Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:17, курсовая работа
Цель работы: изучить учебную и психолого – педагогическую литературу по теме исследования.
Задачи:
Дать характеристику младшего школьного возраста.
Представить индивидуально – психологические особенности детей с умственной отсталостью.
Дать понятие умственной отсталости, рассмотреть причины и виды умственной отсталости.
Дать характеристику учебных организаций 8 вида.
Представить характеристику учебной деятельности и основных ее компонентов.
Раскрыть метод работы учителя начальных классов по формированию учебной деятельности у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.
Введение ……………………………………………………………………........ 3
Глава 1. Характеристика младшего школьного возраста…………………… 6
Глава 2. Индивидуально – психологические особенности детей с умственной отсталостью……………………………………………………………………...10
2.1. Понятие умственной отсталости. Виды и причины……………………..12
2.2. Характеристика учебных организаций 8 вида…………………………..15
Глава 3. Структура учебной деятельности…………………………………...18
Глава 4. Методика работы учителя начальных классов по формированию учебной деятельности детей с умственной отсталостью..…………………………. 22
4.1. Принципы обучения……………………………………………………........ 24
4.2. Методы обучения………………………………………………………........ 26
4.3. Формы обучения……………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы
К концу первого класса у большинства учащихся внутренняя позиция школьника оказывается реализованной. И на ее месте по мере вхождения в школьную жизнь и освоения учебной деятельности у младших школьников складывается сложная система мотивации учения, которая включает следующие группы мотивов:
- Мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть изучаемых явлений);
- Мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных заданий.
- Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
1. Социальные мотивы:
а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и так далее;
б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
2. Узколичные мотивы:
а) мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки);
б) престижные мотивы (стремление к лидерству, желание быть среди первых учеников, быть лучшим)
3. Отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться). (2, 230)
Освоение учебной деятельности происходит в процессе решения школьником системы учебных задач. Учебная задача - не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщенными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно – практической задачи тем, что целью второй является получение результата – ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида. Учебная задача выступает как определенное учебное задание, имеющее четкую цель, но для того чтобы осуществить эту цель, надо учесть условия, в которых действие должно осуществиться. По А.Н. Леонтьеву, задача - это цель, данная в определенных условиях. По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого ученика. Учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия.
Учебная задача выступает как сложная система информации о каком-то объекте, процессе, в котором четко определена лишь часть сведений, а остальная неизвестна, которую и требуется найти, используя имеющиеся знания и алгоритмы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками. Учебная задача решается с помощью учебных действий. (2, 234)
Учебные действия – это действия с помощью, которых решаются учебные задачи, они совершаются с помощью различных учебных операций. Для того чтобы учащиеся овладели способами выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью каких-то предметов, либо материализованно с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и в итоге выполняется сразу как единое действие.
В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля). Контроль предполагает три звена: модель, образ желаемого результата действия; процесс сличения этого образа и реального действия; принятие решения о продолжении или коррекции действия. Эти три звена представляют структуру внутреннего контроля субъекта действительности за ее реализацией.
П.П. Блонским были намечены четыре стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала:
1) Первая стадия характеризуется
отсутствием всякого
2) Вторая стадия - полный
самоконтроль. На этой стадии
учащийся проверяет полноту и
правильность репродукции
3) Третья стадия характеризуется
как стадия выборочного
4) На четвертой стадии
видимый самоконтроль
Для того чтобы, достичь поставленной цели, решить учебную задачу можно лишь освоив необходимые для этого действия и операции, то есть навыки систематизации, переработки учебного материала и так далее. Следующим этапом структуры учебной деятельности, является оценка.
Оценка – это процесс оценивания, осуществляемый человеком, она позволяет определить, в какой степени освоен способ решения учебной задачи и насколько результат действий соответствует их конечной цели. Оценка сообщает школьнику, решена или не решена им данная учебная задача. (2, 249)
Таким образом видно, из каких компонентов состоит учебная деятельность.
Глава 4. Методика работы учителя начальных классов по формированию учебной деятельности детей с умственной отсталостью
В наше время возникает необходимость рассматривать проблему формирования учебной деятельности в единстве с проблемой индивидуальности каждого ученика, это обусловлено тем, что у каждого ребенка свои способности к обучению и важно предупредить отставание развития каждого ребенка в отдельности. Особенно ярко это отражается в обучении умственно отсталых детей. Формирование учебной деятельности, в коррекционных школах должно быть направлено на развитие и коррекцию всех сфер личности ученика, именно от их развития будет зависеть его социальная активность и адаптация. (14)
Для того чтобы понять каким образом построить учебную деятельность, учитель должен знать состояние подготовленности учащихся к учению, для этого существует достаточное количество способов, с помощью которых учителя решают эту задачу. К ним относятся педагогические консилиумы, медицинские показания, рекомендации школьного психолога, беседа с родителями, изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и так далее.
Следующим этапом построения учебной деятельности, является задача учителя выяснить, насколько сформированы все компоненты учебной деятельности: каковы мотивы учебной деятельности детей, так как чаще всего у детей с умственной отсталостью, преобладают отрицательные, либо нейтральные мотивы, задача учителя сформировать положительную мотивацию к обучению у каждого ученика в отдельности. Наблюдения за деятельностью умственно отсталых школьников показывают, что похвала, положительная оценка общественной значимости достигнутых ребенком результатов способствуют формированию мотивации, побуждают его как можно лучше проявить себя при выполнении задания. (8, 174)
Вместе с тем необходимо знать, что побуждать учеников специальной (коррекционной) школы 8 вида к деятельности мотивами общественного характера можно лишь после подготовительной работы, имеющей целью формировать более далекие мотивы. Такое направленное воздействие оказывает положительно, влияние на развитие познавательных процессов и более сложны форм поведения.
Кроме того, у отстающих детей важно укреплять собственное умение учиться: устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знаний по всем их параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность); обучать учащихся выполнению действий по инструкции, четкой их последовательности при понимании детей неизбежности и полноты контроля учителя с детальным объяснением нового материала, с использованием наглядных опор, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до этапа автоматизации; специально обучать более сложным действиям: различению способа от результата, сопоставлению нескольких способов, изменению способа при необходимости переноса его в новые условия, то есть умению пользоваться способами и применять их, опираясь при этом на планы, наглядные схемы и так далее. (13)
В работе с неуспевающими необходимо реализовать все изложенное, имея в виду, что начинать лучше с упражнений на постановку целей и стимулирование мотивов, параллельно укрепляя умение учится, постепенно и дробно отрабатывая его звенья. Специально надо предусмотреть преодоление у отдельных детей "выученной беспомощности" как следствие длительных неудач, часто укрепляющих неуважение детей к себе.
В связи с особенностями развития волевой сферы умственно отсталых детей, они не умеют ставить перед собой цели и задачи, соответственно нет задачи, нет и действия, то есть умственно отсталые дети целенаправленно организовывать свою деятельность. (1,34)
Также в связи с особенностями развития страдает самооценка и оценка своих действий детей с умственной отсталостью, такие дети не умеют оценить результаты своей деятельности. У младших умственно отсталых школьников самооценка неадекватна, правильные понятия о своих возможностях не сформированы. Они не способны критично оценить свои действия и поступки. Задача учителя научить и скорректировать действия учеников для достижения результата. И организовать это таким образом, чтобы у, каждого ученика в отдельности возникла потребность постановки задачи, перед собой, следовательно, ученик будет совершать действия для решения своей задачи, и в последующем оценивать свои результаты. (5, 51)
Важнейшим условием формирования учебной деятельности является взаимодействие учителя и учеников во время занятий, на основе общей задачи учения. В коррекционной школе это особенно важное условие, так как умственно отсталые дети проще общаться в диалоге, через диалог им легче учиться, логически мыслить, высказывать свое мнение, совершать учебные действия.
Для того, чтобы достичь целей формирования учебной деятельности, учитель прибегает к использованию различных методов, форм и принципов обучения. В младших классах оценка мало стимулирует старательность учащихся и их стремление к улучшению качества знаний, поскольку дети не всегда могут адекватно оценить свою работу или работу товарища, не понимают достоинства отметки. (5, 55)
Педагогическая оценка в специальной школе для умственно отсталых детей становится фактором формирования положительного отношения к учению только в том случае, если учащиеся правильно понимают содержание каждой оценки и критериев оценивания.
В развитии положительного отношения умственно отсталых школьников к учению, особенно в первые школьные годы, значительная роль принадлежит учителю. Доброжелательность педагога к ученикам — одно из условий, формирующих их положительную учебную направленность.
Положительную мотивацию, у детей могут выработать такие занятия, как экскурсии, активное участие во внеклассной и внешкольной работе, моделирование проблемных ситуаций.
Принципы обучения в коррекционной школе практически не отличаются от обычных дидактических принципов, но специфика обучения детей с умственным недоразвитием вносит в них свои коррективы. Обучение - двусторонний процесс, состоящий из преподавания и учения. К основным принципам обучения в специальной школе относятся следующие:
1. Принцип развивающего обучения направлен на развитие личности ребенка, то есть на развитие потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях.
2. Принцип воспитывающего обучения способствует воспитанию в умственно отсталом ребенке необходимых моральных и волевых качеств, что в итоге приводит к формированию характера.
3.Принцип систематичности и системности в обучении. В коррекционной школе восьмого вида объем общеобразовательных предметов меньше, нежели в обычной общеобразовательной школе. Тем не менее, программа обучения представляет собой систему естественных и гуманитарных знаний, а трудовое обучение позволяет применять полученные знания на практике. Преподавание ряда предметов построено на концентрическом принципе, то есть дети изучают тему или раздел последовательно в нескольких классах, с постепенным расширением и углублением предлагаемого материала.
4. Принцип наглядности обучения является одним из важнейших в коррекционной школе. Абстрактное мышление умственно отсталого ребенка слабо развито, как следствие, ему необходимо связывать полученные в звуковой форме знания с представлением о реальной жизни в образной форме. Чувственные образы способствуют усвоению понятий, знаний, правил, теории. Одним из главных условий обучения детей с умственной отсталостью, является именно опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Важнейшей стороной организации чувственного познания и является наглядность обучения.
5. Принцип активности и сознательности предполагает формирование у учащихся сознательного понимания учебного материала, сознательного отношения к учебным занятиям, познавательной активности. Механическое усвоение приводит к быстрому забыванию полученных знаний, к неспособности применить их в реальности. Прежде всего, сознательное отношение к обучению предполагает развитие познавательных интересов у детей. В коррекционной школе, особенно на ранних ступенях, активность и сознательность формируются исключительно благодаря профессиональным навыкам педагога.