Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 14:01, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Исследовать значение и задачи работы над морфемным составом слова в начальных классах.
2. Рассмотреть лингвометодические основы изучения состава слова в начальной школе методы и приемы изучения темы «морфемика» и «словообразования» в начальной школе.
Введение
1. Значение и задачи работы в начальных классах над морфемным составом
2. Методика изучения морфемного состава слова начальной школе.
2.1. Лингвометодические основы изучения состава слова в начальной школе
2.2. Приемы и методы изучения морфемного состава слова в начальной школе.
Заключение
Литература
Приложение
Тема «Состав слова» в этом аспекте очень
важна, поскольку для формирования чувства
языка необходимо понимание особенностей
морфемного состава слова, словообразования
и словоизменения.
В практике речевого общения широко известен
следующий факт: как взрослые, так и школьники
смысл неизвестного слова часто стремятся
раскрыть на основе членения его на морфемы
и установления семантической связи с
известным однокоренным словом. «Тенденция
самостоятельно раскрывать значения неизвестных
слов, - пишет А. Н. Гвоздев, — путем расчленения
их на морфологические части является
очень мощной и постоянно действующей...
С ее помощью легко усваиваются многие
слова литературного языка во время обучения
в школе» [6,с.110].
Приступая к изучению темы
«Состав слова», второклассники уже вполне
свободно владеют русским языком, знают
много слов, интуитивно способны легко
и правильно образовывать слова. С другой
стороны, они не имеют достаточно развитого
аналитического, абстрактного мышления,
которое необходимо для обобщения наблюдений
фактов языка.
Вся система
работы учителя при изучении
морфемики должна быть
Динамика распределения предметного материла темы «Морфемика и словообразование» по классам см. прил №1
Изучение морфемики должно осуществляться в системе. Под системой изучения языкового материала известный методист М.Р. Львов понимает целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной, научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на их основе практических умений (общеречевых, грамматических, словообразовательных, орфографических). Система определяет: место изучения морфемного состава в общей системе изучения программного материала по русскому языку; последовательность работы над понятиями корня, приставки, суффикса, окончания; взаимодействие между изучением морфемного состава слов и его лексического значения; связь работы над формированием навыков правописания морфем с усвоением основ знаний в области словообразования и грамматики. [24,с.47]
Известный методист
Т.Г. Рамзаева выделяет в системе
изучения морфемики в
По мнению П.С. Жедек и Т.Г. Рамзаевой, работа по изучению морфемики требует учета языковых закономерностей.
Морфема –
это минимальная значимая
П.С. Жедек и Т.Г. Рамзаева считают, что при анализе слов по составу с позиций современного русского языка необходимо обращаться к их происхождению. В свое время красивый и красный в сознании людей были связаны. Но в современном языке нельзя слово прекрасный трактовать как обозначающее что-то очень красное (ср.: премудрый – очень мудрый, пренеприятный – очень неприятный и т.п.). Поэтому приставку пре- в слове прекрасный нет оснований вычленять как отдельную морфему. Таким образом, необходимо обратить внимание учителей на то, что надо четко различать при работе со словами два типа разбора: современный и исторический.
Знание важных языковых
закономерностей, понимание последовательности
и специфики работы по
Таким образом, в процессе
обучения родному языку
С целью выявления возможностей современных программ и учебников по русскому языку для осуществления комплексной работы при изучении темы «Состав слова», был проведен их сопоставительный анализ.
В настоящее
время существует большое
«Классическая начальная школа» «Русский язык»,
автор Рамзаева Т.Г..
Рамзаева Т.Г. заявляет в качестве основной задачи своей программы – развитие человека как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Этим обуславливается отбор знаний, включенных в данную программу.
В каждом классе
все стороны языка изучаются
во взаимосвязи, а не изолированно
друг от друга. Например, морфемный
состав слова познается
Постепенное усложнение от класса к классу характерно и для раздела «Состав слова»: 2 класс - ознакомление с особенностями однокоренных слов, с понятием «корень»; 3класс - ознакомление с понятиями «приставка», «суффикс», «окончание», а также формирование навыков правописания корня и приставок; 4 класс - углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов в процессе изучения частей речи формирования навыков правописания безударных падежный окончаний имён существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.
В целях повышения культуры речи программа предусматривает ознакомление с некоторыми наиболее достоверными нормами литературного языка: правильное произношение слов (орфоэпические нормы); правильное построение предложений и употребление грамматических форм слов (грамматические нормы); употребление слов с учетом их семантической (смысловой) сочетаемости (правила словоупотребления). [59]
Работа над нормами литературного языка носит практическую направленность и проводится в течение всего учебного года в связи с изучением разных тем по курсу русского языка, с внеклассными занятиями по предмету, с написанием изложений и сочинений, с уроками чтения. Надо учить детей исправлять речевые ошибки и пользоваться различными словарями. Это естественный путь к овладению нормами русского языка.
Традиционная программа «Русский язык»,
автор Соловейчик М.С.
Особенность курса
заключается в его
Второй особенностью
курса является системное
Третья особенность связана с самим процессом обучения: автор программы не только предоставляет знания по курсу, но и обучает способам действий, которые необходимы для успешного общения.
Во 2 классе с опорой
на понятия: корень слов, окончание
ведется орфографическая
Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
Программа «Русский язык», автор Нечаева Н.В.
Являясь частью
целостной дидактической
В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.
В качестве цели курса русского языка выдвигается освоение учащимися основной для родного языка, коммуникативной функции и в результате – воспитание грамотного носителя родного языка. Только в процессе пользования языком, по мнению автора, происходит корреляция грамотности и понимания, механизмов восприятия и порождения речи, то есть между собственно системой языка и функциональным его значением.
Ведущей задачей обучения родному языку Нечаева Н.В. считает развитие речи школьника во всех ее формах. Для решения этой задачи необходимы три условия: мотивация, содержательность речи и ее правильность. Курс характеризует практическая направленность на пользование языком.
Понятия: корень
слова, окончание, приставка и суффикс
вводятся во 2 классе. Тогда же
рассматриваются корневые
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Программа «Русский язык»,
авторы – составители: П.С.Жедек, В.В. Репкин, Л.И. Тимченко.
В формировании у школьников навыков чтения и письма видят авторы предпосылку успешности всего последующего обучения. На всем протяжении курса прослеживается понимание важности задачи по развитию речи.
Данная программа
знакомит детей с
Формирование
учебной деятельности предполагает
выделение, осознание и последующую
конкретизацию учащимися
Уже в первом
классе учащиеся работают с
морфемами как объектами
Завершив анализ
программ, обратим внимание на
неодинаковый методический
Информация о работе Методика изучения морфемного состава слова