Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

С учётом вышеуказанного, в курсовой работе ставилась цель: рассмотреть вопрос формирования навыков орфографии и разработать некоторые методические рекомендации по формированию данных навыков
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу;
выявить основы и принципы методики формирования орфографических навыков;
выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников.
В качестве рабочей гипотезы было принято положение о том, что повышению орфографической грамотности детей будет способствовать использование специально разработанной системы упражнений, направленной на формирование орфографических навыков у младших школьников.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования орфографических навыков младшими школьниками 7
1.1 Историко-критический анализ литературы по проблеме исследования 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 16
1.3 Процесс формирования орфографического навыка 23
1.4 Работы над орфографическим правилом 29
Глава II. Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников 34
2.1 Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 34
2.2 Методическое обеспечение технологии формирования орфографических навыков учащихся третьего класса 43
Заключение 63
Список используемых источников 66

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач готов.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

Списывание с готового текста или списывание-копирование

Задача ученика, списывающего с  готового текста, состоит в том, чтобы  воспроизвести его у себя в  тетради точно в таком же виде, не допуская никаких отступлений  в написании. Всякие отступления  в этом случае считаются ошибкой.

Простое списывание находит довольно широкое применение и используется с целью научить детей списывать предложенный текст без ошибок. Обучение этому виду упражнений осуществлялось нами с помощью алгоритма:

Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.

3. Выдели орфограммы в списываемом  тексте.

4. Прочитай предложение так,  как оно написано (как будешь  себе диктовать во время письма).

5. Повтори, не глядя в текст,  предложение так, как будешь его писать.

Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

Проверь написанное: а) читай то, что  написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Термин «орфограмма» в данном алгоритме можно заменить оборотами, понятными детям, например, «трудные для написания места», «то, что пишется по правилам».

Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно-чувственной  основы грамотного письма, но и его  осознанности.

Далее проводилось списывание осложненное различными заданиями  (грамматические, орфографические, логические, лексические, стилистические). Эти упражнения являются эффективными и входят в систему упражнений по орфографии как её неотъемлемая часть. Сознательное списывание как один из примеров обучения грамотному письму может быть использовано в работе над многими орфографическими правилами. Осложненное списывание проводится в разных вариантах, это может быть списывание с дополнительным  заданием (указать проверочное слово, подписать грамматические формы, разделить слово на слоги и другие);  с изменением текста (дописать слово, вставить отдельные буквы, слова).

Используя систематические задания при списывании мы преследовали цель научить детей соединять слова по смыслу, распространять предложения второстепенными членами, строить предложения из предлагаемого словесного материала, отвечать на поставленные вопросы с использованием слов для справок и без них.

Также на данном этапе нами использовалось выборочное списывание – когда ученики отбирают для записи части текста, соответствующие поставленному учителем условию.

Ценность выборочного списывания в том, что оно исключает механические записи, даёт насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствуя тем самым более быстрому запоминанию учащимися отдельных написаний.

Одним из видов сознательного списывания также является списывание по вопросам. Это упражнение состоит в следующем по знакомому учащимся тексту даются вопросы, ответы на которые школьники должны найти в тексте произведения и выписать соответствующие части текста в тетради. Рекомендуется при этом, чтобы школьники во время списывания произносили вполголоса то, что пишут, чтобы установить и закрепить в памяти зрительные, моторно-двигательные и слуховые ассоциации, связываемые с записываемым словом. И если такое «внутреннее говорение» является весьма существенной опорой в упражнениях по развитию речи, то в не меньшей мере, хотя и в несколько другом виде, оно важно для закрепления навыков орфографически правильного письма.

Также на данном этапе  мы учили детей проводить орфографический разбор. Под орфографическим разбором подразумеваются упражнения, состоящие в анализе и объяснении написаний слов  с целью наилучшего осознания и более прочного запоминания их школьниками. Орфографический разбор – одно из эффективных средств закрепления знаний учащихся в области орфографии. И чаще всего применяется в сочетании с грамматическим, собственно морфологическим разбором, так как большинство орфографических правил связано с грамматикой.

Грамматический разбор направлен на развитие умений детей  осознанно применять полученные грамматические знания в процессе письменной и устной речи. В отличие от грамматического при разборе орфографическом основное внимание сосредотачивается на тех словах или отдельных морфемах, которые могут представлять интерес именно с точки зрения обучения правописанию, в написании которых возможны или обычны орфографические ошибки.

Орфографический разбор следует проводить на достаточно насыщенном в орфографическом отношении  тексте, по такому, например, плану (как это делали мы):

1. Учащиеся отыскивают в тексте данные орфограммы: эти орфограммы можно не только выделить и назвать, но и подчеркнуть их, если работа идет по тетради, или отметить точками, или выписать в тетрадь, если работа ведётся по печатному тексту.

2. Ученики обозначают  орфограммы, формулируют правила, сопоставляют это написание с другими, аналогичными, уже разобранными на уроке.

Орфографический и грамматический разбор как упражнения по форме и  содержанию очень близки между собой: они могут применяться как  самостоятельные упражнения          или входить в упражнения другого рода в качестве их элементов. Последнее имеет место, например, при предупредительном или объяснительном диктанте, при раздаче тетрадей после проверки письменных работ, в работе над ошибками.

Орфографический разбор находит себе применение также при проверке домашнего задания, при объяснении нового материала, при закреплении и повторении. Поэтому упражнения в орфографическом разборе мы применяли на каждом нашем этапе, т.к. орфографический разбор должен применяться систематически, в течение всего периода обучения орфографии. Но посвящать целый урок только орфографическому разбору нецелесообразно,  в один приём на него может затрачиваться 10-15 минут. Таким образом остается время для других упражнений.

 Мы проводили орфографический разбор в основном в процессе комментированного письма. Этот вид письма строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов.  Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются   и все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

Для укрепления орфографических  навыков, для приобретения новых  знаний по орфографии очень важно  использовать упражнения, которые можно  подразделить на несколько видов. Например, упражнения на усовершенствование действий по выделению корня в слове и установлению родственности слов; такие упражнения могут быть нескольких типов в зависимости от дополнительного действия (См. Приложение 1).

Письмо по памяти.

Для усвоения ряда орфограмм, запоминание которых основывается по преимуществу на зрительных восприятиях и которые не подходят ни под какие определенные правила, мы наряду с другими упражнениями использовали и письмо по памяти заученного наизусть текста. Проводится это с целью усвоения и закрепления навыка правописания слов с безударными гласными, слитного и раздельного написания, традиционных написаний и написаний, представляющих собой исключения из общего и известного учащимся правила.  Это письменное упражнение применяется в двух вариантах: записываться может текст, заранее разученный с орфографической точки зрения в классе или дома, и всякий другой известный учащемся текст, который был ими когда-либо в прошлом заучен с другими целями. В первом случае учитель дает задание учащимся выучить дома определенный текст, предварительно разобрав его с орфографической точки зрения, то есть выделив в нем слова с проходимыми или повторяемыми в данный момент орфограммами.

Второй этап технологии, основной и самый продолжительный, проходил с середины ноября по середину марта, и занимал II и III учебные четверти.

На данном этапе нами были использованы упражнения творческого  характера, работа над непроверяемыми написаниями, работа над предлогами.

Упражнения творческого  характера при обучении орфографии.

Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений (диктуется каждое слово по слогам), и на логику изложения.

Самые легкие творческие работы – это составление предложений  по опорным словам. Очень любят дети писать творческие диктанты. Дети часто спрашивают, как написать то или иное слово. Это показатель вдумчивого, сознательного отношения к работе. Обязательна проверка работы. Мы предлагали детям пользоваться такой памяткой при проведении творческих работ:

Составь рассказ.

Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.

Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери  проверочные слова.

Проверь по слогам каждое слово.

Проверь, все ли нужные мысли ты записал.

Развивать сознательное восприятие слова помогали нам грамматические зарядки, которые мы включали в уроки русского языка (См. Приложение 2). В чем их суть? Произносится слово, одновременно на доске изображается его схема (в виде прямоугольника). Дети вдумываются в смысл, определяют с маленькой или большой буквы писать и почему.

Работа над непроверяемыми написаниями.

Учащиеся начальных  классов должны запомнить большое  количество слов с непроверяемыми гласными. Научить ребенка писать эти слова  без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.

Нет необходимости доказывать, как велика роль орфографического словаря  в повышении грамотности, культуры речи. Орфографический словарь, относящийся  к «словарям правильной речи», предназначается  для самого широкого круга читателей, так или иначе соприкасающихся с вопросами написания слов.

Вводя новые словарные  слова, мы работали над одной группой слов неделю. В первый день, знакомя с новыми словами, используем картинный словарь. На второй день дети пишут слова на кальке по трафарету. На третий день – списывание с доски слов с пропущенной безударной гласной с комментированием. Доказывая, какая буква пропущена, дети поднимают сигнальную карточку-букву. На четвертом уроке дети пишут слова под диктовку с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. И на пятый день – усвоение этих слов проверяется. Дети пишут или картинный диктант, или слова под диктовку, или используют перфокарты, на которых слова с пропущенной буквой.

Например:

тварищ

рбята

девчка

учник

джурный

учитльница

учитль


 

Такие карточки-перфокарты были изготовлены для каждого ученика и помогали быстро проверить усвоение слов любой группы, выявляли учеников, которые не запомнили или забыли какое-либо слово. Новая неделя – новая группа слов, изученные же слова постоянно повторялись устно или письменно, по группам или выборочно (См. Приложение 2).

Расскажем об одной интересной работе, дающей также положительные  результаты при усвоении слов с непроверяемыми написаниями и являющейся важной для лингвистического развития учащихся. В последнее время учителя русского в работе над этими словами успешно применяют этимологический анализ. Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяют для того, чтобы побудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, «упрощенным».

Ученикам нравится «разгадывать»  всем вместе написание того или иного трудного слова. Так, в третьем классе, работая со словами телефон, телеграф, телевизор, телескоп, учащиеся узнают, что первая часть слов теле- пришла в русский язык из греческого языка и обозначает далеко. Ребята легко и осознанно запоминают графический образ этих слов. В латинском языке есть приставка кон-. Воспользовавшись этими сведениями, знакомим учащихся с написаниями таких трудных слов, как конфета; ко- команда, командир; кол- коллекция, коллективный; де- демонстрация, депутат, делегат, декорация.

Читали ребятам рассказ К. Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение и которому это занятие доставляло большую радость. «Найдешь слову объяснение и радуешься», – говорил он писателю. «Попробуем и мы догадаться, почему отдельные растения, птицы, животные называются именно так», – говорили мы ребятам. Показывали цветные картинки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Рассматривая рисунки, учащиеся делают выводы, свои первые «открытия»: «Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы состоит из малых ягод, синица – синяя (в окраске ее оперения преобладает синий цвет), медведь любит мед и потому знает (ведает), где его искать». Читали ребятам стихи Е. Серовой из цикла «Подскажи словечко»:

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями

Полюбуйтесь дикими

Алыми … (гвоздиками).

Но не всегда происхождение  слова так ясно, так понятно. Очень  часто о происхождении слова  мы можем узнать только из особых книг, словарей.

Вот как мы проводили работу со словом рябина, которое учащиеся часто пишут неверно.

Сначала дети отгадывают загадку:

Под ярусом – ярусом

Висит зипун с красным  гарусом.

Ученики читают слово, написанное на карточке, сначала про себя, затем два раза вслух и наконец проговаривают его хором.

После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Показываем цветной рисунок и говорим: «Слово рябина произошло от славянского слово ряб, что означало рябой, пестрый; ведь сочетание ярко-зеленых мелких резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит». С использованием разборных таблиц составляются и записываются слова с корнем рябин-. Разборные таблицы используются на уроке так: необходимые для работы части слова пишутся на кусочках белой плотной бумаги, сложенных вдвое и аккуратно склеенных внизу. Причем каждая морфема пишется чернилами одного цвета (например, приставки – зелеными, корни – красными, суффиксы – коричневыми, окончания – черными). В ходе объяснения и образования слова выбирает из всего «строительного материала» нужные морфемы и прикладывает к фланелеграфу, можно к магнитной доске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Ученики лучше его запоминают.

Информация о работе Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников