Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:04, курс лекций
1 .Общее представление о педагогике как науке
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение
В педагогических ситуациях обнаруживается
действие диалектического закона отрицания
отрицания. Процесс формирования личности
может быть изучен и правильно
понят как постепенное
Примером действия закона отрицания отрицания являются и процессы формирования учебных навыков. Для отработки навыка грамотного письма школьники вначале изучают грамматические правила. Когда правила из стадии простого их осознания в результате многочисленных упражнений трансформируются в действующий навык, появляется новое качество, вбирающее в себя осознанные правила и вместе с тем отрицающее необходимость дальнейшего сохранения их в памяти. Когда же отдельные навыки выстраиваются в систему .привычных действий, сам единичный навык грамотного написания того или иного слова, расстановки знаков препинания уступает место общему умению грамотного письма. Система навыков не требует осознания в процессе деятельности каждого из них.
Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними.
Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов:
Этот компонент характеризуется:
Этот компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели – «всестороннее гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств.
Связан с разработкой и отбором содержания
образования.
Содержание чаще всего предлагает и регулирует
преподаватель с учетом целей обучения,
интересов, склонностей учащихся;
Содержание конкретизируется в отношении,
как отдельной личности, так и определенных
групп в зависимости от возраста субъектов,
особенностей педагогических условий.
Характеризует взаимодействие педагогов
и детей, связан с организацией и управлением
процесса.
Средства и методы в зависимости от особенностей
воспитательных ситуаций складываются
в определенные формы совместной деятельности
воспитателей и воспитанников. Так достигаются
желаемые цели.
Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.
14.
15. Образование – это формирование определенного образа
(идеальная форма отражения объективной
действительности) человека, его личности.
Для того чтобы понять, что такое образование надо исследовать категориальное значение
этого понятия. Надо выявить содержание,
смысл, назначение понятия через соотнесение
его с релевантными понятиями (например,
социализация). Человек – общественное
существо, но практика доказывает, что
сразу он не становится общественным существом.
Каждый проходит социализацию. Это процесс
вхождения в общество, который может продолжаться
всю жизнь, процесс освоения индивидом
норм и ролей, принятых в данном обществе
посредством собственной и чужой активности.
Данный процесс протекает как стихийно,
так и сознательно, целенаправленно. образование – это необходимая составляющая социализации,
так как без этого института вообще нет
эффективной социализации. Образование прим
Функции образования: передача опыта;
закрепляет опыт людей; тиражирует опыт;
адаптирует человека к конкретной обстановке.
Образование включает в себя воспитание и обучение. Через воспитание,обучение чело
Воспитание – это целенаправленная деятельность
по формированию определенных личных
качеств человека (быть аккуратным, вежливым),
это процесс постоянного духовного обогащения
и обновления. Но воспитание – не просто рекомендации. Всякое воспитание это динамическое вмешательство, то есть,
воспитывая, мы изменяем бытие человека.
Но интересно, что не во всех культурах
так интерпретируется воспитание. Буддисты, например, воспитанием не взращивают и не переделывают человека,
а только выявляется природа человека.
В любом случае для избежания ошибок нельзя
представлять, что воспитуемый это пассивное
существо, глина, из которой можно вылепить
все, что угодно. Всякая воспитательная
деятельность – это двусторонний процесс,
в котором задействованы воспитатель
(субъект) и воспитуемый (тоже субъект,
а не объект, как можно было подумать).
Обучение – это сознательная деятельность, направленная
на освоение знаний, умений, навыков развития
умственных сил и способностей человека.
Отметим тесную связь между воспитанием и образованием – воспитывая, мы образовываем и наоборот.
Также надо знать, что воспитание и обучение< – это виды духовного производства человека.
Если воспитание это духовно-практический способ освоения
мира, то обучение это познавательно-теоретический способ
освоения мира. И если обучение создает предмет для человека, показывает
ему мир, то воспитание формирует субъекта для этого мира, способ
его действования в нем. Через образование наследуется опыт предыдущих поколений
человечества, оно консервирует опыт,
оно тиражирует, распределяет, кому сколько
дать знаний, адаптирует человека к конкретной
обстановке. И в каждом уважающим себя
обществе значение и рольобразование очень велики и прописаны в официальных
государственных документах (ФЗ «Об образовании»
трактует образование как целенаправленный процесс воспитания
и обучения в интересах личности, общества
и государства).
Деятельность по воспитанию и обучению
отражается в науке педагогика. Можно сказать, что педагогика – это система знаний о закономерностях
и способах образования, воспитания и
обучения. Все науки делятся на две группы
– науки теоретические и науки практические.
16. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.
Не только педагоги-практики, но и исследователи нередко за понятием "методология" видят нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и от образовательной практики. Между тем методология - это "система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности" [1]. Видный психолог С.Л.Рубинштейн писал, что "вопросы большой теории, правильно поставленные и верно понятые, это вместе с тем и практические вопросы большой значимости. По-настоящему видеть крупные теоретические проблемы это значит видеть их в соотношении с конкретными вопросами жизни" [2].
1 Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 365.
2 Рубинштейн С.Л. Бытие
и сознание: О месте психического
во всеобщей взаимосвязи
Есть и другие определения методологии как "учения о методе научного познания и преобразования мира" [3]. В современной литературе под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач [4].
3 Философский словарь. - М., 1975.
4 См.: Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М., 1978. - С. 31.
Эти определения методологии не противоречат друг другу. Более того, они отражают процесс постепенного развития области методологической рефлексии, осознание исследователями собственной деятельности, вынесение такой рефлексии за рамки индивидуального опыта. Исходя из этого, методологию педагогической науки следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.
Всякая методология выполняет регулятивные, нормативные функции. В этом, собственно, и состоит ее назначение. Но методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме, т.е. в форме предписаний, прямых указаний к деятельности (Э.Г.Юдин).
Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная направлена на регуляцию деятельности. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания.
17.В структуре методологического знания Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего, философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Третий уровень - конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях. Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
Все уровни методологии
образуют сложную систему, в рамках
которой между ними существует определенное
соподчинение. При этом философский
уровень выступает как содержат
Высшим уровнем
• понимание процедур, "закрепленных" за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки;
• осознание различных
понятий образования как
• установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;
• направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их "целостнообразующие" свойства;
• потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;
• стремление выявить
единство и преемственность
• критическое отношение к "самоочевидным" положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;
• рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса;
• доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания;
• понимание мировоззренческих,
гуманистических функций
18 . СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО
Содержание образования является одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры. В зависимости от существующих подходов к образованию, понятие «содержание образования» приобретает разные смыслы. В традиционном (знаниево-ориентированном) подходе содержание образования рассматривается как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» [Педагогический словарь, 1960].
В этом подходе знания становятся абсолютной ценностью, главным смыслом образования. При этом интересы самого человека, его потребности не учитываются, возникает явление «отчуждения» знаний от личности, школы от жизни.
В свете нового, личностно-ориентированного подхода к образованию его содержание понимается как педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества [И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин]. В этом случае содержание образования направлено на развитие целостной личности: ее природных особенностей (здоровья, способностей), ее социальных качеств (гражданина, деятеля) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).
В отборе содержании образования можно выделить две основные теории, которые сложились в конце XVIII - начале XIX вв.
Сторонники теории материального образования (или энциклопедизма) считают, что главное назначение образования состоит в передаче обучающимся как можно большего объема знаний из разных наук. При этом они придерживаются точки зрения Я. А. Коменского о том, что выпускник должен быть энциклопедически образованным.