Методика обучения детей оригами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Исследование возможностей ознакомления дошкольников с технологией модульного оригами на занятиях эстетического развития в ДОУ.
Задачи:
На основе анализа специальной литературы раскрыть специфику искусства модульного оригами.
Рассмотреть особенности обработки бумаги, способов и приемов работы с ней.
Рассмотреть возможности и варианты работы с дошкольниками в технологии модульного оригами.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_tema_origami_v_esteticheskom_razvitii_detei.docx

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Одной из первых стран, использовавших возможности  оригами в образовании, была, естественно, Япония. Оригами использовали как способ обучения в детских садах и в начальной школе, когда в японском образовании упор стал делаться на развитие творчества и изобразительности, оригами стали критиковать, так как считалось, что дети складывают листы по стандартным линиям, что не способствует развитию воображения.

Порядок обучения технике оригами. В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия.

Условные  знаки играют роль своеобразных «нот», следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет выполнять их на практике.

Международные условные знаки вместе с набором  несложных приемов и составляют своеобразную «азбуку» оригами, с которой должен быть знаком любой складыватель. Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки.

Обучение искусству оригами  необходимо начинать не только с отдельных  элементов изделий, но и со «школы оригами» – с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий – подобрать наиболее подходящий вариант базы.

Один  важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии  базы. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок. Формально понятие базы в оригами не было развито до начала 1900 года, наиболее традиционные фигуры были созданы, опираясь на одну из одиннадцати классических базовых форм, и разработчики оригами в середине 1900-х типично полагались на базу, как стартовую точку. Далее мы рассмотрим эти 11 форм.

Четыре  базовые формы происходят из восточной  культуры – основа бумажного змея, основа рыбы, основа птицы и основа лягушки. Основа катамарана имеет западные корни. Основа блина достаточно проста, чтобы появиться в обеих культурах. База водяной бомбы и двойной  квадрат также использовались в  обеих культурах. Последние, на самом деле, являются вывернутыми версиями друг друга. 

Сгибы, выполненные  при создании этих форм, делят углы и грани пополам намного чаще, чем каким-либо другим произвольным способом.

Из базовых  форм можно сделать множество  фигур как плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Например, из базы «квадрат» можно сделать базовые формы «журавлик», «лягушка». Базовые формы можно использовать и как самостоятельные геометрические фигуры при решении различных геометрических задач в начальной школе. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как «треугольник», «квадрат».

Название  базовых форм во многих странах одинаковое, хотя это чисто условные названия и могут быть варианты

Треугольник - это одна из двух самых простых базовых форм. Для того чтобы ее сложить, необходимо сделать всего лишь одну складку - провести диагональ квадрата.

Книга - следующая простая базовая форма. Как и при складывании треугольника, нам достаточно сделать всего одну складку.

Дверь - базовая форма дверь получается из книги.

Воздушный змей - еще одна довольно простая базовая форма. Она получается из треугольника.

Блин - Складки этой формы кажутся очень простыми, но, на мой взгляд, это одна из самых перспективных базовых форм. Обратите внимание, что, складывая квадрат, мы снова пришли к квадрату. Значит, мы можем сложить из него одну из базовых форм. Такие базовые формы называются блинчатыми базовыми формами.

Рыба - Название говорит само за себя. Перед вами голова, хвост и два плавника. Осталось только придать им нужную форму.

Дом - название выбрано исходя из внешнего вида фигурки.

Птица - у птицы есть крылья, голова и хвост. Есть они и у этой базовой формы.

Катамаран - из этой формы очень просто делается пахарита. А также множество кусудам.

Лягушка - из этой формы можно сложить как лягушку, так и цветок.

Из базовой  формы «Журавлик» можно сложить: лошадь, журавлика, аиста, слона, корову, северного оленя, мартышку, ворону, спаниеля, воробья, кузнечика, стрекозу, маску Будды, стоящего журавлика, звезду…

К базовым  формам можно отнести и модули, которые служат основой для изготовления не только геометрических и архитектурных  форм, но и создания фигурок животных, птиц и цветов. Количество модулей, используемых при изготовлении фигурки, может колебаться от четырех до нескольких сотен. В основном они скрепляются  без помощи клея, для этой цели в  модулях есть различные сочетания  карманов и клапанов.

Основным  требованием, предъявляемым к модулям, является их полная идентичность. Даже небольшие отклонения в размерах зачастую приводят к невозможности  сборки изделия.

Отрабатывая технику складывания различных  элементов изделий оригами, следует  обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически «острыми» и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В противном случае при наложении сгибов друг на друга в последующих операциях происходит смещение элементов и невозможно создать красивое, аккуратное изделие. Поэтому после выполнения каждого отдельного этапа работы нужно проверять «остроту» всех сгибов.

При отработке  сгибов для получения головы, клюва, лапы, хвоста следует обратить внимание, на часть какого животного или  птицы похоже то, что получилось во время складывания. Важно знать  особенности их строения в жизни, понять возможности стилизации. Это  поможет выполнять изделия по схемам, а также совершенствовать их и разрабатывать собственные  модели.

Изучив  технику складывания и базовые  формы, можно приступать к изготовлению самих изделий. Не стоит начинать с интересных, но сложных фигурок. Даже при большом желании их сделать, не накопив опыта в выполнении простых и средней сложности изделий, они не получатся качественными.

Вначале стоит выполнять работы, в которых  базовые формы не акцентрированны или отсутствуют, то есть изготовление фигурки начать с квадрата, треугольника, прямоугольника, а затем с простейших базовых форм: «Бумажный змей», «подушка», «Створки двери» и т.п. Эти простейшие формы и изделия из них можно использовать на уроках математики при объяснении свойств геометрических фигур и плоскости.

В схемах, начинающихся с какой-либо базовой  формы, процесс ее изготовления опускается, так как учащиеся уже должны знать  эту форму  и иметь опыт складывания ее.

При изготовлении такого типа изделий следует для  всей работы выбирать один сорт бумаги (имеются в виду толщина, плотность, эластичность).

Увлечение оригами, помогая развивать наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для  того чтобы сделать, например, птичку или животное в технике оригами, необходимо знать их форму, движения и повадки: иначе собака не будет  похожа на собаку, а воробей на воробья. А прежде чем сделать маску, нужно  узнать характер персонажа. Если этого  не сделать, работа не даст полного  удовлетворения и останется чисто  механическим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который  вы хотите сделать.

Современные стандартные формы бумаги для  оригами: квадрат, прямоугольник, ромб, равносторонний треугольник, трапеция, прямоугольный равно-бедренный треугольник, пятиугольник, шестиугольник, круг, эллипс, полукруг. Как правило, вогнутые многоугольники, такие, например, как звезда, не используются.

При выполнении изделия нужно быть уверенным, что  исходный лист соответствует формату, который нужен. Если это не проверить, то во время складывания будут  возникать перекосы и наложения  отдельных элементов. Загибать или складывать лист аккуратно, соединяя один уголок с другим ровно и точно.

Существуют 4 подготовленных сгиба для квадрата: по одной диагонали, по другой диагонали, сгиб пополам по директрисе (как книжку) слева направо и сверху вниз. Эти сгибы повторяются во многих изделиях.

Когда все  эти вопросы отработаны можно  переходить к выполнению несложных фигурок или орнамента. Естественно, необходимо знать достаточно много о выполняемом предмете.

Очень важно  мысленно сделать набросок изделия, а затем уже переносить его  на бумагу. Эти эскизы и зарисовки  помогут в дальнейшей работе над  выбранной фигуркой. В процессе изготовления форма животного может принять  более абстрактный вид, но он должен быть всегда узнаваемым.

Воспринимать  оригами как искусство возможно только имея тонкий вкус. Это искусство  очень личностное, так как изделия, выполняемые разными людьми, несут отпечаток их характеров, наклонностей, интересов. Не случайно в настоящее время искусством оригами активно занимается высшая школа во многих странах мира.

Трудно  понять это искусство, не занимаясь  рисунком, лепкой, икебаной. Живописцу  требуется холст, скульптору необходимо пространство для оригами нужен  только лист бумаги. Но в листе бумаги заложены бесчисленные возможности, в  нем содержится множество «невидимых» линий складывания, которые необходимо выбрать для получения нужной формы или элемента. Правильно сложена бумага или нет, зависит только от вашего мастерства и глазомера.

В то время  как другие виды искусства зависят  от кистей, красок, резцов и других инструментов, в оригами основной инструмент –  пальцы рук, и их необходимо тренировать. Для этого подходят упражнения на выполнение отдельных фигур оригами (таких как клюв, лапа, голова, нога) и простых базовых форм.

Усложнение  заданий при изготовлении работ  в традиционной форме возможно за счет постепенного отказа от схем складывания, выполнения сложных изделий только по готовому изделию (образцу). Хорошие  результаты дает форма обучения, когда  по собственному сценарию из одного листа  бумаги последовательно выполняются  все персонажи и необходимые  предметы.

Практическая часть проекта- композиция на тему Нового года. В своей работе я использовала модульное оригами. Для изготовления всех фигур было использовано около 2000 модулей. Сборка моделей идет сверху вниз. За исходный элемент взят прямоугольник. Соотношение сторон прямоугольника должно быть примерно 1 : 1,5. Можно получить нужные прямоугольники делением формата А4 на равные части. Я брала соотношение сторон прямоугольника 3:5.  Для того чтобы сложить треугольный модуль, нужно:

  1. Согнуть прямоугольник пополам. 
  2. Согнуть и разогнуть, чтобы наметить линию середины. Повернуть горой к себе. 
  3. Согнуть края к середине. 
  4. Перевернуть. 
  5. Поднять края вверх.  
  6. Загнуть уголки, перегибая их через большой треугольник. 
  7. Разогнуть. 
  8. Снова сложить маленькие треугольнички по намеченным линиям и поднять края вверх. 
  9. Согнуть пополам. 
  10. Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка.  

Чтобы соединить, сложенные по приведенной схеме модули, можно вставлять друг в друга различными способами и получать объёмные изделия. Сделав множество модулей из бумаги разных цветов, можно получить модульный конструктор. Сложенная из такого конструктора фигурка легко разбирается. Из таких деталей можно сложить много интересных фигурок.

Моя композиция состоит из трёх фигурок: ёлочка, Дед  Мороз Снегурочка.

Материалы и оборудование: Цветная бумага форматом А-4, ножницы, линейка, карандаш, небольшая картонная коробка, деревянная шпажка, ластик.

 

Ёлочка

Собрать из треугольных модулей оригами лесную красавицу совсем не сложно. Состоит она из отдельных веточек, поэтому можно смастерить ёлочки самых разнообразных форм и размеров. Кроме того, из таких веточек можно составлять новогодние композиции, мастерить игрушки, снежинки, звёзды.

  1. Для ёлочки можно взять модули одного или двух цветов. Здесь использовались модули из прямоугольников размером 38х60 мм. Но могут быть и другие размеры. Для этой ёлочки понадобилось 637 модулей (391 тёмно- зелёных, 246 светло-зелёных).Нужносложить треугольные модули по схеме.
  2. Начинаем собирать веточку. Взять два модуля (длинная сторона сверху), вставить два ближних уголка в два кармана третьего модуля.

  1. Так выглядят первые два ряда веточки. В первом ряду — 2 модуля, во втором — 1 модуль. Если веточка будет короткая, то её можно начинать собирать с одного модуля, если длинная, то лучше с двух, так легче будет их потом соединять.

  1. Сделать третий ряд, надев на уголки модуля второго ряда ещё два модуля. Вставлять уголки нужно в те карманы, которые расположены ближе друг к другу. Тогда наружные углы будут свободно торчать в стороны, как иголочки.

Информация о работе Методика обучения детей оригами