Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:04, курс лекций
1 .Общее представление о педагогике как науке
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение
Соревнование в педагогическом
процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического
факта, что детям, подросткам и юношам
в высшей степени свойственно стремление
к здоровому соперничеству, приоритету,
первенству, самоутверждению. Вовлечение
учащихся в борьбу за достижение наилучших
результатов в учебе, труде и общественной
деятельности поднимает отстающих на
уровень передовых, стимулирует развитие
творческой активности, инициативы, новаторских
починов, ответственности и коллективизма.
В настоящее время соревнование по конкретным
показателям успеваемости учащихся не
проводится и не должно проводиться. Однако
полностью исключить соревнование из
наиболее важной области жизни и деятельности
школьников было бы неправильно. Опыт
лучших школ показывает, что использование
соревнования в учебной работе оказывается
возможным и приносит очевидную пользу,
если оно ведется за добросовестное отношение
к учению. В условия соревнования младших
школьников, напри мер, вносятся такие
обязательства: всегда выполнять домашние
задания, работать прилежно, не иметь замечаний
на уроке, иметь опрятные тетради, строго
выполнять школьный и домашний режим дня,
читать дополнительную литературу.
Соревнование может быть коллективным
и индивидуальным, рассчитанным на длительный
срок и эпизодическим. В процессе его организации
и проведения необходимо соблюдать традиционные
принципы: гласность, конкретность показателей,
сравнимость результатов, возможность
практического использования передового
опыта.
Действенность соревнования существенно
повышается при разумном насыщении как
учебной, так и внеучебной деятельности
вытекающими из самой логики учебно-воспитательного
процесса ситуациями переживания успеха,
связанными с положительными эмоциональными
переживаниями.
В переживании ситуаций успеха особенно
нуждаются учащиеся, испытывающие определенные
затруднения в учении. В связи с этим необходимо
подбирать такие задания, с которыми учащиеся
этой категории могли бы справиться без
особых затруднений и лишь потом переходить
к более сложным упражнениям. В опыте передовых
учителей с этой целью используются так
называемые сдвоенные задания, где первое
подготавливает к выполнению другого,
более сложного. Надежным путем создания
ситуаций успеха является дифференцированный
подход к определению содержания деятельности
и характеру помощи учащимся при ее осуществлении.
Естественными в этом случае должны быть
и словесные поощрения, подбадривание
ученика, вызывающие у него уверенность
в своих силах, стремление соответствовать
оценке учителя. Большое значение в создании
ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая
атмосфера выполнения тех или иных заданий,
поскольку это в значительной мере снимает
чувство неуверенности, боязни приступить
к внешне сложным заданиям.
К методам стимулирования деятельности
относятся познавательные игры и учебные
дискуссии, отнесенные выше к группе словесных
методов. Познавательные игры с учетом
возраста широко применяются в начальных
классах. Они примыкают к ситуациям переживания
успеха, поскольку тоже направлены на
создание ситуаций, но игровых, вызывающих,
как и предыдущие, яркие эмоциональные
переживания. Как правило, участниками
педагогического процесса в этом случае
наряду с детьми становятся и хорошо знакомые
им сказочные персонажи. Большое стимулирующее
воздействие оказывают и специально подобранные
дидактические игры типа электровикторин,
"Задумай число", "Математические
ступеньки".
Поощрение - способ выражения общественной
положительной оценки поведения и деятельности
отдельного учащегося или коллектива.
Его стимулирующая роль определяется
тем, что в нем содержится общественное
признание того образа действия, который
избран и проводится учеником в жизнь.
Переживая чувство удовлетворения, школьник
испытывает подъем бодрости и энергии,
уверенность в собственных силах и дальнейшем
движении вперед.
Нельзя полагать, что одобрение и поощрение
полезны всегда и везде. Воспитательное
значение поощрения возрастает, если оно
заключает в себе оценку не только результата,
но и мотива и способов деятельности. Надо
приучать детей ценить более всего сам
факт одобрения, а не его престижный вес.
Плохо, если ученик ждет награды за малейший
успех. Поощрение особенно необходимо
детям несмелым, неуверенным. К поощрениям
чаще всего приходится прибегать в работе
с младшими школьниками и подростками,
которые особенно чувствительны к оценке
их поступков и поведения в целом. Но лучше,
если это будут коллективные поощрения.
Учителю необходимо заботиться о том,
чтобы не появлялись ученики захваленные
и обойденные общественным вниманием.
Сила воспитательного влияния поощрения
зависит от того, насколько оно объективно
и находит поддержку в общественном мнении
коллектива.
Отношение к наказаниям в педагогике весьма
противоречиво и неоднозначно. В значительной
мере под влиянием теории свободного воспитания
в первые годы советской школы наказания
вообще были запрещены. Обосновывая правомерность
наказания как одного из методов педагогического
воздействия, А.С.Макаренко писал: "Разумная
система взысканий не только законна,
но и необходима. Она помогает оформиться
крепкому человеческому характеру, воспитывает
чувство ответственности, тренирует волю,
человеческое достоинство, умение сопротивляться
соблазнам и преодолевать их'".
Наказание - это такое воздействие на личность
школьника, которое выражает осуждение
действий и поступков, противоречащих
нормам общественного поведения, и принуждает
учащихся неуклонно следовать им. Наказание
корректирует поведение ребенка, дает
ему ясно понять, где и в чем он ошибся,
вызывает чувство неудовлетворенности,
дискомфорта, стыда. А.С.Макаренко называл
это состояние "выталкиванием из общих
рядов". Это состояние порождает у школьника
потребность изменить свое поведение.
Но наказание ни в коем случае не должно
причинять ребенку страдания - ни физического,
ни морального. В наказании нет подавленности,
а есть переживание отчужденности от коллектива,
хотя бы временного и небольшого.
Средствами метода наказания выступают
замечания учителя, предложение встать
у парты, вызов для внушения на педагогической
совет, выговор в приказе по школе, перевод
в параллельный класс или в другую школу.
Может применяться и такая форма наказания,
как изменение отношения к воспитаннику
со стороны учителя или классного коллектива.
Умелое применение наказаний требует
от учителя педагогического такта и определенного
мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться
анализом причин и условий, породивших
тот или иной проступок. В тех случаях,
когда ученик нарушил правила поведения
необдуманно, случайно, можно ограничиться
беседой или простым упреком. Наказание
приносит успех, когда оно согласуется
с общественным мнением коллектива. Педагог
поступает неправильно, если будет наказывать
по подозрению. По возможности надо избегать
коллективных наказаний, поскольку они
могут привести к объединению учащихся,
нарушающих общественный порядок и дисциплину.
Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо
сильнее действуют взыскания неожиданные,
непривычные.
Применение порицаний и наказаний в любой
форме в целях стимулирования и мотивации
учения является исключением и может быть
оправдано лишь в исключительных ситуациях.
Управление любым процессом
предполагает осуществление контроля,
т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования.
Крайне необходим он и для успешного протекания
педагогического процесса, что вполне
объяснимо с психологической точки зрения:
каждый из участников педагогического
взаимодействия неизбежно теряет рычаги
управления своей деятельностью, если
не получает информации о ее промежуточных
результатах.
С кибернетических позиций контроль призван
обеспечить внешнюю обратную связь (контроль
педагога) и внутреннюю (самоконтроль
ученика). Контроль направлен на получение
информации, анализируя которую педагог
вносит необходимые коррективы в течение
учебно-воспитательного процесса. Это
может касаться изменения содержания,
пересмотра подхода к выбору форм и методов
педагогической деятельности или же принципиальной
перестройки всей системы работы.
Контроль бывает разных видов и форм, а
также может осуществляться с помощью
разнообразных методов. Методы контроля
- это способы, с помощью которых определяется
результативность учебно-познавательной
и других видов деятельности воспитанников
и педагогической работы учителя. Наиболее
доступным методом контроля является
проводимое учителем планомерное, целенаправленное
и систематическое наблюдение за деятельностью
учащихся. В связи с тем что результаты
наблюдений за поведением и деятельностью
учащихся нелегко удержать в памяти, целесообразно
вести специальные записи в дневниках,
отражая как общие факты, так и конкретные,
касающиеся отдельных воспитанников.
Особую сложность представляет организация
контроля эффективности воспитательной
работы. Общие критерии ее эффективности
рассматривались ранее, а частные (например,
уровень сформированности отношений к
природе, обществу, коллективу, вещам и
т.п.) трудно поддаются измерению. Однако
есть устоявшиеся характеристики, по которым
можно судить об эффективности учебно-воспитательной
работы и педагогического процесса в целом.
Это уровень сформированности коллектива,
структура межличностных отношений в
нем, проявления социальной активности,
инициативности, ответственности, самостоятельности
и других общественно значимых характеристик.
Обобщенные и конкретные характеристики
педагогического процесса и его главных
участников (педагогов и воспитанников)
могут быть выявлены с помощью методов
специальной диагностики, которые подробно
рассматриваются в следующем разделе.
Контроль за учебно-познавательной деятельностью
Контроль в процессе обучения - наиболее
отработанная процедура как в теории,
так и в методике. Как относительно самостоятельный
этап он выполняет взаимосвязанные образовательную,
развивающую и воспитательную функции.
Образовательно-развивающее значение
проверки знаний, умений и навыков выражается
в том, что учащиеся не только получают
пользу, выслушивая ответ товарищей, но
и сами активно участвуют в опросе, задавая
вопросы, отвечая на них, повторяя материал
про себя, готовясь к тому, что сами могут
быть спрошены в любой момент. Обучающая
роль проверки и в том, что учащиеся слушают
дополнительные объяснения или комментарии
учителя по поводу плохого ответа ученика
или плохо усвоенного материала. Воспитательная
функция контроля заключается в приучении
учащихся к систематической работе, в
их дисциплинировании и выработке воли.
Ожидание проверки заставляет учащихся
регулярно учить уроки, вызывает необходимость
отказываться от развлечений и удовольствий,
если они мешают приготовлению уроков.
Регулярный контроль повышает ответственность
за выполняемую работу не только учащихся,
но и учителя, приучает к аккуратности,
формирует положительные нравственные
качества и коллективистические отношения.
Кроме того, контроль помогает ученику
самому разобраться в своих знаниях и
способностях, т.е. формированию самооценки.
А это одних избавляет от излишней самоуверенности
и самоуспокоенности, а другие начинают
ясно сознавать свои недостатки.
Теорией и практикой обучения установлены
следующие педагогические требования
к организации контроля за учебной деятельностью
учащихся (по Н.А.Сорокину):
индивидуальный характер контроля, требующий
осуществления контроля за работой каждого
ученика, за его личной учебной работой,
не допускающей подмены результатов учения
отдельных учащихся итогами работы коллектива
(группы или класса) и наоборот;
систематичность, регулярность проведения
контроля на всех этапах процесса обучения,
сочетание его с другими сторонами учебной
деятельности учащихся;
разнообразие форм проведения, обеспечивающее
выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей
функций контроля, повышение интереса
учащихся к его проведению и результатам;
всесторонность, заключающаяся в том,
что контроль должен охватывать все разделы
учебной программы, обеспечивать проверку
теоретических знаний, интеллектуальных
и практических умений и навыков учащихся;
объективность контроля, исключающая
преднамеренные, субъективные и ошибочные
оценочные суждения и выводы учителя,
основанные на недостаточном изучении
школьников или предвзятом отношении
его к некоторым из них;
дифференцированный подход, учитывающий
специфические особенности каждого учебного
предмета и отдельных его разделов, а также
индивидуальные качества учащихся, требующий
применения в соответствии с этими особенностями
различной методики проведения контроля
и педагогического такта учителя;
единство требований учителей, осуществляющих
контроль за учебной работой учащихся
в данном классе.
Соблюдение указанных требований обеспечивает
надежность контроля и выполнение им своих
задач в процессе обучения.
Виды контроля и формы его организации
На различных этапах обучения используются
различные виды контроля: предварительный,
текущий, тематический и итоговый. Предварительный
контроль направлен на выявление знаний,
умений и навыков учащихся по предмету
или разделу, который будет изучаться.
В V и Х классы приходят учащиеся с различным
уровнем подготовленности. Чтобы спланировать
свою работу, учитель должен знать, кто
что может и знает. Это поможет ему определить,
на чем следует больше задерживать внимание
учащихся, какие вопросы требуют больше
времени, а на чем следует только остановиться,
поможет определить индивидуальный подход
к каждому ученику.
Текущий контроль осуществляется в повседневной
работе с целью проверки усвоения предыдущего
материала и выявления пробелов в знаниях
учащихся. Он проводится прежде всего
с помощью систематического наблюдения
учителя за работой класса в целом и каждого
ученика в отдельности на всех этапах
обучения.
Тематический контроль осуществляется
периодически по мере прохождения новой
темы, раздела и имеет целью систематизацию
знаний учащихся. Этот вид контроля проходит
на повторительно-обобщающих уроках и
подготавливает к контрольным мероприятиям:
устным и письменным зачетам.
Итоговый контроль проводится в конце
четверти, полугодия, всего учебного года,
а также по окончании обучения в начальной,
неполной средней и полной средней школе.
По формам контроль подразделяется на
индивидуальный, групповой и фронтальный.
Они будут рассмотрены ниже в связи с раскрытием
методов контроля.
Методы контроля обучения
В учебном процессе в различных сочетаниях
используются методы устного, письменного,
практического (лабораторного), машинного
контроля и самоконтроля учащихся.
Устный опрос осуществляется в индивидуальной
и фронтальной формах.
Цель устного индивидуального контроля
- выявление учителем знаний, умений и
навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается
ответить на общий вопрос, который в последующем
разбивается на ряд более конкретных,
уточняющих. Обычно для ответа учащиеся
вызываются к доске. Дополнительные вопросы
при индивидуальном контроле задаются
при неполном ответе, если необходимо
уточнить детали, проверить глубину знаний
или же если у учителя возникают колебания
при выставлении отметки.
Устный фронтальный контроль (опрос) требует
серии логически связанных между собой
вопросов по небольшому объему материала.
При фронтальном опросе
от учащихся учитель ждет кратких, лаконичных
ответов с места. Обычно он применяется
с целью повторения и закрепления учебного
материала за короткий промежуток времени.
По отношению к индивидуальному опросу
фронтальный имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества в том, что он активизирует
работу всего класса, позволяет спросить
многих учащихся, экономит время. При фронтальном
опросе всем учащимся предоставляется
возможность участвовать в дополнении,
уточнении, подтверждении, исправлении,
но после состоявшегося ответа их товарища.
Недостатки же фронтального опроса очевидны:
не проверяет глубину знаний; возможны
случайные удачные ответы учащихся.
Письменный контроль редко бывает индивидуальным,
когда отдельным учащимся предлагаются
контрольные задания по карточкам. Обычно
это фронтальные контрольные работы по
математике, физике, химии, русскому языку
(диктанты, изложения, сочинения) и т.п.
Фронтальные и индивидуальные работы
могут быть рассчитаны на весь урок или
его часть. Во втором случае проверка осуществляется,
как правило, после выполнения задания.
Письменные работы могут предлагаться
также в форме отчетов, графических построений,
карточек и т.п.
Для контрольных мероприятий письменного
характера имеется широкий арсенал сборников
диктантов, задач и упражнений. Они используются
и для индивидуальной проверки знаний,
умений и навыков учащихся в случаях, если
ученик пропустил какую-то тему, чтобы
не отрывать весь класс от работы; если
у ученика речевые дефекты (плохо говорит)
или стесняется отвечать публично.
Практический контроль применяется на
уроках рисования (в начальных классах),
труда, физвоспитания, математики, физики,
химии. В старших классах с этой целью
проводятся лабораторные работы. На уроках
математики проводят измерительные работы,
на других уроках проверяют умения пользоваться
приборами типа амперметр, вольтметр,
микрометр и др. Другими словами, этот
метод контроля необходим, а следовательно,
и применяется, когда надо выявить сформированность
тех или иных умений и навыков практической
работы или сформированность двигательных
навыков, как, например, на уроках физкультуры
и изобразительного искусства.
С развитием информационных технологий
обучения все шире используется машинный
контроль. Наибольшее распространение
получили различные виды программированного
контроля, когда учащимся предлагается
из нескольких вариантов возможных ответов
выбрать правильный. Преимущества машинного
контроля в том, что машина беспристрастна.
Вместе с тем этот метод не выявляет способа
получения результата, затруднений, типичных
ошибок и других нюансов, которые не проходят
мимо внимания педагога при устном и письменном
контроле.
Возможности использования контролирующих
устройств, применяемых в школе, велики.
Однако они используются не всегда эффективно,
в частности из-за того, что учащимся не
доверяют работать самостоятельно. Этим
ограничиваются возможности самоконтроля.
Самоконтроль с применением машин сходен
с безмашинным контролем по окончательному
результату, который должен сочетаться
с самоконтролем по ходу выполнения задания.
Учащихся специально надо учить самостоятельно
находить ошибки, анализировать причины
неправильного решения познавательной
задачи и устранять обнаруженные пробелы.
Сочетание различных методов контроля
получило название комбинированного или
уплотненного контроля. Обычно это сочетание
устного и письменного опроса. Его сущность
заключается в том, что к доске для ответа
вызываются сразу несколько учеников,
из которых один отвечает устно, два или
больше готовятся к ответу у классной
доски, часть учеников выполняют письменные
задания по карточкам, а остальные участвуют
в опросе. Достоинства этого метода в том,
что он дает возможность основательной
проверки нескольких учащихся за небольшой
промежуток времени; применяется, когда
весь материал усвоен и есть необходимость
проверить знания сразу у нескольких учащихся.
29. Взаимосвязь методов осуществления
педагогического процесса и условия их
оптимального выбора
Между различными методами
существует органическая взаимосвязь
и взаимопроникновение. Руководствуясь
принципом оптимальности при выборе методов,
необходимо исходить из того, что каждый
метод ориентирован на решение определенного круга педагогических задач, но при
этом косвенно способствует решению и
других, но не в той мере, в какой эти другие
задачи могут быть решены с помощью иных
методов. Отсюда вытекает необходимость
оценки возможностей каждого метода, знания
его сильных и слабых сторон и выбора на
этой основе их оптимальных сочетаний.
В практической деятельности учитель,
выбирая методы педагогической деятельности,
обычно руководствуется целями воспитания
и его содержанием. Исходя из конкретной
педагогической задачи, учитель сам решает,
какие методы взять себе на вооружение.
Будет ли это показ трудового умения, положительный
пример или упражнение, зависит от многих
факторов и условий, и в каждом из них педагог
отдает предпочтение тому методу, который
считает наиболее приемлемым в данной
ситуации.
Метод сам по себе не может быть ни хорош,
ни плох. В основу педагогического процесса
кладутся не сами методы, а их система.
Методы педагогической деятельности,
при помощи которых достигаются ожидаемые
результаты, оставаясь принципиально
одинаковыми, бесконечно варьируются
в зависимости от множества обстоятельств
и условий протекания педагогического
процесса. Педагогическое мастерство
приходит только к тому учителю, который
находит оптимальное соответствие методов
закономерностям возрастного и индивидуального
развития учащихся. Будучи очень гибким
и тонким инструментом прикосновения
к личности, метод педагогической деятельности
вместе с тем всегда обращен к коллективу,
используется с учетом его динамики, зрелости,
организованности. Скажем, на известном
уровне его развития наиболее продуктивным
способом педагогического воздействия
является решительное, неукоснительное
требование, но неуместными будут лекция
или диспут.
Таким образом, выбор методов педагогической
деятельности не есть произвольный акт.
Он подчиняется ряду закономерностей
и зависимостей, среди которых первостепенное
значение имеют цели и конкретные образовательно-воспитательные
задачи, содержание и принципы, уровень
подготовленности класса и его развитие
как коллектива, возрастные и индивидуальные
особенности учащихся, особенности личности
самого педагога.
30. Принципы организации педагогического процесса
Принцип гуманистической направленности педагогического процесса — ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация это принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она не совместима с теориями стихийного, спонтанного развития детей.
Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесен содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. Реализация это принципа требует систематического ознакомления школьников текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала.
Необходимость связи педагогического процесса с производственной практикой обусловлена тем, что практика является источником познавательной деятельности, единственным объектив правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности.
Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью практикой является вовлечение воспитанников в посильную трудовую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчеств Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу — принцип, тесно связанный с предыдущим принципом организации педагогического процесса.
Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников.
Принцип научности имеет отношение и к методам педагогической деятельности и деятельности детей. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений и навыков научного поиска, на ознакомление их со {способами научной организации учебного труда.
При реализации принципа
научности проявляются два
Научно обоснованное построение педагогического процесса предполагает егоориентированность на формирование в единстве 1 знаний и умений, сознания и поведения.
Одним из фундаментальных
принципов организации