Методика организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.

Содержание

Введение ………….................................................................................................3
I. Теоретические основы исследования педагогических условий и особенностей методики организации театральной деятельности с дошкольниками................................................................................................8
1.1.Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.……………………………………………………………………... 8
1.2.Театральная деятельность как средство воспитания и развития дошкольников……………………………………………………………………13
1.3. Содержание и методика работы по организации театрально-игровой деятельности с дошкольниками.......................................................22
II. Опытно-экспериментальная работа по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении...........................................................................................................41
2.1. Практические основы авторской театрально-педагогической технологии «Театральные логоминутки» в работе с детьми дошкольного возраста................................................................................41
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы............................43
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы………………….54
Заключение...........................................................................................................60
Список литературы.............................................................................................63

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya-2_kurs_Khisamutdinova_L_911u.rtf

— 1.44 Мб (Скачать файл)

На паркете восемь пар мухи танцевали.

Увидали паука - в обморок упали. Ах!

Игра "Разговор по телефону"

Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает:

- Как вы думаете, ребята, зачем нужен телефон? (ответы детей - вывод: чтобы общаться).

- Представьте себе, что корова решила позвонить своей подруге и рассказать о том, как она провела время на каникулах.

Дети делятся на пары, уточняется настроение коров, в руки берутся воображаемые трубки. Пары играют по очереди. уточнение - коровы только мычат!

Музыкальная игра "Три синички".

Дети поют, предварительно разучив стихотворение.

Дети:      Три синички танцевали, на лугу траву помяли.

               А корова:

Корова:  Му-му-му! Эту травку не возьму!

               Вы, синички, чем хотите, мне за травку заплатите!

               А не то я зареву: "Му-му-му, да му-му-му!"

Дети:      Вот несут синички плату. Угадайте, что, ребята?

              Хвостик заячий нашли и корове принесли. Вот!

Игра "Нарисуй и скажи".

Воспитатель:   Возьмите лист бумаги и нарисуйте выражение лица человека: веселого, злого, грустного, сонного, задумчивого, удивленного, смеющегося, плачущего... а теперь скажите о том, что наступила осень, с интонацией нарисованного вами человечка.

Фразы:

- Ура! Осень наступила!

- Ну надо же! опять осень!

- Осень - это так грустно.

- Осень. Вот почему так спать хочется.

- Ну надо же, действительно осень.

- Это что же, уже осень?

- Осень наступила, как красиво вокруг!

- Осень пришла, а за ней - зима. Нехочу-у-у...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Примерный конспект занятия в старшей группе  из авторской программе "Театральные логоминутки", созданной в ходе опытно-экспериментальной работы по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Сентябрь

III неделя

I блок.

1. Массаж лица «Ежик».

Жа-жа-жа                                                          Слегка касаясь пальцами, провес-                                                      

Мы нашли в лесу ежа.                                     ти по лбу 7 раз.

 

Жу -жу-жу                                                        Слегка касаясь пальцами, провес-

Подошли мы к ежу.                                           ти по щекам 7 раз.

 

Ужа-ужа-ужа                                                     Приставить ладони ко лбу, как-

Впереди большая лужа.                                    бы сделав козырек и растереть

                                                                           лоб движениями « в стороны-

                                                                                вместе».

Жок-жок-жок                                                    Кулачками массировать крылья

Надень ежик сапожок.                                         носа.

 

2. Артикуляционная гимнастика.

а) «Повернись и приглядись». И.п. - сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону - вдох носом, при возвращении в и.п. - выдох ртом.

б) «Шли - шли, к Мишуткиной берлоге подошли». Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью спать хочется. Раскрывать и закрывать рот.

в) «Нам радостно и весело в осеннем лесу». Улыбаемся друг другу и лесным жителям ( губы и зубы сомкнуты).

г) «Язычок в чащобе». Показать как Язычок пролезает между густыми деревьями ( зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

« Пролезаем через бурелом». Губы в улыбке. « Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.

д) Статическое упражнение. « Вдыхаем аромат леса». Вдох носом, пауза, под счет «раз», « два», «три» - выдох ртом.

3. Мимические упражнения.

« Наше настроение». Показать, какое у нас настроение в яркий, солнечный и дождливый, хмурый осенний день.

«Грибы». Увидели гриб - сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании - почти закрываются.

4. Пальчиковая гимнастика. «Осень».

 

Ветер северный подул:

С-с-с, все листья                                Пошевелить пальцами и подуть на них.

С липы сдул…

Полетели, закружились                    Потрясти  ладонями в воздухе и

И на землю опустились                    медленно опустить  на стол или колени

                         Дождик стал по ним стучать:           Постучать пальцами по столу

«Кап-кап-кап», «кап-кап-кап»!

Град по ним заколотил,                    Постучать кулаком по столу

Листья все насквозь пробил.

Снег потом припорошил,                 Ладони крепко прижаты к столу

Одеялом их покрыл.

 

 

II блок.

1. Ритмопластика.

1.«Муравьи». По хлопку воспитателя дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

2.Выполнение пластических движений под песню «Золотые листики»

Г. Вихаревой.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат - шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Ш-ш-ш…

Дети кружатся, опускаются на колени, водят руками по полу. Качают руками вправо-влево.

2. Театральная игра. «Радиограмма».

Дети сидят лицом в круг, выбирается капитан. Он подает сигналы о беде и передает его по цепочке хлопками в виде ритмического рисунка. Все дети повторяют по очереди, передавая дальше; если задание выполнено правильно и последний ребенок - капитан спасательного судна точно повторяет ритм, то корабль спасен.

 

 

 

Приложение 4

Корреляционно-регрессионная обработка авторской театрально-педагогической технологии «Театральные логоминутки» по работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим оценку тесноты связи между двумя признаками: театрально-игровой деятельностью и количеством поставленных звуков в речи детей. Пусть значение x - это театрально-игровая деятельность, а y - это количество поставленных звуков в речи детей.  Количество детей в группе составляет 19 человек. Если в работе с ребенком использовалась театрально-игроавя деятельнось - 1 балл, если не использовалась - 0 баллов. Если ребенку за время обучения по программе «Театральные логоминутки» ребенку было поставлено более 5-7 звуков речи - 1 балл, если было поставлено менее 5-7 - 0 баллов.

x

0

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

1

0

0

0

1

0

0

1

y

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

0

1

1

1

0


 

1. Количество проявлений признака x, количество единиц в первом ряду.

Пx = 10.

2. Частота проявления театрально-игровой деятельности при количестве испытуемых N = 19 получаем

Отсюда следует, что использование театрально-игровой  в работе с детьми составляет 52 %.

3. Определим частоту обратного события признака x.

Сx = 1 - Px = 1 - 0,52 = 0,48.

4. Количество проявления признака y, количество единиц во втором ряду.

П= 14.

5. Частота проявления поставленных звуков при количестве испытуемых N = 19 равна…

Отсюда следует, что количество поставленных звуков у детей составляет 74%.

6. Определим частоту обратного события признака y.

Сy = 1 - Py = 1 - 0,74 = 0,26.

7. Определим количество совпадений признаков x и y.

Пxy = 7.

8. Определим частоту совпадений событий x и y.

9. Вычислим коэффициент корреляции между признаками x и y, т.е. связь между театрально-игровой деятельностью и количеством поставленных звуков.

 

Здесь мы можем сделать вывод, что положительное значение коэффициента говорит о прямой связи между признаками, т.е. увеличение значения одного из них приводит к увеличению другого.

 

10. Остается оценить достоверность вывода о наличии связи. t - критерий достоверности.

 

 

11.  Таблица критерия достоверности по Глассу, Стенли

Критерий    t

Достоверность в  %

Характер связи

2,57

99%

очень сильная

1,64

95%

сильная

1,64

90%

значимая

1,28

80%

слабая


 

Связь очень сильная между количеством поставленных звуков в речи детей и театрально-игровой деятельностью с достоверностью 99%.

 

 

 


Информация о работе Методика организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении