Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:16, курсовая работа
С учётом вышеуказанного, в курсовой работе ставилась цель: рассмотреть вопрос формирования навыков орфографии и разработать некоторые методические рекомендации по формированию данных навыков
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу;
выявить основы и принципы методики формирования орфографических навыков;
выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников.
В качестве рабочей гипотезы было принято положение о том, что повышению орфографической грамотности детей будет способствовать использование специально разработанной системы упражнений, направленной на формирование орфографических навыков у младших школьников.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования орфографических навыков младшими школьниками 7
1.1 Историко-критический анализ литературы по проблеме исследования 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 16
1.3 Процесс формирования орфографического навыка 23
1.4 Работы над орфографическим правилом 29
Глава II. Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников 34
2.1 Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 34
2.2 Методическое обеспечение технологии формирования орфографических навыков учащихся третьего класса 43
Заключение 63
Список используемых источников 66
- Как мы назовем маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать слово рябина? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы образовать слово рябинник? Сколько н надо писать в слове рябинник? Почему? Как мы назовем куст рябины? (Рябинный). Что потребуется для строительства этого слова? Сколько н надо писать в данном прилагательном? Почему? Как мы назовем варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для этого слова?
В ходе беседы на доске и в тетрадях учащихся появляется следующая запись:
рябина
рябинка
рябинник
рябинный
рябиновое
На следующем уроке дети используют данные слова в предложениях:
Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет целый рябинник. Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием можно использовать замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы учащиеся получают задания типа «Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, которые едет в поезде; дорога с рядами деревьев по обеим сторонам, площадка, с которой производится посадка на поезд».
Или другое задание:
1. Ответь на вопросы, ответы записать.
Кто продает билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как называется группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами? Как называется рисунок в книге?
2. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова.
1). Сообщение по телеграфу-… 2). Килограмм – это тысяча … 3). Смотр готовности войск - … 4). Рисунок в книге - … 5). Огородное растение, растущее кочаном, - … 6). Учреждения, в котором собирают, хранят и выдают книги - ….
Описанные виды заданий и приемы работы имели свои цели: сделать словарную работу основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать ее с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать ее более интересной и привлекательной.
Работа над предлогами.
Правописание предлогов вызывает у детей определенную трудность. В учебнике русского языка по этой теме сказано: «Слова в, из, к, на, от, п, с, ц пишутся отдельно от других слов».
Некоторые дети, зная это правило, начинают отделять буквы и слоги, похожие на предлоги, в любом слове, например: по суда. И, конечно, всегда находятся учащиеся, которые всегда пишут предлоги со словами вместе, несмотря на большую работу над этим правилом.
Знакомство с предлогами мы проводили с помощью игры. Для этого можно иметь наглядное пособие «Птичка и клетка».
Помещаем птичку (она на нитке) в разные положения по отношению к клетке, дети знакомятся с первыми предлогами (термин «предлог» не употребляется), которые имеют значение местоположения предмета по отношению к другому предмету (на клетке, над клеткой, у клетки, в клетке). Работу можно проводить по-разному. Ученик играет с птичкой, дети отвечают. Дети называют действие (помести птичку в клетку), а ученик показывает.
Когда учащиеся познакомились с буквами, можно использовать следующее наглядное пособие: дерево с кармашками и отдельно слова: над, на, под, у.
Маленькие слова можно вынимать из кармашков и вставлять в них, наглядно видно, что эти слова и они отдельны от предлога.
К моменту изучения предлогов дети уже знают, что это маленькие слова, которые пишутся отдельно от других слов.
Чтобы работа была более интересной, мы ввели схемы предлогов (См. Приложение 3). Схемы составляются с помощью картинок сами детьми.
Дети запоминают схемы и легко их различают. Схемы лучше поместить на плакате под номерами: 1 – на, 2 – над, 3- в, 4 – под, 5- у, 6 – из, 7 – по, 8 – к.
Схемы можно использовать в словарной работе, например, учащиеся изучают слова капуста. Предложить или сказать это слово со всеми предлогами, записать с предлогом под номером 6 или назвать номера предлогов родительного падежа, дательного падежа и т.д.
Все схемы должны «рождаться» на глазах у учащихся и с их помощью.
Третий этап, заключительный, длился апрель-май месяц, IV учебная четверть.
На данном этапе проводились в основном творческие и контрольные упражнения, задачей которых было сформировать у учащихся умение правильно и быстро решать проблемы на основе творческого применения полученных знаний и приобретенных навыков. Проводились упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне, упражнения в правописании звонких и глухих согласных.
Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне.
Мы проводили следующие упражнения и дидактические игры, которые учитель может использовать в работе над правилом правописания безударных гласных:
1. Дидактическая игра «Забей гол».
На доске написаны слова с безударной гласной в два столбика для двух команд. У каждой команды набор мячей (круг с записанной в нем гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество голов.
2) Игра «Волшебные яблочки».
На доску вывешивается плакат со словами:
На двух других плакатах нарисованы яблоки с яблоками (среди яблок 5 из них те, что с буквами, прикреплены к картине кнопками или вставлены в прорези).
Учитель говорит детям: «Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, но и яблоки с буквами а, о, и, е, я. Сорвать яблоко с буквой может только тот, кто правильно подберет для него слово на плакате».
3) «Дополни сам»
тр○ п○ тали
трепещет
ст○ р○ жили
сторожка зелень
л○ п○ тали
лепет
б○ р○ да
В качестве дидактического материала также использовали загадки, пословицы, поговорки.
Безударный хитрый гласный:
слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
гласный ставь под ударенье,
чтоб развеять все сомненья!
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударенье.
Загадки используются те, в отгадках которых есть нужная нам орфограмм.
Меня пьют, меня льют. Вам нужная я. Кто я такая? (Вода)
Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова).
Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава).
Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила).
Тема «Проверяемые безударные гласные в корне» проходит красной нитью через все программу начальной школы и является основой для повышения грамотности учащихся.
Правописание звонких и глухих согласных.
Работая по теме, дети учатся
производить более
Первая группа упражнений направлена на формирование умения распознавать парные звонкие и глухие согласные. При изучении данной темы предлагаемые упражнения носят повторительно-обобщающий характер, поскольку основная работа в названном направлении велась в период обучения грамоте.
1. Мы больший акцент делали на акустической стороне звука ( предлагали детям закрыть уши ладонями и «услышать» звонкость-глухость парных согласных).
Артикуляционные упражнения
необходимо включать уже в период
обучения грамоте. Дети наблюдают за местом образования шума:
звуки «могут жить» на губах ([б]-[п],[б’]-[п’]),
между губами и зубами ([в]-[ф],[в’]-[ф’]),
на кончике языка ([д]-[т],[д’]-[т’],[з]-[с],[з’
2. Поняв сходство, дети
должны уяснить и различие
этих согласных. Шумные
- Положите руку на горло. Произнесите [ж]. Чувствуете дрожание? Это голос. Из чего состоит [ж]? (Из голоса и шума).
На доске записываем (голос+шум).
- Теперь произнесите
[ж] шепотом. Если говорим
- Вычтем голос из нашей суммы.
Запись продолжается : (голос+шум) – голос=
Что слышно, когда шепчем [ж]? Что остается от [ж], когда «вычли» голос? (остается шум). Запись продолжается: (голос + шум) – голос = шум.
- Какой звук состоит только из шума?
Глухой согласный.
Какой согласный состоит их голоса и шума?
Звонкий согласный.
Чем же различаются звонкие и глухие согласные?
Наличием или отсутствием голоса.
3. Запоминание пар
согласных способствует не
- На улице в каждом
домике живут парные согласные.
4. В процессе выполнения следующего упражнения дети узнают, что замена согласного парным влечет за собой изменение смысла слова. Целесообразно при его выполнении использовать предметные картинки и звуковые схемы. Школьники, пользуясь предметными картинками, понимают, что слово, с одной стороны, обозначает что-либо, с другой – имеет звуковую и буквенную формы.
а) С глухим траву она
срезает, со звонким и листочки объедает.
б) С глухим согласным мы его читаем, со звонким в нем мы обитаем.
Вторая группа упражнений направлена на формирование умения находить в слове согласный, который нужно проверять.
В современном русском языке определены три слабые позиции для парных согласных: на конце слова (дуб, сноп), перед глухим согласным (шапка, шубка), перед звонкими согласными (просьба, резьба).
Лишь овладев умением определять положение и качество звука в слове, школьник поймет, во-первых, почему парные согласные на конце слова и перед согласными нужно проверять (потому что в этих позициях парные звонкие и глухие согласные звуки не различаются, а следовательно, возможен и выбор букв); во-вторых, почему надо проверять положением перед гласным (потому что этим положением парные согласные различаются, ясно слышится то звонкий, то глухой).
- Найдите слова с парными согласными, написание которых нужно проверять:
1) лев, слон, верблюд
ястреб, грач, стриж
сом, ёрш, краб
год, неделя, день
2) Выпал снег. Весь сад белый. Сильный мороз. У дома большой сугроб. Наш пруд застыл. Береги нос в большой мороз.
3) Был бы ёж ты хорош,
только в руки не возьмешь.
- Не хорош? Ну и что ж?
Без иголок я не ёж. (Л.Корчагина)
4. бумажка, юбка, шубка, флажки,
березка, беседка, сетка, краска.
- Очень полезно предлагать
списывание и диктанты с
Третья группа упражнений направлена на отработку умения обосновывать выбор проверочного слова. Проверочное слово должно удовлетворять следующим условиям: быть близким по значению, после согласного должна идти гласная.
1. Один из способов проверки: много – один (ножи – нож). Этот способ проверки можно разнообразить:
а) записать слова в следующем порядке: проверочное – проверяемое:
завод, глаза, сторож, тулуп, тулупы, заводы, глаз, сторожа
б) выбрать проверочные слова из следующего ряда, доказать правильность своего ответа:
гриб – грибы, грибки, грибок
дед – дедушка, детки
рукав – рукавица, рукавчик, рукава
сторож – сторожка, сторожить
час – часок, частичный
Подобные задания направлены на установление учениками семантического сходства проверяемого и проверочного слов; расширяется словарный запас школьников, чем создается база для последующего обучения правописанию.
2. «Выбери букву»
а) Как у старой ба( б/п ) ки
Жили-были ла (б/п ) ки
Встанет ба (б/п ) ка утром рано,
Выйдет в погре (б/п) за сметаной-
Ла (б/п ) ки вслед за ней идут
Всюду ба (б/п ) ку стерегут.
б) У Алёнки в гостях
Петушок в сапо (ж/ш) ках,
Курочка в серё (ж/ш) ках,
А корова в ю(б/п) ке
И в тепленькой шу (б/п) ке.
в) Наша у (д/т) ка – крякалка,
А Серё (ж/ш) ка – якалка:
«Я сумею,
Я смогу,
Я быстрее пробегу!..»
Отдохни немно (ж/ш) ко
Якалка Серё (ж/ш) ка!
Соедини пары
ловок
гладок
близок
резок
лёгок
крепок
гибок
робок
сладок
скользок ре кий
4. Восстанови стихотворение
(Вставьте пропущенные слова, используя проверочные)
Информация о работе Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников