Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

С учётом вышеуказанного, в курсовой работе ставилась цель: рассмотреть вопрос формирования навыков орфографии и разработать некоторые методические рекомендации по формированию данных навыков
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу;
выявить основы и принципы методики формирования орфографических навыков;
выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников.
В качестве рабочей гипотезы было принято положение о том, что повышению орфографической грамотности детей будет способствовать использование специально разработанной системы упражнений, направленной на формирование орфографических навыков у младших школьников.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования орфографических навыков младшими школьниками 7
1.1 Историко-критический анализ литературы по проблеме исследования 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 16
1.3 Процесс формирования орфографического навыка 23
1.4 Работы над орфографическим правилом 29
Глава II. Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников 34
2.1 Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 34
2.2 Методическое обеспечение технологии формирования орфографических навыков учащихся третьего класса 43
Заключение 63
Список используемых источников 66

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач готов.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

- Как мы назовем маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать слово рябина? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы образовать слово рябинник? Сколько н надо писать в слове рябинник? Почему? Как мы назовем куст рябины? (Рябинный). Что потребуется для строительства этого слова? Сколько н надо писать в данном прилагательном? Почему? Как мы назовем варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для этого слова?

В ходе беседы на доске  и в тетрадях учащихся появляется следующая запись:

рябина                          ряб – пёстрый, рябой

рябинка

рябинник

рябинный

рябиновое

На следующем уроке  дети используют данные слова в предложениях:

Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет целый рябинник. Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием можно использовать замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы учащиеся получают задания типа «Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, которые едет в поезде; дорога с рядами деревьев по обеим сторонам, площадка, с которой производится посадка на поезд».

Или другое задание:

1. Ответь на вопросы,  ответы записать.

Кто продает билеты в  кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как называется группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами? Как называется рисунок  в книге?

2. При списывании вставить  вместо точек нужные по смыслу слова.

1). Сообщение по телеграфу-…  2). Килограмм – это тысяча …  3). Смотр готовности войск - …  4). Рисунок в книге - … 5). Огородное  растение, растущее кочаном, - … 6). Учреждения, в котором собирают, хранят и выдают книги - ….

Описанные виды заданий и приемы работы имели свои цели: сделать словарную работу основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать ее с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать ее более интересной и привлекательной.

Работа над предлогами.

Правописание предлогов  вызывает у детей определенную трудность. В учебнике русского языка по этой теме сказано: «Слова в, из, к, на, от, п, с, ц пишутся отдельно от других слов».

Некоторые дети, зная это  правило, начинают отделять буквы и слоги, похожие на предлоги, в любом слове, например: по суда. И, конечно, всегда находятся учащиеся, которые всегда пишут предлоги со словами вместе, несмотря на большую работу над этим правилом.

Знакомство с предлогами мы проводили с помощью игры. Для этого можно иметь наглядное пособие «Птичка и клетка».

Помещаем птичку (она  на нитке) в разные положения по отношению  к клетке, дети знакомятся с первыми  предлогами (термин «предлог» не употребляется), которые имеют значение местоположения предмета по отношению к другому предмету (на клетке, над клеткой, у клетки, в клетке). Работу можно проводить по-разному. Ученик играет с птичкой, дети отвечают. Дети называют действие (помести птичку в клетку), а ученик показывает.

Когда учащиеся познакомились с буквами, можно использовать следующее наглядное пособие: дерево с кармашками и отдельно слова: над, на, под, у.

Маленькие слова можно  вынимать из кармашков и вставлять  в них, наглядно видно, что эти  слова и они отдельны от предлога.

К моменту изучения предлогов дети уже знают, что это маленькие слова, которые пишутся отдельно от других слов.

Чтобы работа была более  интересной, мы ввели схемы предлогов (См. Приложение 3). Схемы составляются с помощью картинок сами детьми.

Дети запоминают схемы  и легко их различают. Схемы лучше поместить на плакате под номерами: 1 – на, 2 – над, 3- в, 4 – под, 5- у, 6 – из, 7 – по, 8 – к.

Схемы можно использовать в словарной работе, например, учащиеся изучают слова капуста. Предложить или сказать это слово со всеми  предлогами, записать с предлогом под номером 6 или назвать номера предлогов родительного падежа, дательного падежа и т.д.

Все схемы должны «рождаться»  на глазах у учащихся и с их помощью.

Третий этап, заключительный, длился апрель-май месяц, IV  учебная четверть.

На данном этапе проводились  в основном творческие и контрольные  упражнения, задачей которых было сформировать у учащихся умение правильно и быстро решать проблемы на основе творческого применения полученных знаний и приобретенных навыков. Проводились упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне, упражнения в правописании звонких и глухих согласных.

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в  корне.

Мы проводили следующие упражнения и дидактические игры, которые учитель может использовать в работе над правилом правописания безударных гласных:

1. Дидактическая игра  «Забей гол».

На доске написаны слова с безударной гласной в  два столбика для двух команд. У  каждой команды набор мячей (круг с записанной в нем гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество голов.


 

 

 

 

 

2) Игра «Волшебные  яблочки».

На доску вывешивается плакат со словами:


 

 

 

 

На двух других плакатах нарисованы яблоки с яблоками (среди  яблок 5 из них те, что с буквами, прикреплены к картине кнопками или вставлены в прорези).

Учитель говорит детям: «Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, но и яблоки с буквами  а, о, и, е, я. Сорвать яблоко с буквой может только тот, кто правильно подберет для него слово на плакате».

3) «Дополни сам»

тр п тали                                         в ч реет


            

        трепещет                                                     вечерний

 

ст р жили                                        з л нели


              

          сторожка                                зелень

л п тали                                           х л да


 

лепет

б р да                                              г л ва


 

 

В качестве дидактического материала также использовали загадки, пословицы, поговорки.

Безударный хитрый гласный:

слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам  наука:

гласный ставь под  ударенье,

чтоб развеять все  сомненья!

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты ее немедленно ставь  под ударенье.

Загадки используются те, в отгадках которых есть нужная нам  орфограмм.

Меня пьют, меня льют. Вам нужная я. Кто я такая? (Вода)

Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова).

Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава).

Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила).

Тема «Проверяемые безударные гласные в корне» проходит красной  нитью через все программу  начальной школы и является основой  для повышения грамотности учащихся.

Правописание звонких  и глухих согласных.

Работая по теме, дети учатся производить более дифференцированный звуко-буквенный анализ, находить орфограммы, подлежащие проверке, соотносить их с  опорными написаниями и писать в  соответствии с этими проверками.

Первая группа упражнений направлена на формирование умения распознавать парные звонкие и глухие согласные. При изучении данной темы предлагаемые упражнения носят повторительно-обобщающий характер, поскольку основная работа в названном направлении велась в период обучения грамоте.

1. Мы больший акцент делали на акустической стороне звука ( предлагали детям закрыть уши ладонями и «услышать» звонкость-глухость парных согласных).

Артикуляционные упражнения необходимо включать уже в период обучения грамоте. Дети наблюдают за местом образования шума: звуки «могут жить» на губах ([б]-[п],[б’]-[п’]), между губами и зубами ([в]-[ф],[в’]-[ф’]), на кончике языка ([д]-[т],[д’]-[т’],[з]-[с],[з’]-[с’],[ж]-[ш]), у коря языка ([г]-[к],[г’]-[к’]). Далее остается только сделать вывод, что согласные образуют пары, так как являются близкими соседями по месту образования.

2. Поняв сходство, дети  должны уяснить и различие  этих согласных. Шумные звонкие  и глухие согласные выделяют  в зависимости от степени участия  голосовых связок, силы мускульного напряжения органов речи. Голос не участвует в образовании шумных глухих. Сближение, напряжение, колебание голосовых наблюдаются при образовании шумных звонких согласных. Дети легко понимают это различие при выполнении следующего упражнения:

- Положите руку на  горло. Произнесите [ж]. Чувствуете  дрожание? Это голос. Из чего  состоит [ж]? (Из голоса и шума).

На доске записываем (голос+шум).

- Теперь произнесите  [ж] шепотом. Если говорим шепотом,  голос не участвует. Проверьте,  положите ладонь на горло.

- Вычтем голос из  нашей суммы.

Запись продолжается : (голос+шум) – голос=

Что слышно, когда шепчем [ж]? Что остается от [ж], когда «вычли»  голос? (остается шум). Запись продолжается: (голос + шум) – голос = шум.

- Какой звук состоит  только из шума?

Глухой согласный.

Какой согласный состоит  их голоса и шума?

Звонкий согласный.

Чем же различаются звонкие  и глухие согласные?

Наличием или отсутствием  голоса.

3. Запоминание пар  согласных способствует не только  известная с первого класса  «лента букв», но и игра-путешествие на улицу парных согласных.

- На улице в каждом  домике живут парные согласные.  Когда утром согласный звук  просыпается, он открывает окошко. Узнайте, какой согласный еще  спит, и разбудите его.

4. В процессе выполнения  следующего упражнения дети узнают, что замена согласного парным влечет за собой изменение смысла слова. Целесообразно при его выполнении использовать предметные картинки и звуковые схемы. Школьники, пользуясь предметными картинками, понимают, что слово, с одной стороны, обозначает что-либо, с другой – имеет звуковую и буквенную формы.

а) С глухим траву она  срезает, со звонким и листочки объедает.                                           

                                                      ( коса  -  коза)

б) С глухим согласным мы его читаем, со звонким в нем мы обитаем.

                                                      (том -  дом)

Вторая группа упражнений направлена на формирование умения находить в слове согласный, который нужно проверять.

В современном русском  языке определены три слабые позиции для парных согласных: на конце слова (дуб, сноп), перед глухим согласным (шапка, шубка), перед звонкими согласными (просьба, резьба).

Лишь овладев умением  определять положение и качество звука в слове, школьник поймет, во-первых, почему парные согласные на конце слова и перед согласными нужно проверять (потому что в этих позициях парные звонкие и глухие согласные звуки не различаются, а следовательно, возможен и выбор букв); во-вторых, почему надо проверять положением перед гласным (потому что этим положением парные согласные различаются, ясно слышится то звонкий, то глухой).

- Найдите слова с  парными согласными, написание которых  нужно проверять:

1) лев, слон, верблюд

ястреб, грач, стриж

сом, ёрш, краб

год, неделя, день

2) Выпал снег. Весь сад белый. Сильный мороз. У дома большой сугроб. Наш пруд застыл. Береги нос в большой мороз.

3) Был бы ёж ты  хорош,

только в руки не возьмешь.

- Не хорош? Ну и  что ж?

Без иголок я не ёж. (Л.Корчагина)

4. бумажка, юбка, шубка,  флажки,

березка, беседка, сетка, краска.

- Очень полезно предлагать  списывание и диктанты с заданием  пропустить буквы, написание которых  нужно проверять.

Третья группа упражнений направлена на отработку умения обосновывать выбор проверочного слова. Проверочное слово должно удовлетворять следующим условиям: быть близким по значению, после согласного должна идти гласная.

1. Один из способов  проверки: много – один (ножи –  нож). Этот способ проверки можно  разнообразить:

а) записать слова в  следующем порядке: проверочное  – проверяемое:

завод, глаза, сторож, тулуп, тулупы, заводы, глаз, сторожа

б) выбрать проверочные  слова из следующего ряда, доказать правильность своего ответа:

гриб – грибы, грибки, грибок

дед – дедушка, детки

рукав – рукавица, рукавчик, рукава

сторож – сторожка, сторожить

час – часок, частичный

Подобные задания направлены на установление учениками семантического сходства проверяемого и проверочного слов; расширяется словарный запас  школьников, чем создается база для  последующего обучения правописанию.

2. «Выбери букву»

а) Как у старой ба( б/п ) ки

Жили-были ла (б/п ) ки

Встанет ба (б/п ) ка утром  рано,

Выйдет в погре (б/п) за сметаной-

Ла (б/п ) ки вслед за ней  идут

Всюду ба (б/п ) ку стерегут.

б) У Алёнки в гостях

Петушок в сапо (ж/ш) ках,

Курочка в серё (ж/ш) ках,

А корова в ю(б/п) ке

И в тепленькой шу (б/п) ке.

в) Наша у (д/т) ка – крякалка,

А Серё (ж/ш) ка – якалка:

«Я сумею,

Я смогу,

Я быстрее пробегу!..»

Отдохни немно (ж/ш) ко

Якалка Серё (ж/ш) ка!

Соедини пары

ловок                              ги     кий

гладок                            ро     кий

близок                           кре     кий

резок                             ло     кий

лёгок                             сла     кий

крепок                           гла     кий

гибок                             лё     кий

робок                            бли     кий

сладок                          сколь     кий

скользок                       ре     кий

4. Восстанови стихотворение

(Вставьте пропущенные  слова, используя проверочные)

Информация о работе Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников