Мастерство классного руководителя: сущность, методика его работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим, целью данной работы является изучение основных составляющих мастерства классного руководителя.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические источники по проблеме;
- рассмотреть сущность работы классного руководителя;
- изучить практическое использование методик работы классного руководителя;
- сделать выводы о составляющих мастерства классного руководителя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Модель классного руководителя XXI в…………………………… 5
1.1. Развитие классного руководства:историко-логическая характеристика. 5
1.2. Основные характеристики классного руководителя…………………... 11
Глава 2. Деятельность классного руководителя………………………….. 17
2.1. Общая характеристика…………………………………………………… 17
2.2. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя……… 23
2.3. Организаторская деятельность классного руководителя……………… 34
2.4. Гностическая деятельность классного руководителя…………………. 46
Глава 3. Планирование работы классного руководителя……………….. 51
3.1. Подготовка к разработке плана…………………………………………. 51
3.2. Структура плана………………………………………………………….. 53
3.3. Коллективная подготовка дела………………………………………….. 58
Заключение……………………………………………………………………... 59
Список используемой литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Борисоглебский государственный педагогический институт»

Факультет биологии

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Мастерство  классного руководителя:

сущность, методика его работы.

 

 

 

 

                                                                          Выполнил:

 Студентка 4 курса

                                                                                  Безрукова Л.Р.

                                                                           Проверил:

Доцент,     канд.пед.наук

                                                                       Емельянова Л.К.                                               

                              

 

 

Борисоглебск

2009

 

Оглавление

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основным структурным  элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. К каждому классу, начиная с IV, приказом по школе прикрепляется один из успешно работающих в данном классе учителей. Это – классный руководитель.

Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем.

В отличие от школы 70-80-х  гг., когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне, в настоящее время позиция классных руководителей меняется. Большинство из них понимают воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Отсюда следуют и изменения системы работы.

Общий официальный фон и тон  упоминаний о воспитательной работе в начале нового тысячелетия в  нашей стране изменился. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» высказывается пожелание о возвращении воспитанию положения «первостепенного приоритета» [4].

В этом и ряде других документов: Конвенции о правах ребенка, Законе РФ "Об образовании", определяются конкретные ценностные ориентиры для воспитательной работы.

Определенной точкой отсчета может служить введенное с 1 января 2006 года вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ.

Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре.

 Классное руководство как проблема собирает в узел всю совокупность самых разных и сложнейших вопросов воспитания школьника. И поэтому она вдвойне интересна: она позволяет раскрыть широкую картину научного видения воспитательного процесса и выверить школьные традиции организации воспитания детей, устоявшиеся в течение многих десятилетий, а заодно развернуть идеальную конструкцию логически точного и ясного практического воплощения научно-педагогических идей.

В связи с этим, целью данной работы является изучение основных составляющих мастерства классного руководителя.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические  источники по проблеме;

- рассмотреть сущность  работы классного руководителя;

- изучить практическое  использование методик работы  классного руководителя;

- сделать выводы о  составляющих мастерства классного  руководителя.

Объектом исследования является деятельность классного руководителя.

Предметом изучения являются функции и характеристики видов деятельности классного руководителя.

 

 

 

Глава 1. Модель классного руководителя XXI в.

 

1.1. Развитие классного руководства: историко-логическая характеристика

 

Воспитание – одно из приоритетных направлений деятельности Министерства образования, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений всех видов и типов. Под целью воспитания понимают те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы [22]. В концепции организации Российского образования на период до 2010 г. сформулированы важнейшие задачи образования: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [4]

В решении этих задач  ведущая роль отводится классному  руководителю. Рассмотрим основные аспекты развития классного руководства в России.

В России первое упоминание о школе можно найти в русских  летописях 988 года. В «Повести временных  лет» можно прочитать такую фразу: «Послал князь Владимир собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение».

В 12 веке князь Кирилл Туровский написал произведение, которое назвал: «Слово о том, яко не забывати учителей своих». В нем он писал: «Если и научился и от простого человека, не от иерея, то держи в своем сердце и уме память о нем до исхода души своей».

Издревле складывалось на Руси уважительное отношение к  учителю. Премудрый Епифаний, обращаясь  в своем «Слове похвальном Сергию Радонежскому» восхваляет Сергия не только как чудотворца, но и как  Учителя: «…он был отцам отец и учителям учитель… неложный учитель, добрый пастырь, праведный учитель, неподкупный наставник…»

В.И. Даль так дает определение  функции учителя. «Учитель – это  обучатель, который должен учить, поучать, наставлять».

В России идеи классического  образования, по общему мнению историков (П.Н. Милюкова, И.М. Демкова и пр.), начали распространяться с 17 века, когда появились первые Греко-латинские школы.

В 18 веке в России были открыты первые гимназии: в 1726 году при Академии наук в Санкт-Петербурге, в 1755 году при Московском университете, в 1758 году при Казанском университете.

Государственные гимназии как тип общеобразовательной  средней школы были созданы в  России по Уставу 1804 года.

Именно тогда, как утверждает И.М. Демков, возникла в гимназии и  реальных училищах должность классного наставника, который в дореволюционной России нес ответственность за воспитание учащихся и осуществлял надзор за их поведением. По Уставу 1864 года в каждой гимназии учреждалось по две должности воспитателей с высшим образованием: одна для высшего сословия, другая – для низшего сословия [7].

В 1872 году в помощь классному  наставнику была учреждена должность  классного надзирателя. В его  обязанности входило наблюдение за поведением учащихся в классе и  вне класса: на улице, в театре, анна частных квартирах, где жили иногородние гимназисты и реалисты. Для того, чтобы получить должность классного надзирателя, требовалось свидетельство об окончании уездного, городского или духовного училища. Классные наставники часто перекладывали на плечи классных надзирателей свои воспитательные функции.

Одновременно с введением  должности классного наставника в женских гимназиях была введена  должность классной дамы, которая  назначалась в помощь начальникам  женских гимназий и прогимназий. Если классная дама имела среднее образование, то она получала возможность работать домашней учительницей или вести предметы в женской прогимназии или низших классах женской гимназии. Если классная дама среднего образования не имела, ее функция сводилась к функциям классного надзирателя: надзор за ученицами, контроль их поведения на улице, в театре.

До революции 1917 года воспитание детей носило классовый  характер, в соответствии с которым  существовали следующие типы учебных  заведений:

  • церковно-приходские школы для крестьян;
  • реальные училища для детей мещан и купцов;
  • гимназии – для дворян.

С 1917 года ведущей идеей  воспитания учащихся стала идея коммунистического  воспитания, в основе которой была программа всеобщей грамотности  и трехступенчатая программа непрерывного образования: детский сад, общеобразовательная школа, профессиональные училища, техникумы, вузы.

После революции 1917 года должности классных надзирателей и  классных дам были отменены, организация  воспитательной работы в учебных  группах учащихся осуществлялась всеми педагогами.

По мнению И.М. Демкова, жизнь после смены государственного строя в стране потребовала согласования и объединения воспитательной деятельности учителей, устранения обезлички в  организации воспитания учащихся, особенно во внеурочное время. Именно поэтому во многих школах уже в 20-е годы стали появляться руководители воспитательной работы. Они прикреплялись к учебным группам и назывались групповодами. [7]

В 1934 г. после переименования групп в классы групповоды стали называться классными руководителями. [7] Положение о классном руководителе было утверждено Наркомпросом РСФСР 28 июня 1934 г.

Согласно данному положению, на должность классного руководителя назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в отдельном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался на эту должность директором [].

Сущность, задачи и содержание работы классного руководителя менялись в зависимости от социального заказа. Так, в «Положении о классном руководителе», утвержденном Министерством РСФСР в 1947 г., записано: «Основной задачей классного руководителя является сплочение учащихся класса в дружный, целеустремленный, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения учебно-воспитательных задач, поставленных перед школой» [3].

В 1960 году было принято «Положение о классном руководителе восьмилетней и средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением». Оно регламентировало основные функциональные обязанности классного руководителя и определяло направления его деятельности. Классный руководитель должен был: всесторонне изучать учащихся; выявлять их запросы, склонности и интересы; организовать деятельность классного коллектива; заниматься вопросами успеваемости и дисциплины в классном коллективе; содействовать участию учащихся в производительном труде; заниматься вопросами профессиональной ориентации; заниматься вопросами внеурочной деятельности; поддерживать связь с родителями [7, 16]. В педагогическом словаре 1960 г. говорится, что «классный руководитель – это учитель советской школы, осуществляющий наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса» [8].

В 1965 году была официально введена должность классного  руководителя, регламентированы его  функциональные обязанности.

В постсоветский период сущность деятельности классного руководителя меняется: «Классный руководитель в  общеобразовательной школе Российской Федерации – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением  внеурочной воспитательной работы» [6]. В 90-е гг. XX в. Проводятся эксперименты, научные исследования по поиску различных вариантов организации работы классного руководителя в современной школе [7, 16, 19].

Анализ литературы по теме этой главы показал, что, несмотря на то, что мы живем в 21 веке, функции  современного классного руководителя мало в чем претерпели количественные изменения, но значительно изменяются качественно.

По утверждению современных  отечественных педагогов (Л.П. Крившенко[10], М.И. Рожкова [15] в настоящее время российское общество постепенно перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе. Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений и вариативности образовательных программ [7, 16].

Школьное образование  в России представлено следующими типами школ:

  • начальная школа;
  • средняя общеобразовательная школа;
  • лицеи;
  • гимназии;
  • специальные школы

Среди современных типов  учебных заведений самыми распространенными  в России являются общеобразовательные  школы, лицеи и гимназии. Лицей  – «тип среднего или высшего учебного заведения в Российской Федерации  с начала 1990-х гг. Название "лицей" принимают некоторые средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю.

Гимназии - это в большинстве своем государственные образовательные учебные заведения среднего типа. Здесь учатся дети с повышенной мотивацией к учению [7, 10, 16].

Анализ литературы показывает [10, 15], что в практике современных общеобразовательных школ в настоящее время сложилось несколько концепций классного руководства:

  • учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
  • классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель);
  • в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора (лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.

Информация о работе Мастерство классного руководителя: сущность, методика его работы