Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 20:35, курсовая работа
Целью данного исследования является обоснование креативности как актуального качества личности.
В процессе достижения цели перед нами стоят следующие задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «креативность»
2. Обосновать креативность в современном образовании как необходимое качество личности.
3. Определить пути формирования креативности в педагогическом процессе (на примере тренинга креативности).
Введение……………………………………………………………….
1. Сущность понятия «креативность» …………………………….
2. Креативность в современном образовании как необходимое качество личности…………………………..………………..………
3. Формирование креативности в педагогическом процессе……....
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………
Другой взгляд на креативность представлен в одной из последних, по времени возникновения, концепций креативности. Это так называемая, «теория инвестирования», предложенная Р. Стенбергом и Д. Лавертом. Данные авторы считают креативным такого человека, который стремиться и способен «покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой». То есть, задача креативного человека состоит в том, чтобы верно оценить потенциал развития идей и их возможный спрос. Креативность, с точки зрения Р. Стенберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Не мало важное значение они придают творческой среде, считая, что без нее проявление креативности невозможно.
Подводя итоги исследований в области креативности, Ф. Баррон и Д. Харрингтон, сделали следующие обобщения того, что известно о креативности:
1. Креативность - это способность
адаптивно реагировать на
2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.
3. Специфическими свойствами
креативного процесса, продукта
и личности являются их
4. Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др.
В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев.
Суть креативности, с точки зрения Я.А. Пономарева, как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности, интенсивности поисковой мотивации и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные результаты деятельности, нечто новое и необычное, для нетворческого важны результаты по достижению цели (целесообразные результаты), а не новизна.
Творческий акт Я.А. Пономарев рассматривает как включенный в контекст интеллектуальной деятельности по схеме: на начальном этапе, этапе постановки проблемы, активное сознание, затем, на этапе решения – бессознательное, а на третьем этапе, когда происходит отбор и проверка правильного решения – вновь активизируется сознание.
Другим отечественным исследователем, Д.Б. Богоявленской была выделена единица измерения творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
Большой вклад в исследование креативности внесли В.Н. Дружинин и Н.В. Хазратова, они провели исследования, касающиеся адаптационных особенностей детей с разной степенью выраженности интеллекта и креативности. Т.В. Галкина, Л.Г. Алексеева, А.Н. Воронин, Л.И. Шрагина проводили экспериментальные исследования вербальной (речемыслительной) креативности. Они подходят к ассоциации как к одному из возможных механизмов вербальной креативности. Но, несмотря на различные исследования креативности, подход к ней остается полимодальный. Креативность рассматривают как креативный процесс, креативный продукт, креативную личность, креативную среду (сферу, структуру, социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества). Включаясь в креативный процесс, человек активизируется в креативной среде, приобретая черты креативной личности и затем актуализируется в креативном продукте.
Анализ работ зарубежных и отечественных исследователей позволяет сделать вывод о том, что в современной психологической и педагогической науке на сегодняшний день не существует однозначной интерпретации понятия креативность и единой типологии данного понятия.
Рассмотрим некоторые из них.
Э.П. Торренс выделяет наивную креативность, присущую детям в силу отсутствия у них опыта, который бы довлел над ними, и культурную креативность, суть которой в преодолении опыта, «в сознательном стремлении уйти от стереотипов обыденного сознания, от шаблонов здравого смысла». Ряд исследователей, например Фельдман соавторами , Р. Стернберг считает, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний. В связи с этим различают интеллектуальную и художественную креативность, а также предпринимательскую креативность, которая отражает потребность создавать новый продукт, новые услуги или организации, на которые человек имеет право собственности.
В западной психологии различают так называемую большую и малую креативность. М. Боден перевел это в термины «исторической» и «личностной» креативности. Первая имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество, вторая относится к обыденной жизни и обыденным ситуациям (например, применение монеты для нарезки сыра, когда нет ножа). Говорят также о коммуникативной креативности, под которой понимают проявление креативности при сотрудничестве с другими людьми в процессе творческой деятельности, способность мотивировать творчество других и способность аккумулировать творческий опыт других (Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов)
А.В. Гуськова изучала креативность при решении задач психологического содержания:
1) понимание и объяснение
эмоционального состояния
2) понимание различных смыслов высказывания;
3) прогноз психологических последствий конкретной жизненной ситуации.
Оказалось, что эта креативность не коррелирует с уровнем дивергентного мышления (по методике Гилфорда). Характерно, что решения не психологов носят более творческий характер при решении предложенных задач.
Из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод, что понятие креативность изучали в различных направлениях, как с позиции анализа жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности, так и с позиции анализа творческого мышления и его продуктов. Но еще многие аспекты такого широкого понятие как креативность остаются нераскрытыми, так же как и не единой типологии креативности. Многие отечественные и зарубежные ученные занимались вопросом развития данного личностного качества человека, что подтверждает актуальность выбранной нами темы.
2. Креативность в современном образовании как необходимое качество личности
Креативная педагогика — наука и искусство творческого обучения. Это — разновидность педагогики, противопоставленная таким видам педагогик, как педагогика принуждения, педагогика сотрудничества, критическая педагогика. Креативная педагогика учит обучаемых учиться творчески, становиться созидателями самих себя и созидателями своего будущего.
Сущность педагогического творчества часто трактуют как процесс решения бесчисленного множества задач в постоянно меняющихся обстоятельствах, а это значит, что педагогическая деятельность является творческой по своей сути. Многие педагоги, психологи, ученые считают, что преподавание есть искусство, а не ремесло.
Вполне естественно, что человек. Осуществляющий творческую деятельность, должен быть личностью творческой.
Любая творческая деятельность всегда замыкается на личности, на индивидуально-творческих способностях человека, который её выполняет. Поэтому. Для того чтобы поднять педагогическое ремесло на уровень педагогического искусства, прежде всего, необходимо развить и раскрыть творческий потенциал личности педагога. Творчество, так же как и индивидуальность, не укладывается в рамки стандартного, оно уникально и неповторимо, как неповторима личность каждого человека. Педагогическое творчество станет подлинным искусством только в том случае, если оно разовьется из глубины внутренних потребностей и индивидуальных способностей личности учителя.
По нашему мнению, источником педагогического творчества, возрастания творческого потенциала педагога может стать так психологическое знание, умение использовать его в каждой конкретной ситуации в работе, общения с каждым конкретным учеником, практическая психология самого педагога.
Движущей силой развития педагогического творчества является самопознание, самореализация, самоутверждение педагога. Ученый-психолог Я.А Пономарев успешно проводил исследования в области творчества. Он разработал схему структурно-уровневой организации психологического механизма творчества и установил три уровня развития творчества: созерцательно-объяснительный, эмпирический и действенный (ум, чувство, практическая деятельность). При этом, по его мнению, чувство не просто звено в цепи, а органическая часть целостной личности, так как без них немыслимо эффективное развитие ума и самой практической деятельности. Оно не просто соединяет ум с практической деятельностью, а придает им энергию действия. Вот поэтому формирование чувств является необходимым условием развитья педагогического творчества. Чувства и эмоции тесно связанны со всеми познавательными процессами, но прежде всего, с ощущениями и восприятиями.
Педагогическое творчество - это процесс проектирования и создания учителем своего опыта, направленного на совершенствования педагогического мастерства.
Специфику креативной педагогики определяет понятие творчества. Можно выделить пять основных групп определений творчества:
1. Творчество как всеобщая форма развития.
2. Творчества как форма труда.
3. Творчество как форма создания нового.
4. Творчество как реализация
внутреннего мотива
5. Творчество как мировоззрение.
С одной стороны, креативная педагогика должна быть отделена от обучения творчеству как предмету. Так, например, можно обучать даже творчеству совершенно нетворчески, то есть традиционными методами. Креативная педагогика, напротив, может быть применена к любому предмету, будь это математика, физика, языки или экономика. До определенной степени можно сказать, что предмет изучения не имеет значения, а вот методология (тип педагогики) имеет: именно поэтому введение творческих методологий изменяет процесс обучения/изучения. С другой стороны, нужно отделить креативную педагогику от творческого обучения, как такового. Так, например, учитель может быть очень творческим человеком и может быть даже лучшим учителем в школе, но может делать свое дело интуитивно (без знания и без преподавания специальных методов творческого развития), и тогда ученики будут любить и знать его предмет, но это не значит, что они сами станут творческими людьми или начнут творить в этой области знания.
В связи с тем, что большое количество развиваемых современных педагогических технологий декларируемых, как креативные, обладают недостаточными креативными возможностями, разработаны критерии креативности учебных программ, учебников и учебных пособий, одобренные и используемые педагогическим сообществом.
Некоторые из них:
1. Формирование цели обучения как достижения некоторого созидательного результата.
2. Наличие системы учебных
проблем, отражающих реальные
3. Наличие методов и средств, обеспечивающих субъект - субъектные отношения между педагогом и учащимися.
4. Наличие методов, средств
и задач по преодолению
5. Наличие специальных методов и средств, повышающих мотивации к обучению.
6. Наличие эвристических стратегий, тактик, методов, приемов и задач, предполагающих их использование.
7. Наличие методов, приемов и задач, развивающих ассоциативное мышление.
8. Наличие методов, средств
и задач, позволяющих выявлять
и использовать аналогии свойст
9. Использование функционального подхода при изучении объектов и постановке задач на их совершенствование.
10. Формирование у обучающихся осознания социальной значимости творческой деятельности, потребности в творчестве и осознания себя как субъекта творчества.
11. Наличие методов, средств
и задач выявления и
12. Наличие методов и средств конвергенции (сближения, переноса) знаний между различными предметными областями.
13. Наличие методов и
средств контроля и оценивания
творческих способностей
14. Наличие методов и
средств развития у
15. Наличие методов, примеров и заданий для формирования у обучающихся метафорического мышления, развивающего способность распознавать сходство и различие между объектами.
16. Наличие методов и
средств выбора и/или
17. Наличие методов и
средств выбора и/или
Информация о работе Креативность как актуальное качество личности. Педагогический аспект