Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 13:17, курсовая работа
Цель исследования: методически обосновать, разработать и апробировать в опытно-поисковой работе комплекс занятий по изобразительной деятельности направленных на развитие эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу и нормативно-правовые документы по проблеме исследования;
2. Подобрать диагностический инструментарий и провести опытно-поисковую работу по выявлению уровней развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Диагностическое исследование эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы……………………………………………………….. ……………………7
1.2. Содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………….15
1.3. Диагностическое исследование эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе опытно-поисковой работы…………………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт педагогики и психологии детства
Кафедра эстетического воспитания
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Вторая курсовая работа
Исполнитель:
студентка группы ПД-31(ZS)
___________
Руководитель:
Ассистент кафедры
эстетического воспитания______________
Екатеринбург 2015
Содержание.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Диагностическое исследование
эмоциональной отзывчивости у
детей старшего дошкольного
1.2. Содержание работы
по развитию эмоциональной отзывчивости
на художественные произведения у детей
старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………………
1.3. Диагностическое исследование
эмоциональной отзывчивости на художественные
произведения у детей старшего дошкольного
возраста на контрольном этапе опытно-поисковой
работы………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..35
Введение.
Самыми ценными человеческими качествами во всех культурах и на протяжении всех поколений считались: доброта, отзывчивость, сочувствие, сопереживание, способность приходить на помощь, но в последние годы эти качества вытесняются другими приоритетными качествами современного мира, такими как сила, враждебность, агрессия, равнодушие, и все реже встречаются люди готовые отозваться и прийти на помощь.
Сегодня ребенок в условиях семьи чаще предоставлен самому себе, телевизору, компьютеру. Он лишен живого общения, которое в значительной степени обедняет чувственную сферу. Увеличилось количество детей одиноких, тревожных, отверженных в детском коллективе. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их эмоциональных ощущений.
В дошкольном детстве формируется эмоциональная сфера, которая включает в себя эмоций и чувства. Одним из составляющих эмоции является эмоциональная отзывчивость.
Эмоциональная отзывчивость является одним из важных нравственных качеств дошкольника прописанных в Концептуальных основах определения федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования «развитие эмоционального интеллекта, эмоционального интеллекта эмоциональной отзывчивости сопереживания» [39].
Педагоги, исследователи,
занимающиеся проблемами
Формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе усвоения ребенком социально-нравственных ценностей, социальных требований, норм и идеалов принятых в обществе, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает систему нравственно-эстетических ценностей, которая позволяет в процессе жизни, делать ему ценностный выбор между добром и злом, прекрасным и безобразным.
Для того чтобы ребенок не только понял объективное значение нравственных норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того, чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний воспитателя и других взрослых. Эти объяснения должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его творческой деятельности.
Решающую роль здесь играет включение дошкольника в беседу, содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми художественно-продуктивную деятельность, которая позволяет ребенку непосредственно переживать, чувствовать эмоциональную радость от соприкосновения с прекрасным, ценным.
В изучении актуальности проблемы развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников нами были выделены следующие противоречия:
- между потребностью общества в эмоционально отзывчивых людях, человечных по отношению к другим людям и природе, способных к творческой инициативе и способных ценить себя и других людей, и недостаточной способностью дошкольного образования обеспечить развитие эмоциональной отзывчивости детей;
- между ориентацией Федерального государственного образовательного стандарта на развитие у дошкольников эмоциональной отзывчивости
- между пониманием педагогами
важности идеи воспитания
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по изобразительной деятельности направленная на развитие эмоциональной отзывчивости.
Цель исследования: методически обосновать, разработать и апробировать в опытно-поисковой работе комплекс занятий по изобразительной деятельности направленных на развитие эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу и нормативно-правовые документы по проблеме исследования;
2. Подобрать диагностический инструментарий и провести опытно-поисковую работу по выявлению уровней развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать цикл занятий по изобразительной деятельности направленных на развитие эмоциональной отзывчивости.
Методы исследования: теоретический анализ состояния исследования проблемы, изучение отечественного передового опыта, беседы, наблюдение, обобщение личностного педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База исследования: исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 148 города Екатеринбурга.
Курсовая работа состоит из одной главы, трех параграфов, заключения, списка литературы.
Глава 1.Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы.
1.1. Диагностические исследования эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе опытно-исследовательской работы.
В художественном воспитании детей большинство авторов указывают на то, что эмоциональная отзывчивость является необходимой и существенной характеристикой восприятия произведений изобразительного искусства. Следствием ее возникновения является изменение поведения ребенка, его настроения и мыслей. При этом авторы рассматривают эмоциональную отзывчивость как эмоциональный отклик, первоначальный этап при восприятии произведения изобразительного искусства ребенком. Другие считают, что эмоциональная отзывчивость является основой развития творческих способностей. Третьи соотносят эмоциональную отзывчивость на произведение искусства с деятельностью оценивания, которой свойственно сопоставление, оценка и побуждение.
На основании рассмотренных нами работ было уточнено сущность понятия « Эмоциональная отзывчивость на художественные произведения»- это умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров, способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом, эмоционально-душевный отклик на произведения искусства. Для выявления уровня развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на художественные произведения были рассмотрены различные методики диагностики: «Восприятие литературных произведений» Л.П. Стрелковой, где диагностируется эмоциональное поведение при восприятии произведений; художественно-экспрессивный тест Л.В.Школяра, где диагностируется уровень эмоциональной отзывчивости на произведения живописи; «Описание картины» Р.М.Чумичевой для выявления способности восприятии художественных произведений, также была подобрано диагностическое задание «Раскраска персонажей».На основании этого определения нами были выявлены показатели и критерии эмоциональной отзывчивости на художественные произведения.
Критерий |
Показатели эмоциональной отзывчивости |
Уровневые характеристики развития эмоциональной отзывчивости |
Методики диагностики |
Способность ребенка понимать эмоционально-образное содержание художественного произведения. |
Устанавливает связь между выявленным настроением произведения и его содержанием понимает смысл художественного произведения и эмоционально реагирует на произведения. |
Высокий: самостоятельно определяет характер настроения произведения. Ребёнок эмоционально реагирует высказывает собственное отношение к воспринимаемому произведению Средний: определяет характер настроения произведения с помощью педагога. Ребёнок высказывает собственное отношение к воспринимаемому произведению неуверенно, неполно, неразвернуто. Низкий: ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.
|
Беседа с детьми по материалу художественно-экспрессивного теста, (Л.В.Школяр). |
Способность ребенка эмоционально откликаться на художественные произведения |
Определяет характер настроения произведения; ярко выражает эмоциональные чувства с помощью мимики, жестов интонации; делится впечатлениями со сверстниками и взрослыми. |
Высокий: самостоятельно определяет настроение произведения мимика жесты яркие выразительные испытывает удовлетворение радость от увиденного услышанного делится впечатлениями со сверстниками со взрослыми Средний: определяет настроение произведения мимика жесты частично соответствуют характеру произведения желание поделиться впечатлением от увиденного услышанного со сверстниками или взрослыми самостоятельно не возникает. Низкий: интерес к художественному произведению отсутствует; мимика, жесты отсутствуют, неустойчивое желание и интерес к прекрасному. |
познавательного интереса к музыкальным произведениям |
Способность передавать эмоциональное чувство возникшее при восприятии художественных произведений в художественно-продуктивной деятельности. |
Воплощает возникшее эмоциональное чувство в творческом продукте. |
Высокий: ребенок показывает полную самостоятельность в выборе воплощения переживания, использует разнообразные способы, адекватные характеру и настроению художественного произведения; нахождение идей, способов ее реализации и создание творческого продукта происходит самостоятельно. Средний: ребенок при помощи педагога находит способы реализации эмоциональных чувств, самостоятельно использует способы воплощения. Низкий: затрудняется в подборе способов реализации художественного продукта. |
Отбор диагностических методик произведен с опорой на понимание структуры эмоциональной отзывчивости, как многокомпонентного интегрального понятия, которое представляет взаимосвязанный процесс переживания чувств, возникших в результате эмоционального отклика на произведение и понимание эмоционально-образного содержания произведения.
Диагностические методики были разработаны в соответствии вышеприведенным критериям.
1.Способность
ребенка эмоционально
Диагностическое задание №1.Беседа с детьми по материалу художественно-экспрессивного теста, автор Л.В.Школяр.
Цель: определение уровня эмоционально-чувственной отзывчивости при интерпретации произведений живописи о природе.
Испытуемым предлагалось рассмотреть репродукции картин «Золотая осень» И. И. Левитана, Э. Г. Грабарь «Февральская лазурь», и рассказать (устно) о природе, изображенной на картинах, ответив на следующие вопросы:
«Какое время года изобразил художник?»,
«Какие чувства он хотел выразить?»,
«Какое настроение у тебя вызывает эта картина?».
Дети не совсем точно
определяли время года и
Данные полученные в результате проведенной диагностики отображены таблице.
Способность ребенка понимать эмоционально-образное содержание художественного произведения |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Аверьякова Софья |
+ | ||
Алендарь Саша |
+ |
||
Арипова Валерия |
+ |
||
Ваганов Артем |
+ | ||
Волков Максим |
+ |
||
Гасанова Айгун |
+ | ||
Иванова Ксюша |
+ |
||
Каргаполов Никита |
+ | ||
Комольцева Милана |
+ |
||
Крапивин Даниил |
+ | ||
Куркин Ярослав |
+ |
||
Матвиенко Евангелина |
+ |
||
Медведев Вячеслав |
+ |
||
Мирзаева Селена |
+ | ||
Пермякова Мария |
+ |
||
Семенова Дарья |
+ |