Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:04, курс лекций
1 .Общее представление о педагогике как науке
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение
Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в среде себе подобных, общение представляет собой особый вид деятельности, предметом которой является другой человек.
Требование преемственности предполагает такую организации педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, тот или иной урок являются логическим продолжением ранее проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития учебно-воспитательный процесс всегда обращен к личности учебника.
Преемственность предполагает построение определенной системы и последовательности в обучении и воспитании, так как сложные задачи не могут быть решены в короткий срок.
Систематичность и последовател
Последовательность и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие, где, с одной стороны, необходимость формирования системы знаний, умений и навыков по предметам, а с другой — необходимость формирования целостного мировоззрения о единстве и обусловленности явлений окружающего мира.
На практике принцип преемственности, систематичности и последовательности реализуется в процессе планирования. В ходе схематического планирования учитель намечает последовательность бучения отдельных вопросов темы, отбирает содержание, намечает систему уроков и других форм организации педагогического процесса, планирует повторение, закрепление и формы контроля.
Важнейшим организующим положением не только процесса бучения, но и всего целостного педагогического процесса является принцип наглядности.
Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.
Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, диапозитивов, карт, схем и т. п. Наглядность может применяться на всех этапах педагогического процесса. По линии возрастания абстрактности виды наглядности принято подразделять следующим образом: естественная (предметы объективной реальности); экспериментальная (опыты, эксперименты); объемная (макеты, фигуры и т.п.); изобразительная (картины, фотографии, рисунки); звуко-изобразительная (кино, телевидение); звуковая (магнитофон); символическая и графическая (карты, графики, схемы, формулы); внутренняя (образы, создаваемые речью педагога).
Чтобы не сдерживать развитие абстрактного мышления учащихся, в использовании наглядности важно чувство меры. Большое значение имеет сочетание применения наглядности с творческой работой детей по созданию наглядных пособий. В использовании наглядности должна быть вариативность, чтобы в знании воспитанников не запечатлелся какой-либо конкретного образ предмета или явления.
С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации детской жизни, прежде всего обучения и воспитания. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительно позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус и дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.
31. Принципы
управления деятельностью воспитанников
В организации деятельности воспитанников педагог игра ведущую роль. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость принципа сочетания педагогически управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов бот, давать советы, поощрять инициативу и творчество. Необходимым условием развития инициативы и самостоятельное школьников является развитие ученического самоуправления. В то же время следует избегать идеализации сил и возможностей детей, стихийности и самотека.
В стремлении к развитию детского самоуправления необходимо ставить увлекательные цели и вызывать потребность в коллективной деятельности; отказаться от чрезмерной регламентации, ненужной опеки, администрирования, подавления инициативы, самостоятельности и творчества; опираться на доверие, разнообразить виды поручений; обеспечивать своевременную смену позиций руководства и подчинения.
Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессеотражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе. Активность личности социальна по своей природе, это концентрированный показатель ее деятельной сущности. Однако активность школьников должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний.
Важнейший принцип организации детской деятельности — уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление.
Разумная требовательность
всегда себя оправдывает, но ее воспитательный
потенциал существенно
Практическая реализация принципа уважения к личности сочетании с разумной требовательностью тесно связана с пришлом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны личности.
Успешная реализация указанных принципов возможна ли при соблюдении еще одного принципа — согласованности требований школы, семьи и общественности.
Единство и целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается тесным взаимодействием всех педагогических систем. Нетрудно себе представить, что, если воспитательные влияния, исходящие от этих систем, не будут сбалансированы сгармонированы, будут действовать в различных направления, а то и противоположных, школьник приучается рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему усмотрению.
Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельны педагогических действий. Сущность параллельного действия состоит в том, что, воздействуя не на отдельную личность, группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает из объекта в субъект воспитания.
На фоне педагогических требований воспитателя в развитом коллективе формируется общественное мнение, которое выполняет регулирующие функции в системе коллективных и межличностных отношений. Сила и авторитет общественного мнения тем шире и влиятельнее, чем больше сплочен и организован ученический коллектив.
В соответствии с принципом доступности и посильности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
С предыдущим принципом
теснейшим образом связан принц
Возрастной подход прежде всего предусматривает изучение актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей, подростков и юношей. Замечено, что эффективность воспитательной работы снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенной воспитанников требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности не оставались неизменными на разные возрастных этапах. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, методы, мечты и переживания воспитанников. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.
Организующим принципом
руководства деятельностью
Реализация этого принципа
справедливо связывается пред всего
с деятельностью памяти, но не механической,
а смысловой. Только увязывание нового
с ранее усвоенным, только введение новых
знаний в структуру личностного опыта
учащий обеспечат их прочность. Прочными,
как правило, становятся те знания, которые
добываются самостоятельно. Они надежно
оседают в сознании и имеют тенденцию
переходить в убеждения. Большое значение
имеет и эмоциональный фон, сопровождающий
изучение и усвоение материала, выработку
умений и навыков.
Прочности и действенности результатов деятельности способствуют упражнения в применении знаний, умений и навыка обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументирование выступления и т. п. Прочным достоянием памяти становятся! знания, в которых учащиеся испытывают постоянную потребности, нужду, которые стремятся применить в своей практической деятельности.
Различают содержание общего и профессион
В педагогической науке
выделен ряд факторов, детерми
Социальные, профессиональные, культурные требования общества к выпускнику школы. Эти требования определяются общим прогрессом – уровнем развития науки и техники, экономики, культуры, социальной сферы. Обучение должно подготовить выпускника к различным видам деятельности: познавательной, профессиональной, общественной, культурной, досуговой, лично-семейной. Для подготовки к этому школа должны иметь совокупность предметов обучения.
Вторым фактором отбора содержания образования является его соответствие психологическим возможностям, развитию школьников на разных ступенях обучения и степень его удовлетворения ряду дидактических принципов (научности, доступности, систематичности, последовательности).
Третьим фактором являются потребности личности в образовании. В соответствии с личностной ориентацией образования не только общество выдвигает требования к образованию, но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании и одновременно личностным потребностям, способностям, склонностям.
В педагогике при формировании
содержания общего образования ученые
и политики руководствуются следующими при
Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Содержание образования разрабатывается, строится с учетом развития науки, техники, потребностей общества и личности и должно постоянно обновляться.
Принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Формирование содержания образования, т.е. состава учебных дисциплин требует учета форм, методов, технологий обучения, педагогического процесса, передачи учебного материала, уровней его усвоения, также организации учебного процесса.
Принцип гуманитаризации и гуманизации содержания общего образования. Он требует, чтобы содержание образования способствовало формированию мировоззрения, системы взглядов и убеждений личности, было направлено на усвоение школьниками важнейших составляющих общечеловеческой культуры: интеллектуальной, политической, нравственной, правовой, физической, экологической культуры; культуры общения и семейных отношений; культуры труда и жизненного самоопределения.
Принцип фундаментализации содержания образования. Он предполагает изучение важнейших базовых гуманитарных и естественнонаучных знаний, установление межнаучных связей, направленность на обеспечение формирования целостной картины мира, знание его фундаментальных законов. Содержание образования представляет не только совокупность сведений о мире, оно должно вооружать школьников научными и практическими методами анализа явлений, самостоятельного мышления и приобретения теоретических и прикладных знаний.
Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности, компонентами которой являются когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности. Этот принцип требует направленности содержания и процесса обучения на формирование опыта учащихся, базовой культуры личности.
Изложенные принципы, предъявляемые к содержанию общего образования в школе, нашли отражение в ст. 14 Закона РФ «Об образовании»:
«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень обшей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.