Культурно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....3

2. Теоретические основы экологического воспитания
дошкольников.
2.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая
проблема …………………………………………..……………... ….4

3. Экологизация воспитательно-образовательной
деятельности………………………………………………………..…..9
3.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников…....9
3.2 Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом
процессе ДОУ………………………………………………………...11
3.3 Развивающая экологическая среда как фактор экологического
воспитания дошкольников………………………………………….15

4. ВЫВОД………………………………………………………………...26

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………… …...................26

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..…..30

Вложенные файлы: 1 файл

отпр.docx

— 76.99 Кб (Скачать файл)

В концепции общего экологического образования отмечаются две группы принципов: общепедагогические (гуманизм, научность, систематичность и др.), содержание которых углубленно и  расширено экологической темой, и специфические для этой отрасли  образования (прогностичность, интеграция, взаимосвязанное раскрытие глобальных, национальных и краеведческих экопроблем  и путей их решения и др.).  

В целом можно отметить довольно хорошо разработанную систему  принципов экологического образования  школьников и студентов. В то же время  в отношении дошкольного возраста этот вопрос разработан в меньшей  степени.  

Анализ литературы и практический опыт работы позволяет предложить ряд  принципов отбора содержания экологического образования дошкольников.   

НАУЧНОСТЬ   

Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью  элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще  К.Д.Ушинский рекомендовал «не отвергать  науки для детей», т.е. «сообщений из разных областей науки, которые могут  быть полезны для ребенка и  выработки его миросозерцания». В то же время автор отмечал, что  с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой – не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития.  

Авторы «Основ дошкольной педагогики» отмечают, что  «в настоящее время приобретает актуальность вопрос о повышении научности не только школьных, но и дошкольных знаний». Естественно, речь не идет о необходимости формирования у дошкольников системы научных понятий. Однако, как подчеркивается в монографии, «создать предпосылки такого формирования, которые будут реализованы в школе, уже можно и у детей дошкольного возраста». В экологическом образовании эта проблема приобретает особое значение, так как многие работники дошкольных учреждений не обладают современными экологическими знаниями. В ряде методических разработок можно встретить элементарные экологические, биологические, географические ошибки. Существует мнение, что научная достоверность на дошкольном уровне необязательна, достаточно сформировать у детей положительное отношение к природе. Однако опыт показывает, что неправильная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире, и это сказывается на его поведенческих установках. Кроме того, неверная информация нарушает преемственность дошкольного и школьного обучения. Ребенок приходит в первый класс уже со сформированными неточными естественно-научными представлениями.   

Итак, у ребенка можно  и нужно формировать систему  научных экологических понятий, однако их содержание может быть объяснено  через специфически дошкольные виды деятельности. Таким образом, уже  в дошкольном возрасте ребенок должен получать только научно достоверную  информацию. На практике же этот принцип  зачастую нарушается.  

Опыт показывает, что большинство  детей этого возраста с большим  интересом относятся к знаниям  о природе, однако нередко эти  знания они черпают из рекламы, мультфильмов. Так, опросы детей старших групп показали, что 94% детей утверждали, что еж питается яблоками, грибами, орехами, 5% затруднились с ответом, правильный ответ дал 1% детей. Зачастую искаженные знания дети получают из литературы. Так, устоявшееся представление и воспитателей, и ребят о том, что еж является вегетарианцем, почерпнуто в основном из детской литературы и мультфильмов ( на самом деле еж – типичный представитель группы насекомоядных, хотя в неволе может съесть и кусочек морковки). Некоторые воспитатели и даже авторы развивающих игр, ставящие перед собой цель познакомить детей с классификацией живых организмов, делят их на птиц, животных, насекомых, рыб и т.п. (на самом деле животные – это обобщающее понятие для всех указанных групп), а дождевых червей, пауков причисляют к насекомым. Зачастую и классификация растений производится педагогами на совершенно разной основе: растения делятся на «деревья, кусты, цветы, травы, ягоды». Нередко к растениям относят и грибы. И таких примеров много. Иногда в текстах сложные научные термины совмещаются с рассуждениями на бытовом уровне, причем многие термины экологии трактуются неточно. Конечно, все это нельзя ставить в вину воспитателям, которые не могут знать все научные тонкости, дело не в этом. Проблема состоит в том, что такие околонаучные представления распространяются в качестве методических рекомендаций и воспроизводятся другими воспитателями и детьми.  

ДОСТУПНОСТЬ   

Крайне важным и тесно  сопряженным с принципом научности  является принцип доступности материала  для ребенка определенного возраста. Так, в некоторых работах предлагается знакомить детей с абстрактной  и мало понятной для них информацией, например, с такой: «…за один солнечный  день 1 га леса поглощает из воздуха  около 250 кг углекислого газа, а выделяет 200кг кислорода». Доступность предполагает также значимость для ребенка  получаемых знаний, их эмоциональную  окраску.  

Таким образом, из экологического образования дошкольников должны быть исключены научные термины, однако содержание некоторых из них может  быть объяснено детям в доступной, привлекательной и соответствующей  возрасту форме: игры, наблюдения, чтение литературы, рисование, лепка, театрализованная деятельность и т.д.    

ГУМАНИСТИЧНОСТЬ   

Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической  культуры. С позиции воспитания его  применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о  своем здоровье и желающего вести  здоровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования  является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Реализация принципа гуманистичности  особенно хорошо прослеживается, в  частности, в программах эколого-валеологического направления.  

Принцип гуманистичности  реализуется и через воспитание культуры потребления, чему у нас  в стране пока еще уделяется крайне мало внимания. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка  представлений о человеке как  части природы и о самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете, благоговение перед всеми  ее проявлениями.  

Принцип гуманистичности  применим и к отбору методики экологического образования дошкольников. Он подразумевает  переход с авторитарной модели обучения и воспитания на личностно-ориентированную  модель, педагогику сотрудничества взрослого  и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым. Этот момент особо важен для дошкольной педагогики, так как ребенку без  помощи взрослого трудно осознать себя партнером в общении с педагогом.   

ПРОГНОСТИЧНОСТЬ   

Для дошкольников данный принцип  означает, что в результате экологического образования у детей формируются  элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в  природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). В дошкольном образовании в силу возрастных особенностей детей прогностичность  ограничивается воспитание привычки и  умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они  наносят вред природе.  

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОСТЬ     

Деятельностный подход –  основа экологического образования  дошкольника. Именно поэтому программа  подразумевает организацию в  дошкольных учреждениях системы видов детской деятельности. Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения по программе, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. С одной стороны, такая деятельность – своеобразный результат сформировавшейся у дошкольника в процессе экологического образования мотивации и потребности, критерий уровня экологической культуры, с другой – в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок – окружающая среда». Так, Г.А.Ягодин отмечал, что «экологическое образование – это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни… Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение».  

Принцип деятельностности в  отношениях «ребенок – природа» в  дошкольной педагогике традиционно  реализуется в процессе ухода  за комнатными растениями, животными, работе на огороде. Однако с позиции  экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно  со взрослыми (особенно  родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.  

ИНТЕГРАЦИЯ   

В настоящее время данный принцип активно реализуется  в школьном экологическом образовании  и менее активно – в дошкольном. Важность этого принципа и на дошкольной ступени обусловлена несколькими  причинами: во-первых, интегративным  характером экологических знаний как  таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего  развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и  методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях  более реальной задачей, чем в  школе. Для экологии как науки  характерен высокий уровень интеграции: философии, науки, искусства, практической деятельности. На дошкольном уровне это  проявляется в необходимости  экологизации всей деятельности педагогического  коллектива и экологизации различных  видов деятельности ребенка.  

ЦЕЛОСТНОСТЬ   

Этот принцип тесно  связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию, отражая, прежде всего, целостное восприятие окружающего мира ребенком и его  единство с природой. В этом возрасте малыш действительно ощущает  себя частью того, что существует вокруг. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода.

 

 

 

  КОНСТРУКТИВИЗМ   

Конструктивный подход означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная  информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты  влияния человека на природу, педагог  обязан показать ребенку положительный  пример или возможность изменения  ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать  сам ребенок, его семья, детский  сад, привести факты успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.  

В настоящее время специальная  литература, конспекты занятий по экологии нередко содержат чрезмерно  негативную информацию. Распространено представление о том, что, чем  страшнее, эмоциональнее будет подана информация, тем эффективнее окажется результат. Пятилетним детям рассказывают о кислотных дождях, которые «отравили  землю», об «отравленном воздухе», «воде, которую невозможно пить».Особенно это характерно для рассмотрения темы об исчезнувших, редких животных, растениях, которые «умирают, погибают»  и которых человек должен спасти. Однако при этом ребенку не дается информация о том, как именно можно  это сделать, как люди могут спасти «умирающую землю» и т.д. Другие авторы объясняют детям, как «вместе  с дымом вредные вещества из заводских  труб поднимаются в небо и с  дождем проливаются на землю, обжигая  ветки и корни деревьев». Вряд ли эффективным результатом такого подхода в обучении можно считать  тот факт, что «дети даже лучше  взрослых связывают слово «экология» с понятием «тревога». Задачи экологического образования должны быть совершенно другими, а слово «экология» - вызывать у детей положительные эмоции, интерес, желание действовать, сохранять  среду обитания, красоту окружающего  мира.  

Результат тревожного подхода  хорошо прослеживается и в ряде рисунков, создаваемых как детьми, так и  воспитателями для детей. Так, на выставках можно увидеть детские  рисунки, плакаты, на которых природа, будущее людей изображаются исключительно  в темных, мрачных тонах, а надписи  пестрят словами «тревога, умирают, просят о пощаде, экологическая катастрофа»  и т.п. Вряд ли такой агитационный материал окажет положительное воздействие  на детей, скорее, он их испугает, вызовет  неприятие экологических проблем.   

Одна из задач экологического воспитания – сформировать положительное  отношение к экологии, к окружающему  миру. Изобилие отрицательных фактов, изложенных к тому же эмоционально негативно, производит на ребенка сильное  отрицательное впечатление и  может привести к развитию неврозов, появлению страхов.

 

 

  РЕГИОНАЛИЗМ  

Дошкольное экологическое  образование должно опираться на объекты ближайшего окружения, что  связанно с конкретным мышлением  детей данного возраста. Изучение глобальных проблем – кислотных  дождей, утончения озонового слоя, информация о которых иногда включается воспитателями в содержание занятий, представляется нецелесообразной. В  работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. Объяснить сущность глобальных проблем в большинстве  случаев воспитатель может только при помощи беседы, без наглядного материала. Все понятия, связанные  с глобальными проблемами, остаются для ребенка абстракцией, в чем-то даже сказкой и воспринимаются с  трудом. С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологических  представлений ребенка, навыков  экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде  происходит на основе его знакомства с объектами ближайшего окружения: помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной  квартирой, дачей, ближайшим парком, лесом, озером. Для решения задач  экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные  ребенку, сущность которых он может  познать в процессе детской деятельности.   

Регионализм проявляется  и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края, с учетом его  историко-географических, этнографических  особенностей. Это очень важный момент, так как опыт показывает, что многие дошкольники лучше знают представителей животного, растительного мира тропических  лесов, чем обитающих рядом с  ними. Поэтому крайне важно показать ребенку особенности взаимоотношений  человека и природы на примерах региона, в котором он живет.  

Информация о работе Культурно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста