Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 18:19, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение возможности реализации краеведческого принципа на уроках школьной биологии.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, учебные программы с целью выявления теоретических основ введения регионального компонента в содержание школьного курса биологии.
2. Рассмотреть теоретические основы школьного краеведения.
3. Дать ретроспективный анализ внедрения краеведческого принципа в школьное образование и показать роль в воспитании учащихся.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Реализация краеведческого принципа в школьном
образовании …………………………………………..
1.1 Содержание, формы, методы школьного краеведения …………….
1.2 Ретроспективный анализ внедрения краеведческого принципа в
школьное образование………………………………………………..
1.3. Роль краеведения в воспитании учащихся ………………………
Выводы по главе 1……………………………………………………………..30
Глава 2. Использование краеведческого материала в процессе обучения биологии…………………………………………………………………………31
2.1. Использование краеведческого материала на уроках ботаники
2.2. Использование краеведческого материала на уроках зоологии …
2.3. Использование краеведческого материала на уроках общей биологии
Выводы по главе 2……………………………………………………………...45
Заключение ……………………………………………………………………..46
Список использованной литературы ……………………………………….48
Содержание программы предусматривает не только изучение теоретического материала, учитывающего региональные особенности биологического и ландшафтного разнообразия области, но и проведение экскурсий по сбору материала на основе наблюдений, использование лабораторных и практических работ, описание результатов этих работ, что способствует приобщению учащихся к творческой учебно-исследовательской деятельности. В процессе реализации программы целесообразно использование информационных технологий: работа в системе Internet для сбора информации о редких растениях, грибах и лишайниках области, знакомство с материалами на сайте центра дистанционного обучения школьников (www.edu. yar.ru).
2.2. Использование краеведческого материала на уроках зоологии
При изучении раздела «Разнообразие, распространение и значение растений» (6 кл.) можно использовать данные о многообразии и распространении растительности на примере охраняемых территорий Курганской области, а в разделе «Многообразие животных» в 7 кл. необходимо дополнить материалом о государственных природных зоологических заказниках и объектах животного мира, охраняемых на этих территориях, уделить внимание памятникам природы Курганской области с определенным типом растительных сообществ и типами растительности (хвойные леса, мелколиственные леса, сфагновые болота, степи).
Проведение уроков такого характера возможно при использовании различных методов обучения, но особенно приемлемым является наглядный метод обучения, как с применением отдельных иллюстраций, рисунков, так и карт, схем и дополнительной научно-популярной литературы.
Таблица 4
«Животные» (7 класс)
№ |
Глава тематического плана |
Тема регионального компонента. |
Количество часов |
1 |
Тип Членистоногие |
Пчёлы и насекомые – общественные животные. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые, занесённые в Красную книгу Курганской области. |
0,5
|
Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Видовой состав насекомых - вредителей культурных растений области и меры борьбы с ними. |
0,5 | ||
2 |
Тип Хордовые |
Промысловые рыбы, их рациональное использование. Охрана рыб. Животные водоёмов Курганской области: значение и охрана. |
0,5 |
3 |
Класс Земноводные, или Амфибии |
Многообразие земноводных Курганской области. |
0,5 |
4 |
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии |
Многообразие Пресмыкающихся. Пресмыкающиеся на территории Курганской области. |
1 |
5 |
Класс Птицы |
Значение и охрана птиц. Птицы, занесённые в Красную книгу Курганской области, меры по их охране. |
1 |
5 |
Класс Млекопитающие, или Звери |
Значение млекопитающих для человека. Природоохранная деятельность на территории Курганской области. |
1 |
Особо интересной и употребляемой формой обучения для включения краеведческого принципа в школьный процесс обучения биологии является экскурсия в природу. Во время экскурсий учитель имеет возможность познакомить школьников с самыми разнообразными сторонами жизни природных территорий, затронуть вопросы, касающиеся не только охраны природных территорий, но и показать растения и животных, которые нуждаются в охране (сноска).
Можно выделит следующие подготовительные моменты в проведении экскурсий: необходимо рассмотреть и зафиксировать важнейшие биологические особенности и свойства, практическое использование редкого или исчезающего растения в пределах территории, предполагаемого исследования, т.к. школьники во время экскурсии должны располагать точными сведениями о том, какие виды растений данного района, находятся под угрозой и нуждаются в охране; используя хорошие цветные рисунки этих растений и животных научиться безошибочно, узнавать их по внешнему облику. Для каждого редкого вида необходимо составить его полную характеристику: морфологические признаки, особенности размножения и развития, условия произрастания, географическое распространение, т.к. это позволит познакомить всех желающих с флорой и фауной изучаемой территории. Для проведения экскурсии провести инструктаж по специфике поведения, правилами обращения с объектами.
Таким образом, учитель при проведении экскурсии должен учитывать следующее:
В организации и проведении экскурсии можно выделить следующие основные этапы:
1. Подготовительный в годовом плане определяется срок проведения экскурсии. Заранее отбирается литература, готовится оборудование, определяется: характер работы каждого члена группы, объекты исследования.
2. Основной - проведение экскурсии. Длится несколько часов. Вначале учитель напоминает основную задачу, вопросы, которые предстоит решать Наблюдение, количественный подсчет, ученик выполняет самостоятельно. Данные ученики объединяют, составляют таблицы, делают зарисовки, делается вывод по поставленному вопросу (сноски МПБ)
3. Подведение итогов экскурсии. Оформление отчета, фиксирование результатов работы.
Экскурсии на природную территорию может сочетать следующие формы работы:
Эффективным средством формирования знаний об особо охраняемых территориях Курганской области является проведение учебной экологической тропы, специально оборудованного на местности экскурсионного маршрута, где можно проводить на экскурсии, наблюдения, осуществлять природоохранную деятельность. Экологическая тропа может создаваться на территории различных природных комплексов в лесу, в зоне отдыха, мимо памятника природы и т.п.
К маршруту тропы предъявляются следующие требования:
В экскурсионный маршрут целесообразно включать не только типичные объекты природы, но и памятники природы, имеющие научную ценность. Таким образом, экскурсионные объекты могут помочь в формировании знаний о природных комплексах, о взаимодействии человека и природы.
2.3. Использование краеведческого материала на уроках общей биологии
В программе по биологии, разработанной на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений отмечается, что на ступени основного общего образования целесообразно изучать многообразие и эволюцию живой природы на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, рекомендуется использовать 35 часов учебного времени из регионального компонента.
В программе по биологии среднего (полного) общего образования отмечается, что изучение курса направлено на освоение знаний о биологических системах, овладение умениями применения знаний в практической деятельности, при осуществлении наблюдения, т.е. использование знаний в повседневной жизни для оценки последствий жизни, для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе. Все это невозможно без краеведческого принципа обучения.
Мы можем предложить следующее включение краеведческого содержания в учебный процесс (8-10 класс) (см. табл. 5,6,7).
Таблица 5
Курс «Биология. Человек» (8 класс)
№ |
Глава тематического плана |
Тема регионального компонента. |
Количество часов |
1 |
Организм человека. Общий обзор |
«Уровень медицинского обслуживания в Курганской области», «Выдающиеся врачи Курганской области». |
1 |
2 |
Опорно-двигательная система |
«Спортивные достижения спортсменов Курганской области». |
1 |
3 |
Дыхательная система |
«Состояние атмосферы в Курганской области и как она влияет на наш организм». |
1 |
4 |
Пищеварительная система |
«Сельхозпродукция и пищевая промышленность в Курганской области». |
1 |
5 |
Мочевыделительная система |
«Состояние водных ресурсов Курганской области. Минеральные источники Зауралья». |
1 |
6 |
Индивидуальное развитие организма |
«Вред наркотиков, алкоголя, никотина». |
1 |
7 |
Индивидуальное развитие организма |
«О радиационной обстановке в Курганской области». |
1 |
Таблица 6
Курс «Основы общей биологии» (9 класс)
№ |
Глава тематического плана |
Тема регионального компонента. |
Количество часов |
1 |
Введение в основы общей биологии |
Биологическое разнообразие вокруг нас. Многообразие жизненных форм, их роль в природе. Уровни организации живой природы. |
1 |
2 |
Происхождение жизни и развитие органического мира. |
История живой природы местного региона. |
1 |
3 |
Учение об эволюции. |
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы вымирания и сохранения редких видов на территории Курганской области. Красная книга Курганской области. |
1 |
Приспособленность организмов к среде обитания на территории Курганской области. Борьба за существование в природе. |
1 | ||
4 |
Основы экологии. |
Экологическое биоразнообразие на территории Курганской области и его значение. |
1
|
Изменения в экосистемах под влиянием человека на территории Курганской области |
1 | ||
Оценка загрязненности местных водоемов |
1 | ||
Оценка запыленности воздуха. Общая экологическая обстановка на территории Курганской области. |
1 |
Таблица 7
Курс «Общая биология» (10 класс)
№ |
Глава тематического плана |
Тема регионального компонента |
Количество часов |
1 |
Введение в курс общей биологии. |
Экскурсия: «Осенние явления в живой природе». |
1 |
2 |
Биосферный уровень организации жизни. |
Оценка состояния окружающей среды в Курганской области.
Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. |
1
1 |
3 |
Биологический уровень организации жизни. |
Строение и свойства биогеоценоза на территории Курганской области. |
1
|
Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособленность видов к совместной жизни в биогеоценозе. Смена биогеоценозов и ее причины на территории Курганской области. |
1 | ||
Агробиоценозы, их свойства и значение в жизни области. Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов на территории Курганской области. |
1 | ||
4 |
Популяционно-видовой уровень организации жизни. |
Генофонд и причины гибели видов на территории Курганской области. Стратегия охраны природных видов в Курганской области. Красная книга Курганской области. |
1 |
Таблица 8
Курс «Общая биология» (11 класс)
№ |
Глава тематического плана |
Тема регионального компонента |
Количество часов |
1 |
Организменный уровень организации жизни. |
Законы Курганской области об охране окружающей среды. Лабораторная работа: «Наблюдение поведенческих реакций животных на факторы внешней среды». |
1 |
Образ жизни и здоровье человека в Курганской области. |
1 | ||
2 |
Молекулярный уровень проявления жизни. |
Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. |
1 |
3 |
Заключение |
Экскурсия: «Биологическое разнообразие живого мира». |
1 |
Экологическое биоразнообразие на территории Курганской области и его значение. |
1 | ||
Изменения в экосистемах под влиянием человека на территории Курганской области. |
1 |
Информация о работе Краеведческий принцип и его реализация в биологии