Культурно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....3

2. Теоретические основы экологического воспитания
дошкольников.
2.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая
проблема …………………………………………..……………... ….4

3. Экологизация воспитательно-образовательной
деятельности………………………………………………………..…..9
3.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников…....9
3.2 Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом
процессе ДОУ………………………………………………………...11
3.3 Развивающая экологическая среда как фактор экологического
воспитания дошкольников………………………………………….15

4. ВЫВОД………………………………………………………………...26

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………… …...................26

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..…..30

Вложенные файлы: 1 файл

отпр.docx

— 76.99 Кб (Скачать файл)

Комнатные растения имеют  определенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень (а у некоторых и стебель) находится в земле; корень всасывает  из нее воду и питательные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от падения. По стеблю питательные вещества и влага поднимаются к листьям  и цветам. Дети узнают, что листья чаще всего зеленые, их много, ими  растение поглощает свет, дышит, очищая листья их от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно дошкольник сможет оказать действенную  помощь зеленым друзьям, ребенок  узнает, что все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать  надо осторожно. Комнатные растения человек специально разводит для  эстетического наслаждения, для  того, чтобы в помещении стало  красиво. Каждое из них красиво по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они в хорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных  растений достигается созданием  для них хороших условий. Комнатные  растения могут плохо себя чувствовать (в этом случае они плохо выглядят), если не удовлетворяются их потребности: бледная окраска листьев, вытянутые  стебли бывают при недостатке света; сохнут при недостатке влаги; вянут  и гибнут при обморожении; не растут (не дают новых листьев, побегов), не цветут при недостатке питательных  веществ в почве.

Комнатные растения имеют  неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни. Влаголюбивые растения имеют  тонкие листья, их следует часто  поливать. Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которых запасают влагу, их следует поливать редко. Светолюбивые растения ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать  вблизи окна, недалеко от него.

У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют  в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются  эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений, как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.

Если в семье собака или кошка, то дети получают представление  о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о  жизни этих животных, понимают, что  жизнь этих животных тесно связана  с человеком. Дети должны знать особенности  внешнего вида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как  они едят, где живут, пользу или  вред приносят человеку; получить представление  о содержании и кормлении домашних животных.

Хорошо, если ребенка приучают считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснется – тогда  можно с ним поиграть. Наблюдение за спящими животными тоже интересные: кошка принимает самые необычные  позы, собакам часто снятся сны, и  они повизгивают, ворчат, перебирают лапами.

Так как ребенок постоянно  находится в мире игры и хорошо умея обращаться с животными, он тем  не менее включает их в свои игры как партнеров, не всегда учитывая, что они живые.

Конечно, правильное обращение  ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой  природой играет важную роль в становлении  личности маленького человека.

Дети проявляют интерес  к жизни домашних животных, охотно наблюдают за ними, за их поведением, задают вопросы, слушают рассказы, сказки. Понимают их желания, потребности, проявляют  готовность ухаживать ха ними, умеют  правильно обращаться с ними (гладить, играть, ласково разговаривать), отражают эти впечатления в игре, изодеятельности.

Проанализировав опыт работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников, мы считаем возможным  представить следующую методику экологического воспитания в ДОУ:

- Создание в детском  саду условий для экологического  воспитания: развивающей среды, фонда  методических, наглядно-иллюстративных  материалов.

- Организация «экологических  пространств» в помещении детского  сада: групповые уголки природы,  зимний сад, теплица, комната  (салон) природы. Подбор и размещение  растений в соответствии с  их биологическими особенностями.  Экологический принцип содержания  животных, оборудование их помещений  под естественные условия жизни.  Аквариум – модель пресноводного водоема, искусственно созданная миниэкосистема. Правильный уход – способ поддержания ее равновесия.

- Организация и оборудование  «экологических пространств» на  участке детского сада: площадки  природы, микрофермы, «уголка нетронутой  природы» (леса, луга, пустыря). Экологическая  тропа на участке детского  сада: оборудование, использование  в педпроцессе.

- Труд людей как средообразующий  фактор в жизни растений и  животных. Создание условий для  труда детей и взрослых в  природной зоне детского сада. Выращивание и заготовка кормов  для животных.

- Наблюдение – ведущий  метод экологического воспитания.

- Сущность наблюдения  как чувственного метода познания  природы. Ведущая роль, экологический  характер содержания наблюдений. Познание в процессе наблюдений  морфофункциональных особенностей  живых существ, их взаимосвязи  со средой обитания, многообразие  видов, процессов роста и развития  растений и животных.

Психолого-педагогическое обоснование  экологического содержательного подхода  к наблюдению.

- Наблюдения в повседневной  жизни – ведущая форма приобщения  детей к окружающей природе.  Требования к проведению наблюдений. Циклы наблюдений за объектами  природы: определение содержания  отдельных наблюдений, построение  их последовательности, планирования. Разработка циклов наблюдений  за обитателями уголка природы,  сезонными явлениями, ростом и  развитием растений и животных  зеленой зоны детского сада.

- Организация и проведение  опытнической работы с объектами  природы Родного края, модернизирующая  деятельность с ними. Наблюдение  за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их  взаимосвязей со средой обитания.

- Календари природы и  их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления  дошкольников с сезонными явлениями  природы; работа с календарем  в разных возрастных группах  детского сада. Фиксация роста  и развития растении в календаре.  Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное  значение. Календарь наблюдении  за зимующими птицами и работа  с ними в разных возрастных  группах.

- Экологическое воспитание  на занятиях, во время экскурсий,  праздников.

- Различные типы занятий  по ознакомлению детей с природой  Родного края: первично-ознакомительный,  углубленно познавательный обобщающий, комплексный. Ведущая роль словесных  методов при обучении на занятиях. Формирование обобщенных представлений  о природе. Виды наглядности,  ее роль и место на природоведческих  занятиях. Детская природоведческая  литература, ее использование в  целях экологического воспитания.

- Детские праздники экологического  содержания, разработка сценариев,  проведение. Участие дошкольников  в природоохранительных мероприятиях.

- Прогулки, экскурсии, походы  с детьми на природу, их роль  в экологическом воспитании. Знакомство  детей с лесом, рекой (прудом, озером), лугом (поляной) как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.

 

3.3 Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников.

 

Поскольку в дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем, нахождение оптимальных способов включения  ребенка в культуру и в систему  социальных отношений является главной  задачей реформы образования. Образование  включает в себя две подсистемы: воспитание и обучение. По мнению О.С.Газмана  сущность педагогической деятельности в дошкольный период может быть обозначена термином «воспитание».

В ходе воспитания происходит обретение культурного опыта, способов деятельности, усвоение нравственных норм и отношений на основе наблюдения реальных межличностных социальных отношений, процессов, явлений как  естественных событий окружающей человека действительности, способных вызвать  эмоциональные переживания.

Чувственное восприятие окружающего  мира лежит в основе развития у  детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и  условиях жизнедеятельности живых  организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки  экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации  жизнедеятельности могут освоить  начальные основы представлений  и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры – базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все  эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической  культуры – это становление осознанно-правильного  отношения непосредственно к  самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим  на основе ее богатств материальные или  духовные ценности. Это также отношение  к себе, как части природы, понимание  ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с  природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под  руководством взрослых с предметно-природным  миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.  

Комплекс взаимосвязанных  задач в области обучения, воспитания и развития ребенка включает:

·        Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

·        Развитие познавательного интереса к миру природы;

·        Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

·        Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

·        Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

·        Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

·        Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

·        Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

·        Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.  

Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Следовательно, принципы отбора содержания, разработанные для  других уровней, должны быть адаптированы, конкретизированы и дополнены новыми, специфическими для дошкольного  звена. Только в этом случае будет  соблюден принцип системы непрерывного экологического образования – преемственность.   

Информация о работе Культурно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста