Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:33, курс лекций

Краткое описание

1). Общее представление о педагогике как науке
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости".

Вложенные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word (3).docx

— 51.67 Кб (Скачать файл)

7)Взаимосвязь педагогической  науки и практики

    1. Педагогическая  наука и педагогическая практика  как элементы познания педагогической  действительности

    Любая наука  может определять в одном объекте  исследования свой специфический  предмет изучения. Предмет изучения  – воспитание – присущ различным  наукам. Исторический материализм,  например, изучает воспитание как  определенный элемент развития  общества; история – как определенный  элемент истории классовой борьбы  и классовой политики; психология  – как определенный элемент изучения и становления личности развивающегося человека. Обособленность и наличие признаков научности вообще определяются, в первую очередь, присутствием такого предмета изучения, который не изучается другой наукой.

    Отличительной  чертой педагогики в общей  системе наук является то, что  педагогика изучает процесс воспитания  человека.

    Начало изучения  научного исследования любой  науки обычно связано с определения  таких проблем: история возникновения  и развития этой науки, какие  особенные задачи она ставит  и проблемы исследует.

    Любая наука  вправе иметь основные исторические  этапы становления и область  определенных явлений и процессов,  которые она изучает и определение  которых имеет большое значение  для понимания ее теоретических  основ. Без этого наука не  могла бы развиваться. Потому  и появляется все большее количество  образовательно-воспитательных учреждений, увеличивается сеть народных  школ, дающих необходимую подготовку  детям, создаются специальные  учебные заведения по подготовке  учителей и начинает преподноситься  педагогика как отдельная специальная  научная дисциплина. Все это привело  к большому скачку в развитии  педагогической теории.

    Педагогика, появившись  как наука о воспитании детей  и молодежи, по мере увеличения  своих границ в области воспитания  и области действия субъективных  явлений в жизни общества, все  более становится наукой о  принципах педагогического влияния  на людей различного возраста.

    Постоянно совершенствуясь,  любая наука привносит в свои  теоретические знания новые понятия,  наполняется новым содержанием  и регламентирует свои научные  изыскания и исследования. Этот  процесс коснулся и педагогики. Педагогическая наука в современном  мире представлена в виде целой  системы педагогических наук.

    Таким образом,  педагогическая наука – это  сочетание длительной практики  процессов обучения и воспитания  личности на фоне развития  общества и социума, находящихся  под влиянием исторических систем. Педагогическая наука – это  итог долгого и последовательного  исследования принципа развития  личности.

    Научное знание  педагогической практики и теории  позволяет определять, какие именно  можно выбирать эффективные педагогические  решения.

    Как и в любой  науке, в педагогике существует  давний спор о том, что такое  педагогика: наука или искусство.  Практическая деятельность позволяет  разрешить данный спор. Практическая  деятельность педагогических процессов  и явлений многократно подтверждает, что без фундаментального знания  науки воспитания не может  развиваться искусство воспитывать.  Знание философских понятий закономерностей  обучения и воспитания, овладение  формами, методами и средствами  педагогического действия составляют  основу педагогического мастерства.

    Исследование педагогической  науки следует начинать с научно-познавательной  деятельности, на основе которой  может и должно развиваться  педагогическое искусство как  обязательная константа педагогической  практики.

    Настоящим педагогом  может быть человек, имеющий,  во-первых, призвание, внутреннее  осознание того, что это именно  его путь, а, во-вторых, также набор  научных знаний и опыт, позволяющие  постоянно находиться на пути  поиска, развития, самосовершенствования.

8)В разработке основных  компонентов содержания образования  в период с 1990-х по настоящее  время прослеживается два основных  подхода: знаниевый и компетентностный.

 

Согласно знаниевому подходу, основой содержания образования  являются знания, формируемые в учебном  процессе, а в структуре содержания образования выделяются следующие  компоненты:

• знания – теоретические сведения, отражающие систематизированный и обобщённый опыт, накопленный человечеством;

• умения и навыки применения знаний на практике по готовым алгоритмам в стандартных ситуациях (умение – владение осмысливаемым действием, выполняемым под контролем сознания; навык – действие, доведённое до автоматизма); 

• опыт творческой деятельности – способность личности применять усвоенные знания, умения и навыки (ЗУНы) в новых для себя ситуациях, алгоритм действий в которых заранее не известен; 

• опыт отношений к различным сторонам окружающего мира, к самому себе, формируемый в результате осмысления и эмоционального переживания приобретаемых личностью знаний и опыта.

При компетентностном подходе  основой содержания образования  являются компетенции – умения и  способности личности успешно решать те или иные задачи в учебной деятельности, в личностной и социальной сфере. Компетенции, формируемые в учебном  процессе, многочисленны, они относятся  к видам человеческой деятельности, к разным сферам социального взаимодействия.

 

В настоящее время в  основу конструирования содержания общего образования положена следующая  структура компетенций:

• личностные компетенции;

• метапредметные компетенции;

• предметные компетенции.

Содержание этих блоков компетенций  раскрыто в Федеральных государственных  образовательных стандартах общего образования.

 

В начале XXI в. преобладающим  становится именно компетентностный подход к конструированию содержания образования  на всех его ступенях.

 

Конструирование содержания образования для учащихся разных ступеней обучения основано на идее возрастосообразности педагогического процесса.

 

Ступень начальной школы  соответствует младшему школьному  возрасту. В этом возрасте на первый план выходит регламентация поведения  школьников. Учитель воздействует на детей путём своего включения  в сферу их жизнедеятельности. Фактором успешного включения выступает  авторитет учителя: ученик младших  классов усваивает новую для  него позицию школьника, и учитель  для него является образцом. В системе  мотивации учения в начальных  классах первое место занимают чувство  долга перед учителем, стремление выполнить его требования. На данном этапе учитель осуществляет диалогическое  общение преимущественно в форме  прямых субъективных требований (указание, запрещение), косвенных требований (совет), а также посредством системы  объективных требований (нормы и  правила).

 

Ступень основной школы (5-9 классы) соответствует подростковому возрасту. Особенности этого возраста связаны  с появлением нового уровня самосознания, который психологи условно назвали  «чувством взрослости», которое  выражается в стремлении быть и считаться  взрослым. Это абсолютно другая позиция  по отношению к окружающему миру и самому себе. Если представления  младшего школьника о себе подстраивались под мнения взрослых о нем, и отношения  строились на подчинении ребёнка  взрослому, то для учащихся подросткового  возраста такие отношения неприемлемы. В работе с учащимися-подростками  наиболее эффективно педагогическое воздействие  посредством информирования и стимулирования. В системе взаимоотношений подростка  и окружающих особое место занимают сверстники как более или менее  равные партнеры по общению. Предметом  активного эмоционального отношения  подростков становятся события коллективной жизни.

 

Ступень полной (средней) школы  соответствует старшему школьному  возрасту. В старших классах несколько  смягчаются (но не исчезают полностью) противоречия, свойственные подростковому  возрасту, и в большинстве случаев  устанавливаются взаимопонимание  и ровные отношения с окружающими, с учителями и родителями. На первый план выходит осознание своей  фактической жизненной позиции, собственных возможностей, а также  замыслов и стремлений. Старший школьник отличается нетерпимостью к нравоучениям, поэтому учителю необходимо сочетать информирование с инструктированием, которое выступает уже не как  прямое требование, а как санкционирование (одобрение решения, принятого учеником). 

 

5)Возрастосообразность –  свойство педагогического процесса, которое заключается в том,  что обучение и воспитание  наиболее эффективно, если осуществлять  его в соответствии с особенностями  возрастного развития ребёнка. 

 

В истории педагогической мысли давно сформировалось понимание  необходимости учёта возрастных особенностей учащихся, воспитанников. Так,Я.А. Коменский обосновал принцип  природосообразности – следования природе человека, его возрастным особенностям. Учитывать возрастные особенности детей призывали  Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт  и другие выдающиеся педагоги прошлого.

 

Возрастные особенности  – это комплекс физических и психологических  свойств, характерных для большинства  людей одного возраста.

 

Особенности возраста проявляются  в совокупности многих условий, среди  которых выделяются… 

- требования к ребенку,  предъявляемые на данном этапе  его жизни; 

- его отношения с окружающими; 

- характер знаний и  деятельности, которые он усваивает; 

- преобладающие способы  усвоения знаний и опыта действий;

- особенности различных  сторон физического развития  ребенка (например, особые условия,  обусловленные перестройкой организма  в подростковом возрасте).

 

Каждый период возрастного  развития – это качественно особый этап, который характеризуется совокупностью  многих изменений, определяющих своеобразие  структуры личности ребенка на данном этапе его развития. В педагогике принята следующая периодизация возрастов (нажмите, чтобы увеличить  таблицу).

 

 

 

Одним из примеров возрастосообразности педагогического процесса может  служить использование иллюстративного  материала в учебном процессе. В качестве иллюстративного материла в начальной школе наиболее часто  используются красочные иллюстрации, в старших классах применяются  структурно-логические схемы и табличные  формы систематизации учебной информации. Это сразу видно даже при сравнении  учебников, выпущенных для 1-4 и 10-11 классов.

 

Необходимость возрастосообразности обусловлена также наличием в  развитии ребёнка сензитивных периодов.

 

Сензитивный период развития – период в жизни человека, наиболее благоприятный для формирования у него определенных психологических  свойств личности и видов поведения. Иначе говоря, во время сензитивного периода определённое свойство личность формируется лучше всего и  легче всего. Например, сензитивным  периодам развития речи является возраст  от полутора до трёх лет. Если по истечении  этого времени речь развита недостаточно, впоследствии развитие речи будет связано  с большими трудностями, и есть вероятность, что это педагогическое упущение так и не удастся преодолеть.

10)Содержание образования  как фундамент базовой культуры  личности

Под содержанием образования  следует понимать:

1) систему научных знаний, практических умений и навыков;

2) систему мировоззренческих  и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести  учащимся в процессе обучения;

3) часть общественного  опыта поколений, которая отбирается  в соответствии с поставленными  целями развития человека и  в виде информации передается  ему.

Выделяются основные направления  содержания воспитания и образования:

1) физическое воспитание  и образование;

2) эстетическое воспитание;

3) трудовое воспитание;

4) умственное воспитание;

5) нравственное воспитание.

Составные части каждого  направления содержания воспитания:

1) знания;

2) навыки;

3) умения;

4) способности.

Знание в педагогике можно  определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки  и теоретические обобщения. Любое  знание может быть выражено:

1) в понятиях;

2) в категориях;

3) в принципах;

4) в законах и закономерностях;

5) в идеях;

6) в символах;

7) в концепциях;

8) в теориях.

Навыки состоят из приемов  контроля и приемов регулирования. Они рассматриваются как составной  элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени  совершенства.

Умение – это владение способами применения усвоенных  знаний на практике. Оно включает в  себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.

Способности – это развивающиеся  в процессе обучения психические  свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат  ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают  высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

Содержание образования  на всех этапах должно быть направлено на осуществление основных целей  воспитания:

1) формировать всестороннее  и гармоничное развитие личности;

2) обеспечивать умственное  развитие;

3) обеспечивать техническую  и трудовую подготовку;

4) обеспечивать физическое, нравственное и эстетическое  воспитание.

11)Концепции содержания  образования

В дидактике существуют различные  трактовки понятия «содержание  образования». В «Педагогическом  энциклопедическом словаре» содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень  развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Это  так называемый знаниево-ориентированный  подход к определению сущности содержания образования. При таком подходе  в центре внимания оказываются знания, заслоняя самого человека.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"