

    1. Содержание, формы, методы школьного краеведения …………….
    2. Ретроспективный анализ внедрения краеведческого принципа в

                    школьное образование………………………………………………..

1.3. Роль краеведения в воспитании  учащихся ………………………

Выводы по главе 1……………………………………………………………..30

 

Глава 2. Использование краеведческого материала в процессе обучения биологии…………………………………………………………………………31

2.1. Использование краеведческого  материала на уроках ботаники 

2.2. Использование краеведческого  материала на уроках зоологии  …

2.3. Использование краеведческого  материала на уроках общей  биологии

Выводы по главе 2……………………………………………………………...45

 

Заключение ……………………………………………………………………..46

Список использованной литературы ……………………………………….48

Приложения …………………………………………………………………….52

 

 

Введение

Модернизация биологического образования на современном этапе тесно связана с необходимостью сочетания теоретической и практической подготовки учащихся, которая осуществляется как дисциплинами федерального компонента государственного образовательного стандарта, так и реализацией содержания национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта.

На современном этапе Закон «Об образовании» получил свое дальнейшее развитие в Концепции модернизации российского образования до 2010 г. Одним из направлений модернизации образования является обновление его содержания с учетом природных и культурно-исторических особенностей регионов Российской Федерации, в связи, с чем одной из задач школьного биологического образования признается задача разработки содержания его национально - регионального компонента. Задача разработки региональной составляющей содержания находится во взаимосвязи с краеведческим принципом обучении биологии, что позволяет учащимся установить связь между известными фактами из окружающей действительности и изученным материалом, а также повысить качество усвоения биологических знаний.

Регионализация может рассматриваться и как принцип, и как процесс, который обеспечивает достижение целей современного образования при целостном понимании учащимися особенностей региона и использовании знаний о них в образовательном процессе. Национально-региональный компонент общего образования предполагает различные формы его реализации: включением в федеральные программы в виде отдельных материалов; интегративные курсы; отдельные учебные дисциплины по выбору учащихся.

В Курганской области только в 1999 г. были приняты программы национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта области. В Курганской области еще с 1999 г. коллектив ученых и преподавателей г. Кургана разрабатывали учебно-методический комплект по региону.

Разработка национально-регионального компонента по биологии содержится в трудах И. А. Даниленко, Н. Ю. Киселева, А. В. Марина, О. В. Минаева, Л. А. Сивцева, И. В. Хомутова. Вопросы о сущности и роли краеведческого материала в обучении школьной биологии рассмотрены в исследованиях Т. А. Бабаковой, А. И. Захлебного, И. Д. Зверева и др. Подходы к отбору краеведческого содержания и методов его предъявления в учебном процессе освещены в трудах Е. В. Балакшиной, В. А. Курбанова, М. М. Нащочиной, П. В. Станкевич и др.

Методологической и теоретической основой исследования послужили работы, посвященные вопросам: методики обучения биологии (Б. В. Всесвятский, Б. Д. Комиссаров, В. М. Корсунская, И. Н. Пономарева, Л. Н. Сухорукова, Д. И. Трайтак), реализация краеведческого принципа обучения (Ашурков В. Н., Н. С.Борисов, Кацюба Д. В., Матюшин Г. Н., Н. П.Милонов, К. Ф. Строев), регионализации образования (Л. М. Андрюхина), общей дидактики (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. В. Рыжаков).

Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме показал, что содержание школьного биологического образования тесно связано с необходимостью включения в учебный процесс краеведческого (регионального) материала. Считается, что региональный материал усваивается учащимися более осознанно, если он раскрывается на основе базового учебного материала. Недооценка региональных особенностей, несистематическое использование регионального содержания предмета приводит к тому, что учащиеся имеют слабое представление о биоразнообразии региона.

Таким образом, существует противоречие между реализацией концепции национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта Курганской области и отсутствием разработанного компонента школьного биологического образования.

Исходя из актуальности нами выбрана тема исследования: «Краеведческий принцип и его реализация на уроках биологии».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.

Предмет исследования – краеведческий принцип и его реализация на уроках биологии.

Целью данной работы является рассмотрение возможности реализации краеведческого принципа на уроках школьной биологии.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, учебные программы с целью выявления теоретических основ введения регионального компонента в содержание школьного курса биологии.
  2. Рассмотреть теоретические основы школьного краеведения.
  3. Дать ретроспективный анализ внедрения краеведческого принципа в школьное образование и показать роль в воспитании учащихся.
  4. Проанализировать особенности использования краеведческого материала на уроках биологии.

Применявшиеся методы: 

- теоретические: анализ литературных  материалов, научно-методической литературы по теме исследования; анализ педагогического опыта;

- эмпирические: наблюдение, беседы  с учителями.

 

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка использованной литературы (    источников),     таблиц,     рисунка, приложения.

 

Глава 1. Реализация краеведческого принципа в школьном

               образовании 

 

    1. Содержание, формы, методы школьного краеведения

 

Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний – главное значение учебного краеведения. Его сущность состоит в формировании различных личностных качеств и социальных ценностей у учащихся. Важной частью краеведческого принципа становится изучение растительного и животного мира своего края. В условиях обновления народного образования краеведческий принцип приобретает функцию опоры на местные факторы развития личности, поскольку в базовых курсах биологии таких факторов недостаточно или они вообще отсутствуют.

Ученые, под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни и других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем, т.е. это  система естественных и общественных исследований природы, населения, хозяйства, истории и культуры (Энциклопедия, стр. 311).

Методист-краевед А. С. Барков отмечает, что краеведение это комплекс научных дисциплин, которые различны по содержанию и частным методам познания, но ведущих в своей совокупности к всестороннему познанию края. Понятие «родной край» в одних случаях связывают с окрестностями школы, которые доступны для постоянного непосредственного наблюдения, в других – его расширяют до границ административного района или области.

Исходя из задач и практических интересов, различают следующие  организационные формы краеведения: государственную, школьную и общественную.

1. На государственном уровне изучение края находится в ведении краеведческих музеев и исследовательских институтов.

2. Общественное краеведение связано с изучением  местности или края населением.

3. Школьное краеведение заключается в деятельности учащихся по изучению края под руководством учителя.


Рис. 1. Виды и организационные формы школьного краеведения

 

В Педагогической энциклопедии школьное краеведение определяется, как важное средство формирования культуры учащихся; решающее в процессе краеведческой работы наряду с образовательно-воспитательными задачами и задачами общественно полезного характера (Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В.В.Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с. Т.1. (474.

Таким образом, школьное краеведение – это систематическое и всестороннее познание учащимися родного края в процессе учебной, внеурочной и внешкольной работы в соответствии с задачами воспитания. Его сущность заключается во всестороннем познании учащимися определенной территории края по разным источникам и, главным образом, на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя. Его отличие заключается в том, что оно осуществляется только школьниками и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий краеведческой работы в школе – руководящее участие в ней учителя, иначе краеведение будет носить общественный характер. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, педагог определяет объекты исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учеников и руководит их работой.

Основной метод краеведческой работы – сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых и других данных способствующих расширению знаний о крае, его хозяйственном и культурном развитии.

Методисты в воспитательной работе выделяют следующие формы организации краеведения в школе: программные (урочные и внеурочные) учебные занятия и внеклассные работы (см. рис. 1). Педагоги выделяют такие формы краеведческой работы как активную (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивную (камеральная обработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях) (Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 320 с. (215-224)

Основные задачи учебного краеведения - всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, а также использование этого краеведческого материала в преподавании. Обязательное применение в учебном процессе приобретенных краеведческих знаний – главная особенность школьного краеведения.

Школьная краеведческая работа включает следующие этапы: приобретение учащимися знаний; изучение родного края в процессе исследований, представляющих познавательный и научный интерес. Они находятся в органичном единстве и реализуются в процессе урочной, внеклассной и внешкольной работы.

Современное школьное краеведение включает в себя следующие виды деятельности:

  • изучение родного края в связи с учебными курсами;
  • работа учащихся в краеведческих, юннатских и предметных кружках; туристические походы по родному краю;
  • работа школьных музеев;
  • краеведческая работа учащихся в составе научных экспедиций, выполнение целевых краеведческих исследовательских заданий;
  • работа «следопытов»;
  • работа учителей по изучение родного края, по пропаганде краеведческих знаний, подбору учебного материала для уроков и др.,
  • участие в туристических походах.

Рис. 2. Формы школьного краеведения

Рис. 3. Структура школьного биологического краеведения

 

Школьное краеведение реализуется в следующих направлениях:

    1. Поисковое направление – поиск мест обитания и распространения, животных по плану краеведческого кружка.
    2. Инвентаризационное направление – систематизация материалов, сведений о местных представителях фауны в виде картотек, картосхем, фототек.
    3. Познавательно-исследовательское направление – систематическое ведение фенологических наблюдений за животными в природе, исследование фауны местных водоемов, лесов, лугов, оврагов, пещер по определенным программам, выявление источников влияющих на ее видовой состав.
    4. Пропагандистское направление – пропаганда знаний о природе родного края и ее охране, разъяснение законов и постановлений органов власти, Общества охраны природы.
    5. Туристское направление – организация походов по родному краю, с целью визуального ознакомления с природой, или в сочетании с поисковой работой; знакомство с осуществляемыми мероприятиями по охране природы и борьбе за чистоту окружавшей среды.
    6. Практическое направление – создание дозоров и патрулей, ведущих борьбу с браконьерами, уничтожающими редких представителей местной фауны, сообщающих о загораниях леса, организация зимние подкормки зверей и птиц.

Информация о работе Краеведческий принцип и его реализация в биологии