Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 09:13, контрольная работа

Краткое описание

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Требования к отбору поэтических произведений для детей………………..3
2.Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах…….5
3.Приемы обучения выразительному чтению стихов………………………….7
Практическая часть……………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………13
Приложение………………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

k_r_4kurs_7sem_po_razvitiyu_rechi.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

 
На формирование выразительности направлены и такие приемы:  
-образец выразительного чтения,

- пример выразительного чтения ребенка,

-оценка чтения,

- подсказ нужной интонации.

-напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства;

-объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; -характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации. 
Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста, его подача.

 

 

 

 

 

Практическая  часть

 

Мною была проведена  работа по заучиванию стихотворного текста в старшей группе №6 «Солнышко» МДОУ детский сад №159 «Яблонька» г.Чебоксары

Занятие строила по плану:

1) вступительная реплика  (или небольшая беседа) воспитателя;

2) чтение воспитателем  всего текста,

3) повторение всего  текста ребенком с хорошей памятью,

4) повторение всего  текста ребенком с плохой памятью.

Детям с плохой памятью  воспитатель помогает: ободряет взглядом, жестом, подсказывает слова, подсказывает (на первых порах просто заставляет имитировать) интонацию.

Чтобы детям не скучно было многократно повторять один и тот же текст, воспитатель включает в работу элементы игры:

-- К нам пришла кукла  Катя (мишка, зайка или другая  игрушка), прочти еще раз стихи  для нее!

-- Стань, Нина, за ширмочку  так, чтобы тебе не было видно  группу, и угадай, кто сейчас будет читать стихи.

-- Научи читать эти  стихи петрушку из нашего кукольного  театра.

-- Давайте играть в  театр: будем выступать перед  зрителями. И др.

         Занятие не может быть целиком посвящено заучиванию одного произведения: детей нельзя утомлять до такой степени, чтобы они потеряли интерес к данному стихотворению. Занятие по заучиванию наизусть, как показывает опыт, целесообразно дополнять другими работами, например повторением (припоминанием) ранее разученных стихотворений, играми по технике речи.

        Для эффективного формирования выразительности чтения необходимо применять все приемы, перечисленные ранее, в комплексе. Так как на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста, его подача.

Конспект занятия  по заучиванию стихотворения

Тема: Заучивание стихотворения И.З. Сурикова «Детство»

/старшая группа/

 

Программное содержание:

  • Закрепить знание детьми признаков зимы в процессе рассматривания иллюстраций; Вызвать эмоциональный отклик на картины зимней природы.
  • Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образный язык; формировать навыки выразительного чтения.

 

Материал: иллюстрации о зиме, альбомные листы, цветные карандаши или краски,

музыкальное произведение П. Чайковского «Времена года. Зима».

 

Ход занятия:

 

Вступительная беседа.

  • Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации. Вспомните, как пришла зима (дети вспоминают признаки зимы, рассматривают иллюстрации).
  • Ребята, а вы любите кататься на санках?
  • Я прочту вам стихотворение И. З. Сурикова «Детство». Послушайте внимательно.

Рассказывание стихотворения.

 

Беседа  по содержанию.

  • О каком времени года пишет поэт?
  • Что вспоминает Суриков?
  • Как поэт пишет про гору? Какая она?
  • Как вы понимаете слова «кубарем качуся под гору в сугроб»?
  • Как вы думаете, какое настроение у Ивана Сурикова в этот период времени?
  • Послушайте стихотворение еще раз.

Повторное рассказывание стихотворения.

    • С какой интонацией я рассказывала отрывок, каким голосом?

Чтение  стихотворения с установкой на запоминание.

После чтения воспитатель  предлагает прочитать стихотворение, используя разные приемы.

  • Ребята, я буду читать, а те, кто запомнил слова, вместе со мной повторяет (1-2 раза).
  • Я предлагаю вам читать стихотворение цепочкой по строчке. Если у кого-то возникли трудности, остальные ребята могут помочь (1-2 раза).
  • А сейчас давайте попробуем разделиться на 2 подгруппы: 1 подгруппа читает первое четверостишье, а 2 - читает второе четверостишье. Потом можно поменяться.

Рассказывание стихотворения воспитателем.

Рассказывание стихотворения детьми наизусть.

  • А теперь давайте нарисуем к этому стихотворению рисунки.

Дети с воспитателем обсуждают, что они будут рисовать (деревья, дом, гору снежную, сани).

В процессе рисования  звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Зима».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
       Таким образом из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклерная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка. Это таки задачи как:  расширение кругозора,  развитие памяти, формирование культурного уровеня, обогощение словарного запаса, развитие техники речи. 
Существование различных методик заучивания стихотворений в детском саду, не дезориентирует воспитателя, а наоборот, при выявлении общих, главных позиций позволяет придерживаться главных правил и рекомендаций для достижения наилучшего результата.Подвести итог данной работы можно словами В. Г. Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Алексеева М.М., Яшина  В.И. Методика работы с художественной  литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика  развития речи и обучения родному  языку дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998. 
2. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. – М., 1960).

3. Бородич А. М. Методика  развития речи детей. - М., 1981. 
4. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. - СПб., 2004. 
5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М., 2008 
6 Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004. 
7. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. - М., 1981. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

 

Вот свернулись санки,

И я на бок - хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

 

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

 

Всё лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

 

Но меж тем уж село

Солнышко давно.

Поднялася вьюга,

На небе темно.

 

Весь ты перезябнешь,

Руки не согнёшь

И домой тихонько,

Нехотя бредёшь.

 

Ветхую шубёнку

Скинешь с плеч долой;

Заберёшься на печь

К бабушке седой.

 

И сидишь, ни слова...

Тихо всё кругом.

Только слышишь - воет

Вьюга за окном.

 

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетёт.

Матушка за прялкой

Молча лён прядёт.

 

Избу освещает

Огонёк светца.

Зимний вечер длится,

Длится без конца...

 

И начну у бабки

Сказки я просить.

И начнёт мне бабка

Сказки говорить:

 

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал.

Как ему невесту

Серый волк достал.

 

Слушаю я сказку,—

Сердце так и мрёт;

А в трубе сердито

Ветер злой поёт.

 

Я прижмусь к старушке.

Тихо речь журчит,

И глаза мне крепко

Сладкий сон смежит.

 

А во сне мне снятся

Чудные края.

И Иван-царевич —

Это будто я.

 

Вот передо мною

Чудный сад цветёт;

В том саду большое

Дерево растёт.

 

Золотая клетка

На суке висит;

В этой клетке птица

Точно жар горит.

 

Прыгает в той клетке,

Весело поёт;

Ярким, чудным светом

Сад весь обдаёт.

 

Вот я к ней подкрался

И за клетку — хвать!

И хотел из сада

С птицею бежать.

 

Но не тут-то было!

Поднялся шум, звон;

Набежала стража

В сад со всех сторон.

 

Руки мне скрутили

И ведут меня...

И, дрожа от страха,

Просыпаюсь я.

 

Уж в избу, в окошко,

Солнышко глядит;

Пред иконой бабка

Молится, стоит.

 

Весело текли вы,

Детские года!

Вас не омрачали

Горе и беда.

 




Информация о работе Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений