Методика развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на художественные произведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: методически обосновать, разработать и апробировать в опытно-поисковой работе комплекс занятий по изобразительной деятельности направленных на развитие эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу и нормативно-правовые документы по проблеме исследования;
2. Подобрать диагностический инструментарий и провести опытно-поисковую работу по выявлению уровней развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Диагностическое исследование эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы……………………………………………………….. ……………………7
1.2. Содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………….15
1.3. Диагностическое исследование эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе опытно-поисковой работы…………………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2 Мишарина.docx

— 126.62 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим, каким образом, каждое из основных художественных средств влияет на формирование нравственных чувств старшего дошкольника. По каждому критерию описанному в предыдущей главе были подобраны методы работы на занятиях

По первому критерию «Способность ребенка понимать эмоционально-образное содержание художественного произведения» нами были подобраны такие методы, как - эмоциональный настрой, беседа, прослушивании музыкальных произведений

- словесные; словесные приемы - объяснение пояснение педагогическая оценка

По второму критерию «Способность ребенка эмоционально откликаться на художественные произведения» были применены следующие методы, как рассказ художественное слово использование

По третьему критерию «Способность передавать эмоциональное чувство возникшее при восприятии художественных произведений в художественно-продуктивной деятельности» применяли следующие методы, как рассматривание, показ образца и способов выполнения.

 

-наглядные методы и  приемы наблюдения. На занятиях дети переживали эмоциональные состояния, вербализовали собственные переживания, знакомились со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивалась способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

В ходе занятий детям предлагалось прослушать «интересные истории, которые расскажет музыка». Внимание детей акцентировалось на том, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаково.

Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей мы использовали произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, А. Вивальди «Времена года»

В своей работе по развитию у детей эмоциональной сферы мы использовали художественной слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогали ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения.

Мы старались как можно чаще обращаться к опыту детей при обсуждении различных ситуаций.

Изобразительное искусство содержит огромный потенциал для развития сферы нравственных и эстетических чувств. Эмоциональное действие изобразительного искусства заложено уже в истоках художественного творчества. Именно содержательная эмоциональная реакция художника на окружающий мир, неравнодушное к нему отношение рождают у него идеи, желание выразить их.

Таким образом, побуждение к художественному творчеству, затем целеполагание в виде определения темы, замысла основаны на чувствах художника. Процесс творчества (развитие замысла и поиск способов его воплощения) также эмоционально насыщен.

Художник, выражая себя, переживает те или иные чувства, связанные с содержанием создаваемого им художественного образа. Он переживает их и в зависимости от успешности его воплощения и, таким образом, утверждает созидательное, творческое, гуманистическое начало. Г.Г. Григорьева весьма точно отмечает, что нравственные чувства, «…развиваясь в процессе общения и деятельности, органично вплетены в процесс личностного развития ребенка. Изобразительное искусство - благодатнейшее средство для их развития».

Старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к произведениям искусства, у них формируется умение чувствовать и понимать характер изображенных явлений и предметов на основе установления взаимосвязи между содержанием и средствами выразительности.

Музыка, в отличие от пространственных искусств, которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей.

В связи с этим, содержанием музыки прежде всего является эмоциональная сторона психических переживаний ребенка. Посредством этих переживаний происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание.

Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. В процессе ознакомления с музыкальными произведениями, рекомендованными для старшего дошкольного возраста, у детей развивается эмоциональная отзывчивость.

Способность погружаться в настроение музыки, способность «вчувствования», «вживания» в ее образы, острота, глубина и богатство эмоциональных переживаний в процессе ее восприятия способствуют формированию у детей эмпатии и сочувствия и в других сферах, не связанных непосредственно с музыкальными занятиями, в частности, - в сфере формирования нравственных чувств.

Использование художественной литературы для формирования нравственных чувств старших дошкольников должно быть особенно активным, поскольку даже старшие дошкольники способны усвоить абстрактную идею (например, сущность какой-либо нормы морали) лишь в том случае, если она воплощена в ярких образах, например, литературных. Исключительно важен здесь процесс идентификации, свойственный детям 6-7 лет: при восприятии литературного произведения происходит перенос чувств и эмоций по поводу его персонажа в реальные жизненные ситуации.

Дети видят состояние другого, сопереживают ему, ставят себя на его место, проигрывают полюбившиеся сказки и рассказы в своих играх. Всё это создает условия для развития у ребенка способности к сопереживанию, к переносу своего восприятия на жизненные ситуации, аналогичные сказочным, литературным, по своей нравственной сути.

При этом не только обогащаются представления ребенка о нравственных нормах отношений между людьми, но и актуализируется его потребность в проявлении нравственных чувств, отвечающих этим нормам, в реальных поступках.

В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг.

Специально организованные восприятие художественных произведений благоприятно влияет на формирование художественных образов, эмоционального и личностного отношения у детей. В условиях интеграции дети имеют возможность самостоятельно выбирать материал и способы изображения.

Интеграция искусств, как средство эстетического развития позволяет ребенку увидеть и познать красоту природы в ее многообразии, в связи с тем, что в живописи представлена наглядная картина природы через цвет, композицию, линию, колорит; в музыке - звучание образов, их движение на основе мелодии, ритма, гармонии; в литературе - конкретизируется художественная характеристика мира природы благодаря слову, образным определениям, эпитетам, сравнениям, метафорам.

 

Интеграция – это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Интеграция в системе воспитания и обучения является одной из важных в настоящее время. Интегрированные занятия отличаются по своей структуре и методике от традиционных. Интеграция значима в развитии у детей основ художественной культуры развития личного эстетического отношения к окружающему через личностную позицию ребенка учет его интересов склонностей.

 

Технология развития эмоциональной отзывчивости дошкольного возраста средствами интеграции искусств представлена тремя компонентами: воспроизведение, интерпретация, творческая активность, в последовательной реализации которых прослеживается ее алгоритм.

Воспроизведение - предполагает обучение детей умению воспринимать живопись, музыку и литературу о природе, накопление детьми опыта восприятия произведений искусства, происходит пробуждение, стимуляция эстетической потребности у ребенка как первоэлемента эстетического развития; открытие возможностей осуществления ребенком эстетической деятельности, включающей восприятие, переживания, проявления эстетического отношения, чувства.

Интерпретация - дети учатся понимать особенности создания художественного образа природы в живописи, музыке и литературе, развивается способность видеть и выделять средства выразительности каждого из воспринимаемых видов искусства, замечать особенности их тройственной интеграции в изображении природы, предполагается создание детьми рисунков на этой основе, происходит дальнейшее развитие у детей эстетического отношения, эстетического вкуса, эстетической оценки. На этом этапе используется парная и тройственная интеграция видов искусства.

Творческая активность- предусматривает создание условий, побуждающих детей к использованию накопленного опыта восприятия отдельных видов искусства, проявлению способности к восприятию и пониманию образов природы, созданных на основе интеграции живописи, музыки и литературы, приобретенного умения выделять и понимать их средства выразительности; развитие у детей потребности в творческой самореализации через расширение опыта восприятия тройственной интеграции искусств; стимулирует детей к применению в рисунках многообразия способов изображения природы, разнообразных изобразительных материалов в рисовании, освоению нетрадиционных техник рисования, созданию коллективных работ.

В результате развиваются способности к изобразительной деятельности чувство цвета формы пропорции композиции способность передавать сюжет замысливать новые художественные образы.

Система интегрированных занятий способствует формированию у детей создавать новые образы используя для этого различные материалы и способы. В процессе интеграции часто действует принцип «соподчинения». На основе этого принципа  строится связь с разнообразными видами  искусства. Каждый вид искусства воздействует на детей не только содержанием, но и  средствами  художественно-образной выразительности.

Для приобщения дошкольников к искусству важно правильно осуществлять выбор художественных произведений.

Отбирая произведения живописи для рассматривания следует учитывать социальный опыт жизненные впечатления детей. Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка.

 Немалую роль играют  уровень подготовки, мастерство  и способности педагога. По тому, как дети получают эстетическую  информацию (знакомятся непосредственно  с произведением искусства, слушая  музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая  картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает  вопросы), методы и приемы эстетического  воспитания можно разделить на  наглядные и словесные. К ним  предъявляются определенные требования.

Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе  необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей.

Основу первоначальной методики развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников составляет система методов:

метод первоначальной ориентировки. Педагог нацеливает детей на внимательное прослушивание музыки, стихотворения и определение настроения произведения с помощью слова. Перед этим педагог знакомит детей с основными настроениями и их нюансами, используя рисунки в детских книгах и пиктограммы.

метод контрастного сопоставления (О. П. Радынова). Данный метод заключается в выявлении настроений разных произведений и оттенков контрастных настроений в одном произведении. Педагог предлагает детям прослушать стихотворение и музыку, противоположных по настроению.

Содержание основного эмоционально-творческого этапа направлено на развитие у старшего дошкольника способности воплощать переживание, возникшее у него при восприятии художественного произведения, в собственном художественном продукте: в выразительном слов, выразительном движении , в цветовой гамме , в озвучивании настроения голосом или в инструментальной импровизации на элементарных детских музыкальных инструментах. 
На данном этапе реализация содержания обеспечивается благодаря использованию следующих методов: 
•метод уподобления характеру художественного образа, (разнообразные творческие действия ребенка: моторно-двигательные, словесные, вокальные, темброво-инструментальные, интонационные и другие, соответствующие характеру художественного произведения). При этом деятельность педагога направлена на активизацию творческих действий ребенка, формирование и развитие его «интонационного словаря». Педагог демонстрирует детям в пении, прочтении стихотворения интонации просьбы, грусти призыва, жалобные интонации, которые далее используются детьми для передачи эмоционального переживания через интонацию.

 Выбор заданий осуществляется  по принципу доступности эмоционального  содержания эмоциональному опыту  ребенка, т. е. реальной возможности  воплощения ребенком в собственном  творческом продукте эмоционального  переживания, возникшего в результате  эмоционального отклика.

метод моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр), направлен на воплощение чувств, возникших в результате эмоционального отклика на произведение в собственной творческой деятельности дошкольника. Деятельность педагога нацелена на создание ребенком проекта своего творческого продукта: педагог рассказывает детям о каком-то событии, совместно определяется тема-идея и осуществляется поиск средств художественной выразительности (интонации, темпа речи, динамики), с помощью которых можно передать замысел.

Информация о работе Методика развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на художественные произведения