Методика проведения занятий по художественной обработке природных материалов на уроках труда в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить теоретические материалы по данной теме и разработать серию уроков, отражающих методику художественной обработки природных материалов на уроке технологии в начальной школе.
Гипотеза: трудовое обучение младших школьников по художественной обработке природных материалов будет эффективным если:
– учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения младших школьников;
– создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3-6
ГЛАВА 1
ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
1.1 Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников……………………………………………………………………….7-8
1.2 Методика обучения технологии в начальной школе………………………9-13
1.3 Методика обучения школьников работе с природными материалами на уроках технологии в начальных классах……………………………………13-15
1.4 Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения……………………………………………………………………….15- 20
ГЛАВА 2
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Перспективно-тематический план раздела «Художественная обработка материалов» в 1 классе ………………………………………………………...21-25
2.2 Развернутые сценарии уроков по работам с природным материалом
……………………………………………………………………………………26-46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………47-48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………49-50
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………...51-53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по технологии.docx

— 102.97 Кб (Скачать файл)

Самый древний (античный) и простой вид мозаики – мозаика из речной гальки. Не смотря на простоту и доступность материала, результат превосходит все ожидания. (Демонстрация работы «Российский триколор).

V Вводный инструктаж;

При изготовлении панно необходимо соблюдать определенную последовательность. Просеять речную гальку; рассортировать камни по цвету и размеру. Нарисовать эскиз. Соединить раму с основой (раму заранее изготавливает школьный плотник). Покрасить раму бронзовой краской. Нанести рисунок на основу, обвести контур маркером. По контурам рисунка нанести клей ПВА и выложить его камнями. Цвет гальки выбираем в соответствии с эскизом. Пространство внутри контура рисунка покрываем клеем и заполняем галькой. Сушим картину под прессом. Тонируем картину в соответствии с эскизом. Покрываем работу лаком. При работе будем руководствоваться технологической картой. (Учитель демонстрирует технологическую карту учащимся, вывешивая ее на доску)

VI  Самостоятельная практическая работа учащихся;

Практическая часть урока поводится в комплексной форме коллективного художественного творчества, т.е. ученики разделяются на группы и каждая группа выполняет определенное задание, операцию. Учащихся делят на группы в соответствии с комплексом их знаний и умений. Данная форма работы самая развивающая и позволяет детям выйти на творческий уровень.

Вся практическая работа выполняется в соответствии с технологической картой.

VII Итоги урока

-Что мы сегодня изготавливали?

- У кого возникли трудности  при работе с речной галькой?

- Было ли вам интересно  работать на уроке?

VIII Домашнее задание

- Изготовить мини панно  из речной гальки на любую  тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.

   В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении изделия, поделки, сколько в обеспечении условий, при котором потенциал учащегося будет использован полностью. Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности учащегося на уроке труда, включающей в себя как равнозначные интеллектуальный и моторный компоненты. То есть на уроке должна быть организованная часть, направленная на обеспечение понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в поделку, причем на теоретическую часть урока должно отводится втрое меньше времени, чем на практические действия.

   Актуальность данной проблемы особенно значима в деятельности учителей начальных классов, ответственных во многом за духовное, умственное, нравственное, эстетическое развитие учащихся, без чего немыслима деятельность личность, потребность в которой столь остра в эпоху современных социально-экономических и культурных преобразований.

   В процессе исследовательской работы по данной проблеме был проведен анализ литературных источников таких авторов, как Геронимус Т.М., Конышевой М.И., Просяковой П.К., Цирулик Т.Н., на основе которых можно сделать вывод о том, что работе учащихся с природным материалом уделяется достаточно много времени по каждому классу обучения в начальной школе. Наиболее изучены следующие виды работ: составление различных композиций по аппликаций и мозаики из природных материалов т.д.

 На основе анализа литературы и практического опыта учителей была разработана система уроков, в которой отражены особенности аппликационной работы с природным материалом в 1 классе по трудовому обучению. В систему уроков включены различные темы видов аппликационных работ с природным материалом, например: составление аппликации из засушенных листьев, скорлупы, камушек и т.д.

В результате практической работы стало очевидным, что процесс выполнения  работ из природного материала очень увлекательный. У ребенка формируется особое видения мира природы, его изучение и собственное преобразование.

Методика работ с природным материалом в начальной школе имеет свою особенность, специфичность в подборе технологий, материалов инструментов. Знание основ теории и практики данного вида работ учителем, позволяет ему грамотно планировать, творчески и увлекательно строить педагогический процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Беляков, Н.Д. Покровская, А.И. Цейтлин, Н.Е. Кружок «Умелые руки» в школе. [Текст] /Н.Д. Беляков, А.И. Покровская, Н.Е. Цейтлин // -  Москва: Просвещение, 1957. - с. 158.

2.Винер, А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. [Текст] /А.В. Винер // -  Москва: Просвещение, 1953. - с. 95.

3.Геронимус,Т.М. Программа по трудовому обучению 1-4 классы     «Школа мастеров» . [Текст] / // -  Москва: АСТ-ПРЕСС школа, 2011г.

4.Гусакова, М.А. Аппликация. [Текст] /М.А. Гусакова// – Москва: Просвещение, 1987. – с. 153.

5 Гульянц, Э.К.  Базик, И.Я.  Что можно сделать из природного материала. [Текст] /Э.К. Гульянц, И.Я. Базик// -  Москва: Просвещение, 1984. -185 с.

6. Конышева, Н.М. «Методика  трудового обучения младших школьников». Учебное пособие . [Текст] / Н.М. Конышева//– Москва: Просвещение, 1999.

7.Крылова, О.Н., Самсонова, Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому обучению. 1 класс. Учебное пособие. [Текст] / О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова//– Москва: Экзамен, 2006. – с. 86.

8.Майорова, И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. [Текст ] /И. Г. Майорова // - Москва: Педагогика, 1978. -  147 с.

9.Макаренко, А. С. Сочинения в 7-ми томах, т. 4. [Текст ] /А.С. Макаренко// -Москва: Педагогика, 1957. -  399 с.

10.Махмутов, М.И. Современный урок: Вопросы теории . [Текст ] /М.И. Махмутов//-Москва: Просвещение, 2003. – с. 92. 

11.Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. [Текст ] /Б.М. Неменский// – Москва: Просвещение,1987. – с. 210.

12.Огерчук, Л.Ю. Технология труда в начальной школе. Работа с клеем и ножницами. (Библиотека журнала "Школа и производство". Выпуск 6.) [Текст ] /Л.Ю. Огерчук//-М., Школа-Пресс, 2001.

13Петровский, В.С. Возрастная и педагогическая психология. [Текст] /В.С. Петровский // -  Москва: Просвещение, 1973.

14.Самородский, П.С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства. [Текст] / П.С. Самородский// – Брянск: Издательство БГПУ, 2000. – с. 68.

15.Соловьянюк, В.Г. Основные понятия технологического образования. Учебно-методическое пособие. [Текст ] /В.Г. Соловьянюк // - Бийск: Педагогика, 2007. -  114 с.

16. Трегубенко, Б.Н. Трудовое обучение.1-4 классы. (Библиотека учителя начальных классов). М., Владос, 2001.

17. Федотов, Г.М. Послушная глина.  [Текст ] /Г.М. Федотов // М., АСТ-ПРЕСС, 1997.

18.Цейтлин, Н.Е. Демидова, А.П. Справочник по трудовому обучению. [Текст ] /Н.Е. Цейтлин, А.П. Демидова // Пособие для учителя. М., Просвещение, 1983.

19.Цирулик, Н.А. Пронякова ,Т. Н Программа по трудовому обучению «Умные руки» [Текст] / Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова  //– Москва: Просвещение, 2012.

20. Шведова, И.Ф. Азбука для детей и взрослых. Выпуск 1. [Текст ] /И.Ф. Шведова// М., East-West,1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Техника безопасности на уроках технологии

 

На уроках трудового обучения детям приходится иметь дело с режущими инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с порезами и ранениями. Травмы возможны не только при резке и прокалывании материалов, но и при выполнении ряда других трудовых операций, например, при варке клея, выпиливании и другое строгое выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знание правил обращения с инструментами и приспособлениями - обязательное условие для учителя и учащихся. С первых занятий необходимо знакомить учащихся с правилами техники безопасности и требовать неукоснительного их выполнения. Правила "техники безопасности можно подразделить на общие, относящиеся к любым работам, и частные, касающиеся отдельных работ.

Общие правила техники безопасности:

1. Работу начинай только  с разрешения учителя. Когда учитель  обращается к тебе, приостанови  работу. Не отвлекайся во время  работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми  не изучены.

3. Употребляй инструменты  только по назначению. Не просверливай  ножницами отверстия. Не забивай  кусачками и плоскогубцами гвозди. Для вытаскивания гвоздей пользуйся  не кусачками, а клещами.

4. Не работай неисправными  и тупыми инструментами.

5. При работе держи  инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование  храни в предназначенном для  этого месте. Нельзя хранить инструменты  и оборудование навалом.

7. Содержи в чистоте  и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты  и оборудование в указанном  учителем порядке.

9. Не разговаривай во  время работы.

10. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся.

                           

                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Правила обращения с ножницами

 

  1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно  следи за направлением резания.

3. Не работай тупыми  ножницами и с ослабленным  шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы  лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы  с открытыми лезвиями.

6. Не режь ножницами  на ходу.

7. Не подходи к товарищу  во время работы.

8. Передавай товарищу  закрытые ножницы кольцами вперед.

9.Во время работы удерживай  материал левой рукой таи, чтобы  пальцы были в стороне от  лезвий ножниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Правила безопасной работы с клеем

 

1.При работе с клеем  пользуйтесь кисточкой, если это  требуется.

2.Бери то количество  клея, которое требуется для выполнения  работы на данном этапе.

3.Излишки клея убирай  мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4.Кисточку и руки после  работы хорошо вымой с мылом.

 

 


 



Информация о работе Методика проведения занятий по художественной обработке природных материалов на уроках труда в начальной школе