Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Введение…...……………………………………………………………………....3
1 Теоретические основы изучения дизартрии………………………………….7
1.1 Дизартрия как следствие нарушения произношения…………………….....7
1.2 Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии…………9
1.3 Особенности нарушения речевой функции при дизартрии…....................14
1.4 Место фонопедических упражнений в системе коррекции
стертой формы дизартрии………………….........................................…………27
2. Фонопедическая коррекция в логопедической работе с детьми с дизартрией в условиях специальных дошкольных учреждений……………..30
2.1 Организация и методика проведения исследования……………...............40
2.2 Содержание и организация коррекционной работы……………………...43
2.3 Анализ результатов исследования……………………………....…...........43
Заключение…………………………………………………………………….....53
Список использованных источников……………………………………
Контрол. Митя Рита Лада Экспер. Ренат Тагар Борис
Света Жора Нина Витя Сева Лида
Рисунок 8 – Уровень развития звукопроизношения у детей экспериментальной и контрольной групп на момент констатирующего и контрольного эксперимента
Митя и Света научились управлять мимическими мышцами, но при выполнении и смены мимических поз требуется зрительный контроль. При выполнении заданий, направленных на исследовании орального праксиса, требовалась помощь взрослого, так как попытки исправить ошибки самостоятельно, были безрезультатны, темп движений у детей замедлен. Трудности при выполнении статических упражнений у Нины, но голос у ребенка стал более сильным, появились незначительные голосовые модуляции. При исполнении мелодии, удлинился выдох, научилась дифференцировать ротовой и носовой выдох, дыхание стало ритмичнее. Повторяет простой интеративный ритм.
У Севы и у Тагара трудности при выполнении упражнений на управление мимической мускулатурой сохранились. Упражнения, направленные на управление оральным праксисом, выполняют без особых затруднений: улучшилась переключаемость с уклада на уклад. При исполнении отрывка из песни у Вити не хватает дыхания. Жора не может определить движение звукоряда. При обследовании темпо-ритмических компонентов, ребенок не смог повторить сложные ритмические рисунки. Координация дыхания, фонации и артикуляции, нарушена.
При исследовании орального праксиса, у Рената и Лиды наблюдаются незначительные улучшения при выполнении статических и динамических упражнений. Пропевая отрывок из песни, у детей возникали трудности: не хватало дыхания, голос гортанный, форсированный, слабо выражены голосовые модуляции. Не смог пропеть мелодию с опорой на картинку и без. При выполнении ритмических рисунков, ошибались, сложные ритмические рисунки повторить не смогли.
Даны рекомендации
по формированию речевой
Таблица 4 – План работы с детьми по фонопедической коррекции в
логопедической работе с детьми с дизартрией в условиях
специальных дошкольных учреждений
Название игры |
Цель |
Ход |
«Расскажи стихотворение» |
развитие дыхания и интонационной выразительности |
Предложите рассказать
какой-нибудь стишок (простенький, чтобы
он не напрягался, вспоминая слова,
и мог сосредоточить все |
«Кошки». |
развитие дыхания и интонационной выразительности |
Исходное положение ног. Встаньте прямо. Ноги поставьте на ширине бёдер, устойчиво. Ступни стоят почти параллельно, чуть на разворот. Опора на середину стопы. Исходное положение корпуса. Спина подтянута. Излучающий центр в груди (свободная, раскрытая грудь излучает солнечный свет). Исходное положение рук. Держим кисти, собранные в кулаки, на высоте подреберья (Поза рук как на «Погонщиках», только теперь это лапы затаившейся кошки). Ход выполнения.Только без паники, но у вас дома завелись мыши. Прикинемся кошкой! Будем совершать повороты всем корпусом с неглубокими приседаниями и резкими хватательными движениями. Ловим мышей, пробегающих то справа, то слева.Эй, кто там разбрасывает мышей?!.. Их нужно не разбрасывать, а хватать! |
«Угадай, что это значит?» |
учить распознавать интонационные оттенки |
Ведущий, не размыкая губ, «мычит» какое-то слово или короткую фразу, а игроки угадывают, что он хотел сказать. Естественно, чтобы не потонуть в безбрежном море слов, стоит заранее очертить рамки игры. К примеру, договориться, что слова будут называть предметы, имеющиеся в комнате или во дворе дачи. А можно заранее сообщить игрокам список слов (от 10 до 30, так, чтобы детям было не слишком трудно, но и не чересчур легко). Что касается фраз, то лучше, чтобы они были эмоционально окрашенными и различными по темпоритмическому рисунку: «Хороший мальчик!», «Отстань!», «Пожалуйста, не сердись!» «Мама, он меня обижает!», «Ура!», «Бедненький мой», «Вот это да!» и проч. |
Окончание таблицы 4
Название игры |
Цель |
Ход |
«Кулачки» |
Развитие дыхания. |
Для выполнения данного упражнения необходимо принять следующее исходное положение: стать прямо, голову поднять, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу, выпрямленные руки свободно опустить вдоль туловища. Все мышцы должны быть расслаблены. После этого следует произвести короткий, шумный и резкий вдох, втягивая воздух через нос, и в то же время сильным движением необходимо сжать пальцы рук в кулаки. Далее спокойно вывести воздух через рот и одновременно разжать кулаки, выпрямив пальцы. Продолжить выполнение упражнения в той же последовательности: быстрый вдох и сжимание рук в кулаки — медленный выдох и разжатие пальцев, которое сопровождается расслаблением кисти. |
«Кораблики». |
Развитие дыхания |
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. |
«Дудочка». |
Развитие артикуляции, дыхания. |
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка. |
«Губная гармошка». |
Развитие мелкой моторики, дыхания |
Предложите ребенку стать |
«Косари». |
Развитие движений, дыхания. |
Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой". |
В результате проделанной
Таким образом, на первом этапе констатирующего
эксперимента велась диагностическая
работа с целью выявления нарушений
просодических компонентов
Заключение
Изучая влияние фонопедических упражнений на формирование и развитии просодических компонентов речи, можно сделать следующие выводы:
Коррекционное воздействие в процессе работы с детьми сосуществлялось с учетом следующих принципов: принцип индивидуальной направленности, принцип приоритетной ориентации на нормально развивающиеся функции детей, принцип формирования, развития и совершенствования соответствующим возрасту детей речевых навыков. Логопедическое воздействие при стертой форме дизартрии является комплексным, системным и поэтапным. На каждом этапе работы решаются свои конкретные задачи, позволяющие эффективно преодолевать нарушения произносительной стороны речи на всех уровнях [8].
Коррекционная работа проводилась по нескольким основным направлениям: развитие моторики артикуляционного аппарата; развитие общего и речевого дыхания, формирование интонационной выразительности речи.
Работа по указанным направлениям осуществлялась в единстве и тесной взаимосвязи, с учетом поставленных целей и задач, и имела свои специфические особенности, описанные в работе.
В ходе написания работы была подтверждена гипотеза о том, что преодоление нарушений произносительной стороны речи у детей при стертой форме дизартрии в условиях специального дошкольного учреждения гораздо эффективнее при использовании фонопедических упражнений.
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ А
План-конспект занятия с использованием фонопедических упражнений
Тема занятия: формирование навыков голосового аппарата.
Цель занятия: осознание работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).
Оборудование: салфетка (бинт), индивидуальное зеркало.
Ход занятия:
Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите 4 раза (далее каждое задание исполняется 4 раза). Высовываете язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, до кончика языка. Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.
Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Предложите детям пощелкать всем одинаково, т. е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками.)
Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение.
Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.
Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.
Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Обратите внимание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей.
Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».
Поставьте указательные пальцы горизонтально под глаза и попытайтесь приподнять пальцы мышцами лица, контролируя таким образом активность мышц.
Поставьте указательные пальцы на переносицу и проконтролируйте «сморщенный нос».
Одновременно приподнимите мышцы под глазами и наморщите нос, пытаясь при этом широко открывать глаза и поднимать брови.
Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы.
Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз.
Информация о работе Место фонопедических упражнений в коррекции дизартрии