Методика изучения морфемного состава слова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Исследовать значение и задачи работы над морфемным составом слова в начальных классах.
2. Рассмотреть лингвометодические основы изучения состава слова в начальной школе методы и приемы изучения темы «морфемика» и «словообразования» в начальной школе.

Содержание

Введение
1. Значение и задачи работы в начальных классах над морфемным составом
2. Методика изучения морфемного состава слова начальной школе.
2.1. Лингвометодические основы изучения состава слова в начальной школе
2.2. Приемы и методы изучения морфемного состава слова в начальной школе.
Заключение
Литература
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 5.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

     Как следует из  таблицы 1, многие учебники предлагают вводить понятия приставка и суффикс одновременно, объясняя это одинаковой функцией данных частей слова.

Таблица 1.

Введение морфемных понятий в современных учебниках

Автор(ы)  программы

Особенности введения понятий

Рамзаева Т.Г.

Корень, окончание, приставка, суффикс.

Соловейчик М.С.

Корень, окончание, приставка + суффикс, основа.

Нечаева Н.В.

 Корень, окончание, приставка + суффикс, основа.

Жедек П.С., Репкин В.В., Тимченко Л.И.

  Окончание, основа, корень приставка + суффикс.


 

   Решение комплекса грамматико-орфографических и речевых задач, запланированных программой, может быть реализовано в том случае, если обеспечивается материалами соответствующих учебников русского языка. В таблице 2 приводим примеры раскрытия морфемных понятий в различных учебниках. См. прил №2  (таблица 2)

 

Как видим из таблицы, морфемные понятия характеризуются приблизительно одинаково, исключение составляет учебник В.В. Репкина. Отметим также, что в учебниках Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. и Репкина В.В. более широко представлены признаки корня слова.

«Русский язык» автор Рамзаева Т.Г.

     Материал учебника  для 2 класса включает в себя  разнообразные задания по теме  «Родственные слова. Корень слова».

     Приведем примеры  таких заданий:

  • объясни, почему предмет так назван;
  • спиши слова, выдели общую часть;
  • найди однокоренные слова и докажи, что они однокоренные;
  • верно ли выполнено задание, докажи;
  • подбери однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой?, что делает?
  • сравни корни в однокоренных словах;
  • догадайся, какие однокоренные слова нужно написать и т.д.

     Как видим, на страницах  учебника встречается много заданий, требующих обосновать свою точку  зрения, что является достоинством  данного издания.

Однако, в учебнике отсутствуют упражнения на группировку, классификацию и обобщение, которые ведут к успешному усвоению учебного материала.

    В учебнике для 3 класса  находим много упражнений, направленных  на отработку умений выделять  в словах значимые части и  образовывать слова из данных  морфем. Приведем примеры таких заданий:

  • найдите в тексте (или предложении) однокоренные слова с различными приставками или суффиксами;
  • образуйте слова при помощи данных приставок и суффиксов;
  • разберите слово по составу;
  • спишите, раскрывая скобки.

     Эти упражнения носят тренировочный характер и достигают своей цели.

«К тайнам нашего языка»

 М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

     В данном учебнике  большое внимание уделено развитию  наблюдательности, мышления, практических  действий учащихся. Здесь представлен  большой материал по формированию орфографического действия.

      Для формирования  морфемных умений в учебнике  представлен разнообразный материал  на сравнение, группировку, анализ, сопоставление, обобщение, которые  позволяют активизировать мыслительную  деятельность детей, способствует развитию умения анализировать языковой материал.

    Все задания, вся информация  обращены непосредственно к ученику. Упражнения, данные в учебнике  при изучении темы «Состав  слова» носят комплексный характер, они предполагают решение всех  трех задач: грамматической, орфографической, речевой.

     Приведем примеры  подобных упражнений:

  • упражнения, направленные на опознание однокоренных слов в предложении и тексте на основе семантико-структурного анализа;
  • задания, дифференцирующие понятия однокоренное слово и синоним;
  • упражнения на накопление гнезд однокоренных слов;
  • упражнения, в которых производится сопоставительный анализ слов с корнями-омонимами;
  • задания, в которых используется прием словообразовательного толкования слов.

«Русский язык»

Н.В. Нечаева

      В данном учебнике  реализуются дидактические принципы  системы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности  (с учетом зоны ближайшего развития), ведущая роль теоретических знаний, изучение программного материала быстрым темпом (по спирали, с постоянным возвращением к теме на новом витке знаний), предоставление возможности для развития всех учащихся.

     Автор считает, что  наиболее эффективным для общего  развития учащихся оказывается  не многократность повторения  изученного, а привитие умений  и навыков анализа изучаемого  явления, выявление существенных  и несущественных признаков, сопоставление, обобщение. «Все новые и новые сведения, приобретаемые школьниками в их органической связи, дают результат куда более высокий, чем многократное однообразное повторение». [60, 9]

       Часто встречаются задания с недостающими данными (составление слов из одних букв согласных, правило с пропущенными данными и т.д.) или

задания с избыточными данными (правила в виде популярного текста, «лишнее» слово). Ученикам предлагают понаблюдать за изменением смысла слова при изменении морфемы и самостоятельно сделать предположение о значении той или иной морфемы.

     Упражнения, представленные  в данном учебнике, требуют многоаспектного  анализа. Явления языка предстают  перед учениками целостно: в тесном  переплетении смысла слова и  грамматических законов. Здесь ученики работают на уровне смысла слов и теории языка. Они на доступном для них уровне анализируют материал с разных сторон, переключаясь с одного аспекта на другой. Таким образом, обеспечивается многократность возвратов к уже изученному  в постоянно меняющихся речевых ситуациях, создавая условия для активной коммуникации учеников и формируя прочность усвоения программного материала.

«Русский язык»

 Репкин В.В.

     В данных учебниках  большое внимание уделено развитию  исследовательских способностей, мышления, логики в процессе практических действий учащихся. Автор данного учебника предлагает множество упражнений, в которых для решения орфографической задачи учащиеся разграничивают лексическое значение слова, выраженное основой, и грамматическое значение, выражаемое окончанием. Большое количество упражнений направлено на анализ дидактического материала. Введение морфемных понятий не дается в готовом виде, а добывается в процессе частично-поисковой деятельности. Только таким образом знание становится личностно-значимым для ребенка, а значит прочно усвоенным.

     Для формирования  морфемных умений учащихся в  учебниках представлен разнообразный  материал на сравнение, группировку, анализ, сопоставление, обобщение, который  позволяет активизировать мыслительную  деятельность детей, способствует развитию умения анализировать языковой материал. На протяжении изучения всей темы «Состав слова» детям предоставляется познавательный материал из области русского языка. Параллельно с изучением программных тем ведется работа по формированию у учащихся умений работать со справочной литературой, что существенно обогащает их словарный запас. Все задания упражнений носят творческий характер, репродуктивные задания практически отсутствуют.

     Завершив анализ программ  и учебников различных систем обучения, мы сделали вывод о том, что они предоставляют учителю достаточный материал для комплексной работы при изучении морфемики. Отметим лишь, что изучение морфемных понятий в рассмотренных системах идет на разных уровнях: по классической традиционной программе во втором классе только начинается знакомство с понятиями из области морфемики, а по другим программам идет более глубокое изучение материала по теме «Состав слова». Также стоит отметить преобладание грамматико-орфографической направленности упражнений в некоторых учебниках.  Тема речевого развития детей освещена несколько односторонне. Это обстоятельство определяет необходимость проанализировать различные подходы к типологии упражнений по предупреждению и исправлению речевых ошибок при изучении темы «Состав слова».

 

2.2. Приемы и методы  изучения морфемного состава  слова 

в начальной школе.

Цели методики конкретизируются в четырех традиционных ее задачах: первая определяется вопросом «зачем?»: это выбор целей изучения предмета на данном этапе, в данном типе школы; заучивание информации или же ее поиск и открытие; изучение предмета в динамике или в статике; вторая – «чему учить?»: отбор содержания курсов, составление программ и учебников, определение минимума знаний, которыми должны овладеть школьники (образовательные стандарты), критерии контроля, выявление знаний и умений, их (само) оценки; третья – «как учить?»: разработка методов и приемов, конструирование уроков, методических пособий для учителя, учебного оборудования и пр.; четвертая – «почему так, а не иначе?»: обоснование выбора содержания и методов, сравнительное изучение различных (альтернативных) концепций, вариантных систем обучения – с точки зрения их целей и путей достижения целей, результативности;

В начальных классах только начинают формироваться знания и умения учащихся по составу слова. Поэтому основные методы работы, используемые учителем, являются: слово учителя, беседа, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа.(31,с.307)

Слово учителя – один из важнейших источников приобретения знаний учащимися о значимых морфемах, о способах словообразования, о морфемном анализе. Учитывая возрастные особенности школьников, преподаватель излагает те или иные сведения очень сжато, конкретно, наглядно, по преимуществу в виде справок, кратких объяснений, попутных замечаний при морфемном анализе.

Метод беседы состоит в том, что учитель, опираясь на имеющиеся у детей знания, подводит их к новым знаниям при помощи определенной системы вопросов, на которые учащиеся дают мотивированные ответы.(36,с.254). При помощи беседы углубляются знания, активизируется мышление, формируется интерес к слову, развивается речь учащихся.

Метод наблюдения и анализа языковых фактов заключается в том, что дети под руководством учителя пристально всматриваются в строение слов, вычленяют значимые морфемы, определяют их значение, обращают внимание на взаимное расположение в слове, взаимозависимость; прослеживают изменение звуков одного и того же корня; замечают разницу в произношении и написании морфем; обнаруживают закономерности построения  одноструктурных слов.(36, 257)

Все перечисленные знания и умения формируются у детей не сразу, а по мере овладения такими приемами работы, как анализ и синтез, сравнение и замена, обнаружение сходства в различном и различия в сходном, обобщения и выводы. Для развития умения наблюдать большое значение приобретает использование наглядности.

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность. Важным средством речевого развития младших школьников, их лингвистических способностей является изучение морфемной структуры слов.

Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной. Трудна она потому, что успешное и действенное усвоение понятий морфем (частей слова) предполагает наличие у школьников достаточно развитого абстрактного мышления  и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы делать самостоятельно (при направляющем руководстве учителя) и осознанно выводы и обобщения.

При работе над составом слова в начальных классах очень важным этапом являются подготовительные упражнения, направленные на сознательное восприятие теоретического материала по словообразованию. Подготовительные упражнения должны носить целенаправленный и систематический характер. Вместе с тем они могут не занимать много времени на уроке, ни в коем случае не могут проводиться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме. По возможности их нужно связывать с упражнениями по основному материалу урока.

Подготовка к осознанию форм слова я начинаю уже при изучении темы «Ударные и безударные гласные» и работа продолжается при изучении всех последующих тем. Именно в этот период возможно и целесообразно показать детям, что проверяемое слово (река) и проверочное (реки) – это не разные по смыслу слова, а одно и тоже слово, которое может изменяться.

При изучении темы «Родственные слова» следует обращать внимание на слова-синонимы, чтобы предупредить смешение этих слов с родственными  словами.

При подготовке к очередному уроку русского языка необходимо внимательно просматривать материал по текущей теме со стороны возможности связать его с упражнениями, формирующими понятия, связанные с составом слова.

Информация о работе Методика изучения морфемного состава слова