Лицензирование образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 07:01, доклад

Краткое описание

Лицензирование образовательных учреждений в соответствии Федеральным Законом "Об образовании" (ст.33) является одной из форм обеспечения государственных гарантий получения качественного образования.

На протяжении последних лет в соответствии с программой "Модернизации столичного образования" ("Столичное образование -3") создана система документальных положений учреждений, которые осуществляют лицензирование, аттестацию образовательных учреждений и работников образования.

Все эти процедуры осуществляются на основе нормативно-правовых документов, главным из которых является Закон РФ "Об образовании" и "Положение о лицензировании образовательных учреждений" утвержденное постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796

Вложенные файлы: 1 файл

образовательное право.docx

— 50.31 Кб (Скачать файл)

 

При заполнении блока "Охрана труда" в экспертном заключении необходимо указать о наличии документов в полном объеме или документация требует какого-либо пополнения. Обязательно отмечается наличие документов по охране труда - инструкции, журнал инструктажа, регулярность обучения на курсах по охране труда ответственных по этому вопросу (директора, заместителей, ответственного по охране труда, учителей физики, информатики, технологии, химии и др.) Реализацию на практике выполнения инструкций по охране труда отмечают проверяя регулярность инструктажа, наличие документации по охране труда, наличие документов, подтверждающих своевременность обучения. К документации можно отнести наличие инструкций при работе на месте, инструкции для не электротехнического персонала с присвоением 1 группы, противопожарную безопасность (инструкции и журнал инструктажа), правили внутреннего трудового распорядка.

 

В экспертном заключении необходимо отразить дату (год) последнего ремонта, причем указать какой это был  ремонт капитальный или косметический. Нужно отметить проблемы и состояние крыши, подвала, спортивного зала, щитовой, туалетов, учебных аудиторий, медицинского кабинета, учительской, столовой, актового зала и других помещений. Обязательно отметить особенности состояния этих помещений.

 

Если есть в школе арендаторы, то необходимо проверить договора аренды и условия соблюдения ее в соответствии с санитарными и гигиеническими требованиями.

 

Обязательно указываются  особенности учебного процесса, например начальная школа, располагается  в отдельном помещении.

 

Система дополнительного  образования обязательно отмечается в экспертном заключении. Обращается внимание на характер оказания услуг  дополнительного образования, то есть платное или бесплатное. Если система  дополнительного образования бесплатная, то она должна не повторять программу  общего образования. На каждую программу  необходим учебный план, планирование занятий, расписание. Необходимо обязательно  отметить, что уровень образования  педагогов дополнительного образования  должен соответствовать уровень  предметов дополнительного образования. Например, если в школе осуществляются занятия в стрелковом кружке, то они должны походить в специально оборудованном месте, которое не имеет окон. Место хранения оружия необходимо оборудовать сигнализацией, специальными сейфовыми шкафами  для хранения оружия. Педагог дополнительного  образования обязан своевременно пройти переподготовку по владению оружием  и иметь документ о педагогическом образовании (Диплом военного училища)

 

По итогам экспертизы делается выводы

 

Условия осуществления образовательного процесса соответствуют (или не соответствуют) заявленным программам начального, общего и среднего (полного) образования.

 

Устав образовательного учреждения соответствует (или не соответствует) действующему законодательству и позволяет  реализовать на практике заявленные программы.

 

Материально - техническая  база позволяет (не позволяет) реализовать  образовательные программы

 

Оборудование и оснащенность - новое, но в 50% случаев морально устаревшее. Требует значительного пополнения и замены. Оборудование кабинета домоводства (обслуживающего труда) находится в  неудовлетворительном состоянии.

 

Педагогическими кадрами  образовательный процесс обеспечен  с В.П.О. на 98%, штатных учителей 86%, повышение квалификации за 2008-09 г. прошли 48 % уровень образования подтвержден соответствующими документами.

 

Документация по охране труда  представлена в полном объеме (требует  пополнения, не представлена)

 

После выводов указываются  нарушения и замечания:

 

Например, малый процент  учителей высшей категории 7%

 

Экспертное заключение подписывается  председателем комиссии и членами  комиссии.

 

4. Требования к личности  эксперта.

 

4.1. Психологические закономерности  общения.

 

Любой эксперт, выходя в образовательное  учреждение, получает задание в соответствии с заявленными позициями. Эти  позиции невольно являются установочными. В процессе процедуры лицензирования эксперт общается, "читает", расшифровывает полученные внешние данные. С.Л. Рубинштейн писал: "в повседневной жизни, общаясь  с людьми, мы ориентируемся в их поведении. В процессе общения вырабатывается определенный психологический план".

 

Эксперт должен спокойно, не анализируя причин увиденного, отобразить в экспертном заключении все особенности  образовательного учреждения.

 

Не всегда установка, полученная в результате заявления на лицензирование, является верной. Эксперт должен отрешиться от своей школы и четко "сфотографировать" то, что есть в данном образовательном  учреждении.

 

Бывает, что установка, мнение у эксперта, полученное не со стороны, а обусловленное состоянием в  данный момент, жизненными ассоциациями, сложившимися антипатиями или симпатиями, влияет на выводы или заключения. Этого  следует избегать. Нравится или нет, это не определяет итог решения. Верно или нет в соответствии с Законом или Положением - вот что должно заботить эксперта.

 

Жизненный багаж человека складывается из направленности личности (цели, установки, потребности, ценности, идеалы), из задатков, способностей, знаний каждого человека, из темперамента, характера, стиля взаимоотношений  с окружающими. Эти особенности общения могут так или иначе влиять на процесс общения. Многие замечали, как свободно и уверенно чувствует себя человек, когда разговор заходит о сфере деятельности, которой он успешно владеет. Однако о незнакомом предмете суждения будут неуверенными, не четкими. Поэтому эксперт должен быть хорошо образован по различным вопросам, касающимся процедуры лицензирования и составления экспертного заключения.

 

4.2. Особенности психического  склада человека.

 

Есть характеристики человеческой личности, генетически, то есть от рождения, заложенные в ней. Эти индивидуальные особенности определяют способность  человека к общению, быстроту реакции  в коммуникативной деятельности, тип нервной деятельности, острот переживаний, эмоциональное восприятие успеха и неудач в общении и  других видов деятельности.

 

Проявляются они в темпераменте, общем стиле поведения.

 

Темперамент - от латинского слова temperamentum, что означает надлежащее соответствие частей, соразмерность - характеристика человека со стороны его динамических особенностей: интенсивности. Быстроты, темпа, ритма психических процессов и состояний. Различают четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

 

Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный. Образно можно охарактеризовать так: "Бег могучего потока"

 

Холерик - сильный, неуравновешенный, стремительный. "Поток мощно и  стремительно низвергает свои воды с  утеса".

 

Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный. "Спокойное, гладкое течение  многоводной реки"

 

Меланхолик - слабый, при слабости, как возбуждения, так и торможения, преобладают тормозные процессы. "Слабый ручеек на равнине, который  может превратиться в болотце".

 

Чистый темперамент встречается  довольно редко. Чаще в человеке встречаются  черты разных типов, хотя преобладают  свойства какого-нибудь одного. Ни в  коем случае нельзя смешивать свойства темперамента с чертами характера. Честным, добрым, тактичным, ответственным, смелым или, наоборот, лживым, грубым, злым, трусливым может быть человек с любым темпераментом. Правда, проявляются эти положительные или отрицательные черты по-разному у людей с тем или другим темпераментом.

 

Важно учитывать, что на базе определенного темперамента одни черты  личности вырабатываются легче, а другие труднее. Зная свой темперамент, темперамент  коллег или оппонентов, можно осознанно, опираясь на его положительные проявления и преодолевая его отрицательные, развить свои коммуникативные способности  или созидательную деятельность. Поэтому, если от эксперта требуется  сосредоточенно, скрупулезно определить состояние материальной базы, соответствие учебной деятельности заявленным программой в соответствии с принятым законодательством, то эту работу лучше поручать флегматику. Так как деятельность эксперта предполагает быструю возможность фиксирования увиденного состояния дел, то в экспертную групп лучше включать специалистов разных темпераментов.

 

4.3. Секреты продуктивного  общения.

 

Одна из потребностей человеческого  общения - это быть оцененным, понятым, признанным. Это как никогда в  современных условиях является одной  из задач лицензирования и аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров. Отсюда очень важно давать собеседнику высказаться, почувствовать  свою значимость, проявить внимание к  собеседнику. Очень важно правильно  построить беседу, дать возможность  показать себя с лучшей стороны, но при этом выявить, отметить тактично недочеты. И эти упущения, и недочеты необходимо отразить в экспертном заключении. Необходимо достичь правильного  отображения в экспертном заключении увиденного исходя из сути дела, а не из субъективных позиций эксперта. Необходимо настойчиво идти в цели экспертизы, в тоже время, соблюдая гибкость и гуманность. Необходимо стремиться достичь того что намечено, оставаясь в рамках приличий. При  этом следует учитывать три основные категории: восприятие, эмоции, ощущение. Различные ситуации в отношениях между людьми попадают в одну из этих трех категорий коммуникативной  культуры.

 

Восприятие - выявление образа мыслей противоположной стороны. Отсюда правило - поставь себя на место другого, не делайте вывода исходя из собственных  суждений. Действуй по правилу - обсудить различия. Пусть другая сторона проявит  себя, спросите совета, учитывайте имидж  участника общения. Это требование уважительного отношения к собеседнику  разного уровня.

 

Эмоции - прежде всего надо осознать свои чувства и чувства, настроение партнеров. Позвольте другой стороне, если накаляются страсти, "выпустить  пар", не реагируйте, ведь главное  для вас достичь объективного результата экспертизы.

 

Общение - будьте вежливы, деликатны, сдержанны. При проведении экспертизы необходимо указать на недостатки, но не обсуждать, почему такое положение  дел произошло. Нельзя говорить: "Вы не правы!", "Вы не выполнили данную работу!". Необходимо просто отметить в заключении увиденное. Решение принимает комиссия, а не эксперт.

 

4.4. Конфликт, его природа  и методы разрешения

 

Конфликт, как известно, - это столкновение мнений, позиций, социальных и политических ориентаций. По своей  сути конфликты бывают разными по уровню проявлений и по своему влиянию, позитивному или негативному, на характер взаимоотношений.

 

4.4.1 Природа конфликта

 

История человечества изобилует  международными, межгосударственными  конфликтами, приносящими горе, разрушения, лишения тем, кто оказывается  вовлеченными в них. В этих противоречиях  нет разумности и человечности. Поэтому  в последнее время особое внимание уделяется утверждению культуры мира, формированию установок толерантности  в сознании человека и предупреждение экстремизма в отношении между  народами.

 

Другой уровень конфликтов - противоречия между политическими  партиями, думскими фракциями, группировками, социальными сообществами. Свидетелями  таких конфликтов мы становимся постоянно, получая информацию из средств массовой коммуникации. Источниками таких  конфликтов бывают экономические, мировоззренческие, идеологические и даже личностные противоречия, но так или иначе они носят  характер политических конфликтов. Политические конфликты - одна из форм социальных конфликтов, которые могут носить различный  характер. Особую боль и тревогу  вызывают конфликты, вызванные межнациональными, межэтническими, межконфессиональными противоречиями. Военные столкновения последних лет неизбежны по человеческим жертвам, но и тем, что на долгие годы оставляют след озлобленности и  нетерпимости в сознании, незаживающие раны в душах людей. Одно из пагубных последствий этих конфликтов - международный  терроризм, омрачивший начало третьего тысячелетия. События последних  лет в нашей стране и за рубежом  убедили, что противостоять разгулу  жестокости и бесчеловечности можно  только путем объединения.

 

Третий уровень - межличностные  конфликты. Они тоже могут носить социальный характер. Такой конфликт между поколениями раскрыл И.С. Тургенев в романе "Отцы и дети". Аналогичный конфликт мы наблюдаем  и сегодня, причем в современных  условиях он приобретает особую остроту  из-за того, что диапазон расхождений  в интересах, ценностях, предпочтениях  между старшими и младшими поколениями  проявляется особенно резко.

 

Проявление национализма, экстремизма, утверждение превосходства  одной религии над другой - все  это неприятие иного - иной культуры, иной религии, иного этноса, иных традиций, установок, мнений.

 

Другая категория конфликтов тоже носит межличностный характер и в своей основе имеет различия во мнениях, позициях, установках, ценностях, ориентациях, но их проявление не связано  с неприятием другого. Они могут  возникать из-за непонимания, неприязненного отношения друг к другу, обиды, некорректного  отношения друг к другу, бестактности, спонтанно возникающих. Непредвиденных ситуаций в процессе общения или из-за различного отношения к определенным событиям, явлениям, предложениям.

 

Подобных столкновений между  старым и новым, между устоявшимся, привычным и инновационным мы встречаем в педагогическом пространстве довольно часто. В общении эксперта с лицензиатом не должно быть авторитарных позиций, преобладающих в условиях тоталитарного режима. Эксперт должен стоять на позициях педагога - гуманиста, проводя открытую гуманистическую  экспертизу. Дискуссия по поводу преимущества преподавания по линейной или концентрической  схеме, тоже является конфликтом между  старым и новым. Эта дискуссия  отвечает понятию "В споре рождается  истина".

Информация о работе Лицензирование образовательных учреждений