Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:47, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.
Введение ………….................................................................................................3
I. Теоретические основы исследования педагогических условий и особенностей методики организации театральной деятельности с дошкольниками................................................................................................8
1.1.Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.……………………………………………………………………... 8
1.2.Театральная деятельность как средство воспитания и развития дошкольников……………………………………………………………………13
1.3. Содержание и методика работы по организации театрально-игровой деятельности с дошкольниками.......................................................22
II. Опытно-экспериментальная работа по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении...........................................................................................................41
2.1. Практические основы авторской театрально-педагогической технологии «Театральные логоминутки» в работе с детьми дошкольного возраста................................................................................41
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы............................43
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы………………….54
Заключение...........................................................................................................60
Список литературы.............................................................................................63
На паркете восемь пар мухи танцевали.
Увидали паука - в обморок упали. Ах!
Игра "Разговор по телефону"
Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает:
- Как вы думаете, ребята, зачем нужен телефон? (ответы детей - вывод: чтобы общаться).
- Представьте себе, что корова решила позвонить своей подруге и рассказать о том, как она провела время на каникулах.
Дети делятся на пары, уточняется настроение коров, в руки берутся воображаемые трубки. Пары играют по очереди. уточнение - коровы только мычат!
Музыкальная игра "Три синички".
Дети поют, предварительно разучив стихотворение.
Дети: Три синички танцевали, на лугу траву помяли.
А корова:
Корова: Му-му-му! Эту травку не возьму!
Вы, синички, чем хотите, мне за травку заплатите!
А не то я зареву: "Му-му-му, да му-му-му!"
Дети: Вот несут синички плату. Угадайте, что, ребята?
Хвостик заячий нашли и корове принесли. Вот!
Игра "Нарисуй и скажи".
Воспитатель: Возьмите лист бумаги и нарисуйте выражение лица человека: веселого, злого, грустного, сонного, задумчивого, удивленного, смеющегося, плачущего... а теперь скажите о том, что наступила осень, с интонацией нарисованного вами человечка.
Фразы:
- Ура! Осень наступила!
- Ну надо же! опять осень!
- Осень - это так грустно.
- Осень. Вот почему так спать хочется.
- Ну надо же, действительно осень.
- Это что же, уже осень?
- Осень наступила, как красиво вокруг!
- Осень пришла, а за ней - зима. Нехочу-у-у...
Приложение 3
Примерный конспект занятия в старшей группе из авторской программе "Театральные логоминутки", созданной в ходе опытно-экспериментальной работы по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Сентябрь
III неделя
I блок.
1. Массаж лица «Ежик».
Жа-жа-жа
Мы нашли в лесу ежа.
Жу -жу-жу
Подошли мы к ежу.
Ужа-ужа-ужа
Впереди большая лужа.
Жок-жок-жок
Надень ежик сапожок.
2. Артикуляционная гимнастика.
а) «Повернись и приглядись». И.п. - сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону - вдох носом, при возвращении в и.п. - выдох ртом.
б) «Шли - шли, к Мишуткиной берлоге подошли». Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью спать хочется. Раскрывать и закрывать рот.
в) «Нам радостно и весело в осеннем лесу». Улыбаемся друг другу и лесным жителям ( губы и зубы сомкнуты).
г) «Язычок в чащобе». Показать как Язычок пролезает между густыми деревьями ( зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.
« Пролезаем через бурелом». Губы в улыбке. « Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.
д) Статическое упражнение. « Вдыхаем аромат леса». Вдох носом, пауза, под счет «раз», « два», «три» - выдох ртом.
3. Мимические упражнения.
« Наше настроение». Показать, какое у нас настроение в яркий, солнечный и дождливый, хмурый осенний день.
«Грибы». Увидели гриб - сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании - почти закрываются.
4. Пальчиковая гимнастика. «Осень».
Ветер северный подул:
С-с-с, все листья
С липы сдул…
Полетели, закружились Потрясти ладонями в воздухе и
И на землю опустились медленно опустить на стол или колени
Дождик стал по ним стучать: Постучать пальцами по столу
«Кап-кап-кап», «кап-кап-кап»!
Град по ним заколотил, Постучать кулаком по столу
Листья все насквозь пробил.
Снег потом припорошил, Ладони крепко прижаты к столу
Одеялом их покрыл.
II блок.
1. Ритмопластика.
1.«Муравьи». По хлопку воспитателя дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.
2.Выполнение пластических движений под песню «Золотые листики»
Г. Вихаревой.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат - шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Ш-ш-ш…
Дети кружатся, опускаются на колени, водят руками по полу. Качают руками вправо-влево.
2. Театральная игра. «Радиограмма».
Дети сидят лицом в круг, выбирается капитан. Он подает сигналы о беде и передает его по цепочке хлопками в виде ритмического рисунка. Все дети повторяют по очереди, передавая дальше; если задание выполнено правильно и последний ребенок - капитан спасательного судна точно повторяет ритм, то корабль спасен.
Приложение 4
Корреляционно-регрессионная обработка авторской театрально-педагогической технологии «Театральные логоминутки» по работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим оценку тесноты связи между двумя признаками: театрально-игровой деятельностью и количеством поставленных звуков в речи детей. Пусть значение x - это театрально-игровая деятельность, а y - это количество поставленных звуков в речи детей. Количество детей в группе составляет 19 человек. Если в работе с ребенком использовалась театрально-игроавя деятельнось - 1 балл, если не использовалась - 0 баллов. Если ребенку за время обучения по программе «Театральные логоминутки» ребенку было поставлено более 5-7 звуков речи - 1 балл, если было поставлено менее 5-7 - 0 баллов.
x |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
y |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1. Количество проявлений признака x, количество единиц в первом ряду.
Пx = 10.
2. Частота проявления театрально-игровой деятельности при количестве испытуемых N = 19 получаем
Отсюда следует, что использование театрально-игровой в работе с детьми составляет 52 %.
3. Определим частоту обратного события признака x.
Сx = 1 - Px = 1 - 0,52 = 0,48.
4. Количество проявления признака y, количество единиц во втором ряду.
Пx = 14.
5. Частота проявления поставленных звуков при количестве испытуемых N = 19 равна…
Отсюда следует, что количество поставленных звуков у детей составляет 74%.
6. Определим частоту обратного события признака y.
Сy = 1 - Py = 1 - 0,74 = 0,26.
7. Определим количество совпадений признаков x и y.
Пxy = 7.
8. Определим частоту совпадений событий x и y.
9. Вычислим коэффициент корреляции между признаками x и y, т.е. связь между театрально-игровой деятельностью и количеством поставленных звуков.
Здесь мы можем сделать вывод, что положительное значение коэффициента говорит о прямой связи между признаками, т.е. увеличение значения одного из них приводит к увеличению другого.
10. Остается оценить достоверность вывода о наличии связи. t - критерий достоверности.
11. Таблица критерия достоверности по Глассу, Стенли
Критерий t |
Достоверность в % |
Характер связи |
2,57 |
99% |
очень сильная |
1,64 |
95% |
сильная |
1,64 |
90% |
значимая |
1,28 |
80% |
слабая |
Связь очень сильная между количеством поставленных звуков в речи детей и театрально-игровой деятельностью с достоверностью 99%.