Методика преподавания истории искусств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 09:03, реферат

Краткое описание

Современное общество испытывает глубочайшие изменения во всех сферах материальной и духовной жизни. Поставленные временем задачи требуют принципиального обновления и критической переоценки сложившейся системы ценностей. Приоритетным направлением развития системы высшего образования становится его гуманизация и гуманитаризация, подъем общей культуры формирующихся специалистов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 105.37 Кб (Скачать файл)

Искусство оказывает воздействие на студентов, пробуждая их чувства и мысли, вызывает размышления над жизнью, смоделированной в произведении, и над своей личной. У студентов появляется потребность к самостоятельной эстетической деятельности - к выражению своих впечатле-ний от искусства, к его защите и пропаганде, к собственному художест-венному творчеству, к утверждению красоты в жизни и т. д. Очевидно, что в преподавании истории искусств применяется репродуктивный метод, он создает базу знаний, но исследователями педагогической деятельности доказано, что он непродуктивен [7]. Поэтому не вызывает сомнения необходимость использования на занятиях истории искусств продуктивных методов, которые способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств эстетического сознания. Частично-поисковый, проблемный и исследовательский метод способствуют развитию как наглядно образного, логического мышления, так и творческого.

Важнейшим средством выразительности занятия является его речевой текст. Преподаватель художественной культуры, несомненно, должен быть способен к воодушевленному рассказу, образному высказыванию, должен уметь использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства искусства слова, должен владеть и некоторыми секретами актерского мастерства, которые придадут его языку интонационную выразительность, а его поведению - артистизм.

Очевидно, что изучение истории искусств невозможно без использования наглядных средств. Однако стоит отметить, что при использовании аудиовизуальных средств, нужно настраивать студентов на то, что они будут не напрямую соприкасаться с искусством, а опосредованно, т.е. смотреть диапозитивы или видеозаписи, а не сами произведения искусства. И настраивая на такое восприятие, следует дать понять студентам, что истинное общение с произведением, с самим подлинником, приносит еще большее наслаждение. В некоторых случаях приблизить студентов к произведениям искусства помогают экскурсии.

 Особое внимание уделяется  искусствоведческому анализу. Он  не должен разрушать целостности  восприятия. Рассмотрение отдельных частей, фрагментов, деталей произведения, т. е. «выборочный ход восприятия», осуществляется в тесной связи с «целостным охватом произведения», как бы на фоне того впечатления, которое сложилось у студентов в результате первоначального восприятия.

 Искусствоведческий анализ  вовлекает в работу весь психический  аппарат студентов:

  • эмоции, воображение, мысль, - чтобы помочь им «увидеть невидимое, услышать неслышимое» (ведь многое в произведениях искусства символично);
  • делает восприятие студентами произведения искусства сознательным, то есть стимулирует личностное отношение к увиденному;
  • способствует возникновению у студентов взаимосвязей между художественным произведением и уже известными им фактами, представлениями, чувствами, ощущениями, жизнью самих студентов.

Важную роль на занятиях истории искусства играет организация обратной связи. Прежде всего, это устные ответы-размышления, возражения, согласия в процессе беседы-диалога на занятии, в них большое значение имеет мысль, анализирующая и объясняющая первоначальные впечатления студентов, проникающая в замысел автора художественного произведения, стремящаяся понять других партнеров, их мнения, позиции.

Это и письменные высказывания - развернутые ответы на вопросы, данные преподавателем, или же свободные высказывания студентов относительно произведений искусства, с которыми они встретились на занятии или познакомились, самостоятельно посещая музеи, выставки, читая художественную литературу или научно-популярные книги об искусстве.

Поиски наиболее оптимальных форм обучения истории искусств ведутся постоянно. Методика проведения занятий с элементами занимательности - одна из таких форм, способствующих развитию логического мышления и творческих возможностей студентов, помогающих им уяснить сущность искусствоведческого материала, воспитывающих интерес к нему. Игровые моменты могут возникать практически на каждом этапе обучения. Это может быть и кроссворд по изученной теме, и блиц-опрос в конце лекции («блиц» - молния), позволяющий проверить категориальный аппарат студентов, знание дат, имен и названий произведений деятелей  искусства, но чаще всего игровой момент используется на заключительных занятиях в целях проверки знаний студентов.

Как известно, деловая игра является достаточно распространенной, многовариантной формой современного вузовского образования. Деловая игра - это форма активного деятельностного обучения. Она предполагает определение целей, содержание игры и наличие игровой и имитационной моделей. В имитационной модели отражен дидактически обработанный фрагмент профессиональной реальности.

Проведение занятия, построенного как деловая игра, повышает интерес к данной теме, тем более что игра способствует созданию атмосферы совместной творческой деятельности преподавателя и студентов.

Предлагаемый искусствоведческий материал расширяет знания о культуре. В этом случае форма и содержание преследуют одну цель - формирование активной творческой личности.

Один из вариантов деловой игры - это игра-конгресс, его целесообразнее проводить в конце семестра, как завершающее занятие, чтобы привести в систему самостоятельно изученный материал и сконцентрировать внимание студентов на наиболее интересных, существенных и важных моментах.

Кроме того, в структурную основу заключительных занятий можно положить соревнования. Например, турнир знатоков художественной культуры. Если посмотреть на эти занятия с точки зрения рассматриваемой проблемы эстетического развития студентов, то они, несомненно, являются кульминационным проявлением эстетической активности студентов на каком-то определенном этапе их знакомства с мировой художественной культурой. Коллективные и индивидуальные высказывания студентов на турнирах различаются по содержанию, форме, стилю и характеру, но каждое из них представляет собой «высказывание» одного из трех уровней лесенки эстетического роста студентов: это «высказывания», связанные либо с восприятием художественного произведения, либо с постижением обобщенной художественной картины мира, либо представляющие собой самостоятельные художественно-творческие работы студентов.

Турниры знатоков художественной культуры можно сопоставить с привычными для вуза формами проверки знаний - зачетом, итоговой контрольной работой, коллоквиумом или экзаменом. Но эта форма проведения зачетного занятия пронизана атмосферой эмоционального подъема и творчества, витает дух игры-соревнования, где каждый из участников стремится максимально проявить все свои человеческие возможности, быть лучшим и в то же время не подвести свою команду. Заключительным конкурсом турнира знатоков может быть домашнее задание. Каждая команда должна была написать и представить «рекламный ролик» об искусстве страны, которую она представляла. Написать и представить так, чтобы зрителям захотелось поехать в эту страну, чтобы воочию познакомиться с ее древними памятниками, прочитать книги о ней, о произведениях ее художественной культуры, посмотреть альбомы.

Одной из форм технологии процесса обучения по истории искусств является дистанционное обучение. Компьютер в современных условиях обеспечивает наглядность информативного материала, обеспечивает высокую мобильность предъявляемой для осмысления учебной информации.

Посредством компьютера преподаватели истории искусств осуществляют контроль за усвоением студентами учебного материала, управляют текущим учебным процессом, проводят работу студентов с компьютером в режиме самообучения при обеспечении дозированной выдачи информации.

История искусств тесно связана с другими гуманитарными дисциплинами, изучаемыми в вузе, - с философией, историей, культурологией, социологией, психологией и др. В синтезе они способствуют формированию комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе. Междисциплинарный характер истории искусств выражает общую тенденцию современной науки, усиление интегративных процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Каждая из наук дает возможность углубить знание об явлениях тем необходимым компонентом и социальным фоном развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато культурное наследие.

Так, например, философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры, а социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология дает возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности. Этнография способствует осознанию национально-этнической самобытности культуры народов мира, роли искусства в межнациональных отношениях.

Смежные науки не только питательная среда, но и необходимый фундамент истории искусств.

Изучаясь на третьем - четвертом курсах история искусств является одной из завершающих гуманитарное образование дисциплин. Знакомя  студентов с фундаментальными достижениями истории мирового искусства, она помогает раскрыть единство и многообразие художественных культур мира, показать значимость искусства в жизнедеятельности человека.

 

3. Подходы к изучению истории искусства

     

Важной проблемой при составлении программ и изучении  предметов «История изобразительного искусства» и «Мировая художественная культура» является выбор научного подхода или метода в искусствознании.

      Искусствознание  состоит из трёх разделов: теория  искусств, история искусств и  художественная критика.

      История  искусств изучает и описывает  развитие искусства в целом, в  конкретной стране или отдельную  эпоху, анализирует эволюцию какого-либо  вида или жанра искусства, творчество  отдельного художника или целого  направления.

      В искусствознании  сложилось несколько подходов  к изучению истории искусств. Они отличаются пониманием сути  искусства и творческого процесса, его места в культуре и истории  человечества, используют данные  различных наук (история, философия, психология и других).

      Более широкие  способы изучения искусства (включающие  данные многих наук, использующие  различные методы) называются «подходами». Некоторые способы имеют более  узкую направленность (применимы  для определённых периодов развития  искусства, отдельных культур или  аспектов творческого процесса). Тогда они называются «методами». Метод – это совокупность приёмов  или операций практического или  теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной  задачи [4].

 

4.1. Исторический подход

      Само содержание  человеческой жизни, развивающееся  во времени как необратимый  процесс, является важнейшей причиной  необходимости изучения развёртывания  искусства во времени и пространстве, т.е. в его конкретно-историческом  состоянии.

      Исторический  подход рассматривает:

      1. Проблемы, связанные с конкретно-исторической  обусловленностью производства  и функционирования искусства.

      2. Проблемы  исследования искусства в его  историческом развитии.

      3. Интерпретацию  произведения искусства прошлого  в контексте современной художественной  практики.

      Установление  преемственности, реализованной в  жанровых, родовых и видовых признаках  искусства, выступает важнейшим  аспектом историзма в исследовании  искусства.

      Искусство  зависит от своего времени  не только содержанием отражённой  в нём действительности, но и  найденными в процессе воплощения  этого содержания специфическими  для каждой эпохи формами, анализ  которых также должен носить  исторический характер.

      Истоки  данного подхода мы видим в  трудах итальянских историков  искусства. В XVI в. Дж. Вазари создал  «Жизнеописание наиболее знаменитых  живописцев, ваятелей и зодчих». Вазари идёт от личности художника. Однако он не просто излагает  биографии творцов, но пытается  вписать их в историческую  эпоху.

      Вклад немецкого  историка искусств Т. Бургхардта в формирование исторического подхода в разделении культурных и художественных эпох.

      Крупнейшим  отечественным представителем исторического  подхода является Б.Р. Виппер. Его  подход называют комплексно-историческим, т.к. он применяет данные различных  гуманитарных наук. В его трудах  прослеживается стремление связать  исторические эпохи и вывести  линию развития искусства.

      В современном  искусствознании в историческом  подходе выделился стилевой подход  к изучению истории искусства. Стиль – это устойчивое единство  художественных принципов, приёмов  и средств, используемых при создании  произведений искусства. Также стиль  – это художественное выражение  мировоззрения эпохи. Изучая историю  искусства по стилям, мы имеем  возможность проследить изменения  художественного языка и культуры в целом, а также увидеть художественное своеобразие каждой исторической эпохи [2].

      Стилевой  подход как разновидность исторического  подхода лежит в основе многих  современных учебников по мировой  художественной культуре (Емохонова Л.Г.), истории искусств (Белова О.Ю.), а также словарей (Власов В.Г.).

     

4.2. Культурологический подход

      Культурологический  – один из самых широких  и молодых подходов к изучению  истории искусств. Его главная  цель – показать сопряжённость  исторических и культурных процессов. Культурологический подход выявляет  причины появления новых художественных  форм, вписывает произведение в  культурную эпоху. Он позволяет  увидеть историю искусств в широком масштабе, в пространстве и во времени.

Информация о работе Методика преподавания истории искусств