Методика работы учителя начальных классов по формированию учебной деятельности детей с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить учебную и психолого – педагогическую литературу по теме исследования.
Задачи:
Дать характеристику младшего школьного возраста.
Представить индивидуально – психологические особенности детей с умственной отсталостью.
Дать понятие умственной отсталости, рассмотреть причины и виды умственной отсталости.
Дать характеристику учебных организаций 8 вида.
Представить характеристику учебной деятельности и основных ее компонентов.
Раскрыть метод работы учителя начальных классов по формированию учебной деятельности у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………........ 3
Глава 1. Характеристика младшего школьного возраста…………………… 6
Глава 2. Индивидуально – психологические особенности детей с умственной отсталостью……………………………………………………………………...10
2.1. Понятие умственной отсталости. Виды и причины……………………..12
2.2. Характеристика учебных организаций 8 вида…………………………..15
Глава 3. Структура учебной деятельности…………………………………...18
Глава 4. Методика работы учителя начальных классов по формированию учебной деятельности детей с умственной отсталостью..…………………………. 22
4.1. Принципы обучения……………………………………………………........ 24
4.2. Методы обучения………………………………………………………........ 26
4.3. Формы обучения……………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат педагогика.docx

— 150.80 Кб (Скачать файл)

        С какими мыслительными операциями связана рефлексия? 
Умения планировать, регулировать и контролировать ход своего мышления основаны на сформированности важнейших мыслительных операций, таких как анализ, синтез, оценка. Анализ предполагает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выявление взаимосвязи между ними, осознание принципов организации целого. Идеальные учебные результаты учащихся характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания, как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения. Синтез обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение ученика, план действий или совокупность обобщённых связей. Соответствующие учебные результаты предполагают действия творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур. Ученик при этом пишет небольшое творческое сочинение, предлагает план проведения эксперимента, использует знания из разных областей, чтобы сравнить план решения той или иной проблемы. Категория оценки обозначает умение оценивать значение того или иного материала для конкретной цели. Суждение ученика должно основываться на чётких критериях, которые могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самими учащимся или же задаваться ему извне. Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях. Ученик при этом оценивает логику построения материала в виде письменного текста, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества.

 

 

 

Особенности развития рефлексивных умений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

 Основной задачей начальной школы является задача воспитания человека, способного в будущем совершенствовать самого себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека самостоятельного в широком смысле этого слова. Формированию способности самостоятельно мыслить, обоснованно принимать решения способствует рефлексия.

       Умение рефлексировать пригодится ребёнку в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности, и, если возникнет необходимость, то и вовремя переобучиться, идти в ногу со временем.

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное - успешным.

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

         В современной педагогике под  рефлексией понимают самоанализ  деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1) физическую (успел  – не успел);

2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал  лучше – хуже, созидал или разрушал  себя, других).

Рефлексия бывает:

а) индивидуальная– формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. (“Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ....(имя)” “Какую помощь в работе оказал... (имя)”)

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная- проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности. Что можно применять?

Вербальные техники:“из уст в уста, глаза в глаза”

Положительный момент использования такого рода техник заключается в живом, непринужденном общении, проговаривании своих эмоции, мнений, рассуждений. Это техники свободного высказывания.

Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения остальных членов класса.

“По выбору”

Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре “Съедобное- несъедобное”), предоставляя таким образом возможность высказаться каждому участнику. Мяч нужно ловить, потом бросать другому ребенку. Педагог должен следить за тем, чтобы мяч попал к абсолютно всем детям.

“Если бы я был...”

Ребятам задается такой вопрос: “Если бы я был волшебником, то сегодня я бы...”:

  • Исправил...
  • Сделал...
  • Добавил...
  • Похвалил...

“Ассоциации”

Ребятам предлагается подумать и высказаться, на что похож сегодняшний день, проведенное мероприятие, урок и т.д. Сделать это можно в круге, передавая право голоса друг другу с помощью какого-либо предмета.

Невербальные техники:

Преимущества использования невербальных техник заключается в том, что каждый ребенок не стесняясь мнения коллектива и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение.

Недостаток техники – это отсутствие живого общения.

“Карта настроения”(Приложение1),“Лента настроения”, “Роза настроения”, “Сердечное настроение”, “Мишень настроения”, “Облако настроения”, “Ваза настроения”, “Паровозик настроения” (Приложение1), “Гусеница настроения”, “Гора настроения”, “Лестница настроения”, “Кинотека настроения”, “Поляна настроения”, “Звездопад настроения”, “Домик настроения”, “Строительство настроения”, “Мелодия настроения”, “Корзина настроения”, “Клубничное настроение”, “Ромашка настроения”, “Пазлы настроения”, “Аквариумное настроение”

Роза настроения. “Роза” делится на секторы – по количеству дней. Заполняется “роза” в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня: жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение; зелёный цвет – спокойное, уравновешенное; синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

Рефлексия деятельности

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

“ Лесенка успеха”.Самооценка активности на каждом этапе урока

Нижняя ступенька, у “человечка” руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у “человечка” руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у “человечка” руки подняты вверх - мне всё удалось;

“Дерево успеха” - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

“Поезд” На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика

“Поляна”. На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

“Гусеница”. Гусеница – ребёнок. Яблоко – его внутренний, неведомый мир.

Насколько сегодня учитель смог “вытянуть” гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал – в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают её из отверстия.

“Закрой глаза”. Обычно предлагается делать в конце урока.

Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:

- Что нового  я узнал сегодня на уроке?

- Что было особенно  интересным и познавательным?

- В чём я сегодня  стал умнее в сравнении со  вчерашним днём?

“Светофор”

Дети сигналят карточками:

  • Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
  • Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
  • Красной – дело не понравилось, скучно.

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги,   обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:

Прием незаконченного предложения.

  • Сегодня на уроке я....
  • Научился...
  • Было интересно..
  • Было трудно...
  • Мои ощущения...
  • Этот урок дал мне для жизни....
  • Больше всего понравились задания...

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало.

“Мудрые совы”: школьникам предлагается самостоятельно поработать над содержанием текста. Читая, дети делают пометки:

  • “ + ” - знаю,
  • “ - ” - не знаю,
  • “ ! ”- узнал новое,
  • “ ? ” - удивило

После работы с текстом задаю вопросы:

- Выберите ту  информацию, которая вам знакома.

- А какая информация  ранее была неизвестна?

- Есть ли в  тексте сведения, факты, которые  оказались для вас неожиданными?

- У кого возник  вопрос? Кто из одноклассников  может его объяснить?

- Что бы вы  еще хотели узнать?

Пометки на полях ( маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

  • “+” - знал,
  • “!” - новый материал (узнал),
  • “?” - хочу узнать

Приём: “Конкурс шпаргалок”

Описание: Участники за определенное время (5 минут, например)должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги. Побеждает тот, кто сможет, соблюдая все условия, "запротоколировать" наибольшее количество текста, и кто воспроизведет свой текст бегло, без ошибок.

Такой прием можно использовать на уроке любого предмета.

На этапе рефлексии вызывает интерес приём “паучка”, когда всю работу класса на уроке учащимся предлагается оценить по десятибалльной системе с трёх позиций:

  • Я (личный вклад собственного труда)
  • Мы (работа всего класса)
  • Дело (степень новизны темы)

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения“Комплимент” (Комплимент – похвала. Комплимент деловым качествам. Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Информация о работе Методика работы учителя начальных классов по формированию учебной деятельности детей с умственной отсталостью