Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:17, курсовая работа
Цель работы: изучить учебную и психолого – педагогическую литературу по теме исследования.
Задачи:
Дать характеристику младшего школьного возраста.
Представить индивидуально – психологические особенности детей с умственной отсталостью.
Дать понятие умственной отсталости, рассмотреть причины и виды умственной отсталости.
Дать характеристику учебных организаций 8 вида.
Представить характеристику учебной деятельности и основных ее компонентов.
Раскрыть метод работы учителя начальных классов по формированию учебной деятельности у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.
Введение ……………………………………………………………………........ 3
Глава 1. Характеристика младшего школьного возраста…………………… 6
Глава 2. Индивидуально – психологические особенности детей с умственной отсталостью……………………………………………………………………...10
2.1. Понятие умственной отсталости. Виды и причины……………………..12
2.2. Характеристика учебных организаций 8 вида…………………………..15
Глава 3. Структура учебной деятельности…………………………………...18
Глава 4. Методика работы учителя начальных классов по формированию учебной деятельности детей с умственной отсталостью..…………………………. 22
4.1. Принципы обучения……………………………………………………........ 24
4.2. Методы обучения………………………………………………………........ 26
4.3. Формы обучения……………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы
Памяти умственно отсталых детей свойственно снижение продуктивности всех ее основных процессов. Запоминание материала характеризуется низким объемом и точностью, а также замедленностью; сохранение – непрочностью; воспроизведение – низким объемом, искажением материала, привнесениями. Умственно отсталые дети лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Причем наиболее полно, точно и прочно запоминают реальные объекты, и мене успешно запоминают их изображения, механическая память более развита, чем логическая. (1, 78)
Внимание умственно отсталого ребенка страдает от трудности привлечения к объекту, слабости концентрации, неустойчивости. Даже будучи привлеченным к объекту, внимание таких детей быстро истощается, и дети начинают отвлекаться. В наибольшей степени страдает, конечно, произвольное целенаправленное внимание. Это связано с тем, что такие дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть, и как правило, в таких случаях бросают работу. (1, 79)
Сильно страдает и воображение умственно отсталых детей. Главным недостатком восприятия нарушение обобщенности, это проявляется в неумении выделять главное, существенное в объекте. Отмечается и замедленный темп восприятия, таким детям нужно больше времени для восприятия материала, чем детям в норме. Также восприятию, умственно отсталых характеризуется неточностью, фрагментальностью, пассивностью, узостью объема. На равне с другими психическими процессами страдает и мышление умственно отсталых детей.
Мышление является главным инструментом познания. Она протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Как показывают исследования Б.И. Пинского, Ж.И. Шифа и других ученых все эти операции у умственно отсталых детей нарушены. Развитие мышления тесно связаны с развитием речи детей. (1, 84)
Развитие речи умственно отсталых детей, значительно отстает, от развития детей в норме, первые слова такие дети произносят не 1 – 1,5 года, а 3 – 4 года, у некоторых даже в 5 лет. Задержка речевого развития, умственно отсталых, во многом завсит от того, что они очень долго не понимают и не воспринимают обращенной к ним речи окружающих, это связано с нарушением словесно – логического мышления. В связи с недоразвитием коры головного мозга, медленно развивается словарный запас, речь недостаточно развернута, нет связки между фразами и словами. Умственно отсталые проявляют пассивность в общении, они редко являются инициаторами в беседе, для них проще общаться в диалоге, так как при формировании высказываний, они опираются на речь собеседника. На фоне данного недоразвития страдает и эмоциональная сфера, умственно отсталых детей. Такие дети, как правило, раздражительны, возбудимы, беспокойны, не могут долго сидеть на одном месте. Но с другой стороны дети с умственной отсталостью приветливы, доброжелательны, очень доверчивые, проявляют легкую внушаемость, несамостоятельность в деятельности, такие дети не умеют контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами.
Все данные особенности возникают у детей, в связи с нарушением работы высшей нервной деятельности, особенность высшей нервной деятельности всех умственно отсталых детей, заключается в первую очередь в слабости замыкательной функции коры головного мозга. Она выражается в том, что у этой категорий детей с большим трудом формируются новые условные связи. Особенно это касается сложных связей. Слабость замыкательной функции коры головного мозга проявляется также в том, что сформировавшиеся связи оказываются непрочными. (1, 87)
Волевые действия также связаны с функционированием головного мозга, особенности волевых качеств умственно отсталых детей проявляется в том, что они малоинициативны, не могут в достаточной мере проявлять волевые усилия, не в состоянии преодолевать трудности, нет способности построения планов на будущее, отсутствует самостоятельность и целеустремленность, легко внушаемы. Воспитание воли у умственно отсталых детей, считается очень трудным и долгим делом, что объясняется особенностями их развития.
Из этого, видно, какие особенности формирования психических процессов имеют умственно отсталые дети. Но возникает вопрос: Откуда, у маленького ребенка возникает патология, которая может привести к таким последствиям, каковы ее причины и что это такое, вообще?
2.1 Понятие умственной отсталости, виды и причины
Умственная отсталость – это стойкое необратимое нарушение психического (в первую очередь, интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием, либо с ранним повреждением головного мозга. Такое определение основано на исследованиях многих ученых, таких как Л.С.Выгодский, А.Р.Лурия, К.С.Лебединский, Г.Е.Сухарева. По мнению этих авторов, умственная отсталость включает в себя две основные формы нарушений: олигофрению и деменцию. (1, 43)
Термин олигофрения был введен в 19 веке немецким психиатром Э. Крепелином. Олигофрения – это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения центральной нервной системы, проявляется олигофрения на ранних этапах онтогенеза до 1,5-2 лет. По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрения делится на три группы: дебильность – это наиболее распространенная и легкая форма олигофрении. Интеллектуальный дефект у таких детей выражен не грубо, имеются способности к обобщению, фразовая речь, неплохая механическая память, относительно сохраняются эмоции. Дети с таким диагнозом обучаются в специальных коррекционных школах 8 вида. Следующая группа это имбецильность – более тяжелая степень слабоумия, чем дебильность. Дети – имбецилы обладают определенными, возможностями к овладению речи, усвоению несложных трудовых навыков. Однако у таких детей грубо выражены дефекты мышления, восприятия, памяти, эмоционально – волевой сферы, что делает этих детей практически не обучаемыми даже в коррекционных школах. Третьей группой является идиотия – это самая глубокая степень умственной отсталости. У детей с идиотией речевая функция развивается крайне медленно и ограниченно, нарушена координация движений, не ориентируются в пространстве, имеются нарушения в моторике, навыки самообслуживания формируются трудно и медленно. (2,12)
Причинами олигофрении могут быть генетические изменения в организме (патологическая наследственность, умственная отсталость родителей, нарушение хромосомного набора), инфекции, интоксикации, черепно – мозговые травмы, которые возникли на ранних этапах внутриутробного и постнатального периода.
Второй формой умственной отсталости является деменция – это стойкое и, как правило, необратимое ослабление познавательной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально – волевой сферы. При деменции нарушения в деятельности головного мозга наступают после некоторого периода нормального развития ребенка, когда значительная часть мозговых структур является относительно сформированной. Таким образом, при деменции речь идет о повреждении головного мозга, а о недоразвитие как при олигофрении. Дети при деменции, могут обладать значительным запасом знаний, накопленных в период нормального развития, однако они почти не способны воспользоваться ими вследствие нарушений памяти, внимания, умственной работоспособности. Так же у таких детей проявляются нарушения критичности, они не переживают из-за своей несостоятельности, они не проявляют интереса к знаниям, равнодушны к оценке, не имеют планов на будущее. (2,20)
По динамике слабоумия деменцию различают на резидуальную органическую и прогрессирующую.
Резидуальная органическая деменция обусловлена остаточными явлениями после перенесенных органических поражений головного мозга инфекциями, интоксикациями, травмами.
Прогрессирующая деменция связана с текущими органическими процессами в головном мозге (воспалениями, дефектами обмена и т.д.). При этом виде деменции имеется тенденция к прогрессированию болезненных расстройств. Так же различают эпилептическую, шизофреническую, постэнцифалитическую, травматическую деменцию.
Причинами деменции могут быть травматические, инфекционные, интоксикационные поражения головного мозга, заболевания центральной нервной системы, нарушения обменных процессов, органические заболевания мозга при шизофрении, эпилепсии. (14)
Вывод по главе. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что причинами возникновения нарушений психических процессов ребенка, может служить множество неблагоприятных факторов. Развитие детей с данными патологиями требуют особого внимания, и их обучение будет иметь свою специфику.
2.2. Характеристика учебных организаций 8 вида
Для обучения умственно отсталых детей созданы специальные (коррекционные) образовательные организации 8 вида, они создаются для обучения детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки. А так же социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Специальные (коррекционные) образовательные организации 8 вида, или так называемые вспомогательные школы – это специальные образовательные организации для умственно отсталых детей. Данные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе Устава представляет общедоступное и бесплатное начальное общее и основное общее образование по программам специальных (коррекционных) образовательных организаций 8 вида, данные организации относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. (2,259)
Основными целями и задачами таких образовательных учреждений являются: обучение, воспитание, медицинское обслуживание, реабилитация и социальная адаптация детей с отклонениями в развитии. Дети, проживающие в таких учреждениях, находятся на полном государственном обеспечении, получают бесплатное питание, лечение, образование и воспитание, в специальных психолого-медико –педагогических условиях с учетом дефектов в развитии.
Обучение во вспомогательной школе осуществляется по специальному учебному плану, программам и учебникам. (14)
Обучение в таких школах осуществляется по двум ступеням:
Первая ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года, 1-4 класс), на которой общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной задачей специального обучения. На этом этапе обучения изучается личность умственно отсталого ребенка, выясняются его возможности и индивидуальные способности, с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Ученикам прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности, культуре поведения. Проводится работа по общему и речевому развитию учеников, коррекция нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально – волевой сферах, поведении. (2, 267)
Вторая ступень (нормативный срок освоения 5 лет, 5-9 класс) – основное общее образование, обеспечивает получение знаний по общеобразовательным предметам, имеющих практическую направленность и соответствующих психофизическим возможностям учеников.
Специальной задачей вспомогательной школы является коррекция недостатков психофизического развития и познавательной деятельности школьников. Исправление недостатков развития достигается в основном педагогическими средствами в процессе обучения. Исправление речевых нарушений и моторики осуществляется на коррекционных занятиях – логопедических, ритмике и ЛФК. (11, 48)
Большое значение во вспомогательной школе имеет подготовка умственно отсталых детей к самостоятельной жизни. Она осуществляется в младших классах в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
В старших классах подготовка умственно отсталых детей к самостоятельной жизни осуществляется на специальных занятиях по социально - бытовой ориентировке, а так же в общей системе учебно –воспитательной работы. Важно отметить, что трудовое обучение во вспомогательной школе имеет профессиональную направленность. По окончанию школы выпускники получают документы установленного образца, в котором указывается вид профессионально – бытовой подготовки и итоговая оценка успеваемости по труду. (11, 66)
Вывод. Таким образом, видно, что для обучения и воспитания умственно отсталых детей создаются образовательные организации, обучение и воспитание в которых происходит с учетом особенностей развития данной категории детей. Главной задачей этих образовательных организаций является коррекция обучение, воспитание, медицинское обслуживание, реабилитация и социальная адаптация детей с отклонениями в развитии.
Глава 3. Структура учебной деятельности
Человек, от природы является активным социальным существом, пока человек живет, он постоянно действует, что – то делает, чем – то занят, трудиться, учится, общается с людьми, играет. Без деятельности невозможна человеческая жизнь, через нее человек познает окружающий мир, создает для себя материальные условия, изменяет окружающую действительность, также деятельность формирует и изменяет самого человека, его характер, волю, способности.
Отсюда следует, что деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства, в течение жизни, деятельность людей многообразна, но ученые выделили три основных вида деятельности – игровую, учебную и трудовую. В момент, когда ребенок поступает в школу, его основной деятельностью становится – учебная деятельность. (8, 17)
Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Учебная деятельность имеет свою структуру, состоящую из нескольких элементов: мотивы учебной деятельности, задачи учебной деятельности, действия, контроль и оценка.
Мотивы учебной деятельности показывают, ради чего ребенок учится. У детей, которые идут в школу преобладают социальные мотивы, отражающие внутренние позиции школьника, связанную с потребностью ребенка занять новое положение в обществе. На первых порах пребывания в школе эти мотивы в сочетании с познавательными интересами способны обеспечить включение ребенка в освоение учебной деятельности и поддерживать интерес к ней. (14)