Методика развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на художественные произведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: методически обосновать, разработать и апробировать в опытно-поисковой работе комплекс занятий по изобразительной деятельности направленных на развитие эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу и нормативно-правовые документы по проблеме исследования;
2. Подобрать диагностический инструментарий и провести опытно-поисковую работу по выявлению уровней развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Диагностическое исследование эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы……………………………………………………….. ……………………7
1.2. Содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………….15
1.3. Диагностическое исследование эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе опытно-поисковой работы…………………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2 Мишарина.docx

— 126.62 Кб (Скачать файл)

- метод беседы. Обращение  к собственному эмоциональному  опыту при восприятии художественных  произведений сопоставление его  с эмоциями в художественном  произведений и определений его  настроения.

Методы и приемы используемые на занятиях:

-эмоциональный  настрой, использование музыкальных  произведений

- словесные рассказ  беседа художественное слово; словесные  приемы- объяснение пояснение педагогическая  оценка

-наглядные методы и приемы наблюдения, показ образца, рассматривание, показ способов выполнения.

Для повышения уровня развития эмоциональной отзывчивости нами был составлен календарный план занятии с детьми старшего дошкольного возраста.

Календарное планирование.

Месяц

Беседа по искусству

Произведения

Январь

 

 

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

Май

 

 

 

 

 

 

Июнь

 

 

 

 

 

 

 

 

Июль

 

 

 

 

 

 

Август

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

1.Анализ картин

2.Беседа по стихотворению  Погорелова С.Т. «Январь»

3.Заучивание 

4.Творческая работа «Рождественский лес» в смешенной техники акварельное рисование с солью и аппликация.

1.Анализ картин

2.Беседа по стихотворению  Погорелова С.Т. «Февраль» 

3.Заучивание 

4. Творческая работа «Масленичные блины» в акварельной технике с дополнением пластилиновых элементов.

1.Анализ картин

2.Беседа по стихотворению  Погорелова С.Т. «Март» 

3.Заучивание 

4.Творческая работа «Благовещенский  ангел» в технике «Зентангл

 

1.Анализ картин

2.Беседа по стихотворению  Погорелова С.Т «Апрель» 

3.Заучивание 

4.Творческая работа «Пасхальные  яйца» в технике Графика,с использованием  цветных карандашей.

1.Анализ картин

2.Беседа по стихотворению  Погорелова С.Т «Май» 

3.Заучивание 

4.Творческая работа «Птичьи  истории» в смешанной технике( Графика и аппликация из цветной  бумаги).

1.Анализ картин

2.Беседа по стихотворению  Погорелова С.Т «Июнь» 

3.Заучивание 

4. Творческая работа «Троицкая береза» в смешанной технике (акварельное рисование с аппликацией из цветной бумаги).

Творческая работа «Красота Божьего мира» в технике Графика.

1.Анализ картин 

2.Беседа по стихотворению  Погорелова С.Т «Июль»

3.Заучивание

 4.Творческая работа «Красота Божьего мира» в технике Графика

 

 

1.Анализ картин 

2.Беседа по стихотворению  Погорелова С.Т «Август»

3.Заучивание4. Творческая работа «Божьи дары» в смешанной технике (акварельной рисование и аппликация из цветной бумаги

1Анализ картин

2.Беседа по стихотворению  Погорелова С.Т «Сентябрь»

3.Заучивание

4.Творческая работа «Здравствуй, школа!» в смешанной технике (акварельное  рисование + аппликация из цветной  бумаги с использованием засушенных  листьев).

1.Анализ картин

2.Беседа по стихотворению  Погорелова С.Т «Октябрь» 

3.Заучивание

4.Творческая работа «В октябре» в смешанной технике (рельефная лепка, рисование губкой, аппликация из сухих листьев).

1.Анализ картин

2.Беседа по стихотворению  Погорелова С.Т «Ноябрь» 

3.Заучивание

4.Творческая работа «Осень за  окном» в смешанной технике (оттиск  акварелью при помощи сухих  листьев, рисование акварелью, обрывная  аппликация с использованием  различных материалов).

 

1.Анализ картин

2.Беседа по стихотворению  Погорелова С.Т «Декабрь» 

3.Заучивание 

4.Творческая работа  «Зима пришла» в технике «Зентангл»

 

 Картины:И.Шишкин  «Зима» Бучкури А. « Катание  на святках»

Музыка П.И.Чайковский Январь

 

 

 

 

Картины:Б.Кустодиев «Масленица» Н.Сверчков «В метель»

Музыка П.И.Чайковский Февраль

 

 

 

 

Картины: Грабарь И. « Последний снег» « Мартовский снег»

Музыка П.И.Чайковский Март

 

Картины: Грицай А. « Апрель в лесу»

Остроухов И. «Первая зелень»

Музыка П.И.Чайковский Апрель

 

Светличная О. « Майские одуванчики» Бялыницкий-Бируля Витольд Крым. Цветущий май.

Музыка П.И.Чайковский  Май

 

 

Виноградов С.  « Жаркий день»

Левитан И. «Июньский день»

Музыка П.И.Чайковский Июнь

 

 

 

 

Картины: Саврасов А. «Рожь»

Кустодиев Б. « После грозы»

Музыка П.И.Чайковский  Июль

 

 

Картины: Саврасов А. « Летний день»

Кустодиев Б. «Жатва»

Музыка П.И.Чайковский  Август

 

Волков Е. « Золотая осень»

Мясоедов Г. « Осеннее утро»

Музыка П.И.Чайковский  Сентябрь

 

 

 

 

Картины: Левитан И. « Осень»

Левитан И. « Осень.Усадьба.»

Музыка П.И.Чайковский  Октябрь

 

 

 

 

Бродский И. «Поздняя осень»

Косничев А. « Поздняя осень»

Музыка П.И.Чайковский  Ноябрь

 

 

 

 

 

Крыжицкий К. « Лес зимой»

Кустодиев Б. «Зима»

Моровоа А «Зимний спорт»

Музыка П.И.Чайковский Декабрь


 

Вывод.

Во второй главе была описана методика развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности. Мы смогли убедиться, что в практике воспитателей возможно использование разнообразных приемов работы для развития у дошкольников эмоционального отзывчивости посредством музыки, живописи на занятиях по изобразительной деятельности.

Отметим, что связанные между собой тематическим принципом разные виды деятельности: беседы, слушание музыки, рассматривание картин, заучивание стихотворении, выполнение творческих работ, позволяют целенаправленно формировать у старших дошкольников представления о природных явлениях, воспитывать интерес и любовь к родной природе, эстетические чувства эмоционально-чувственной отзывчивости любования природными явлениями

 

2.3. Диагностические исследования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе опытно-поисковой работы.

Для анализа данных, полученных в ходе опытно-поисковой работы, мы использовали разработанные нами критерии и уровни развития детей старшего дошкольного возраста.

Для получения более точных результатов была проведена контрольная диагностика по тем же методикам, которые использовались на формирующем этапе опытно-поисковой работы.

Рассмотрим результаты данного эксперимента и проанализируем динамику изменения уровня эмоциональной отзывчивости дошкольников на художественные произведения.

Диагностическое задание №1 - Методика «Выбери музыку» (Л.В.Школяр).

 В ходе беседы дети точно уловили настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывали о чувствах, которые вложил в картину художник, высказывали оригинальные мысли о своих чувствах.

Дети, эмоциональная отзывчивость которых были отнесены к высокому уровню, свободно высказывали свои суждения, давали эстетические оценки, в которых широко использовались образные сравнения.

Дети делились своими эмоциональными переживаниями, возникшими ассоциациями. По сравнению с формирующим экспериментом ассоциации детей относились не только к личному жизненному опыту, но и связывались с воображаемыми ситуациями. Также, дети стали увереннее устанавливать связи между содержанием произведения, средствами выразительности и эмоциональным настроением.

Диагностическое задание «Описание картины» (Р.М. Чумичева )

Результаты диагностики показали: дети без затруднения выбирали понравившуюся картину, объясняя свой выбор.

Диагностическое задание №2 «Восприятия литературных произведений» (Л.П.Стрелковой).

 Ситуация несколько изменилась, и 80% (8 чел.) детей продемонстрировали высокий уровень сформированности эмоциональной отзывчивости на литературные произведения.

Из полученных данных, представленных на рис. 1 очевидно, что в результате проведенной работы и произошло увеличение количества дошкольников с высоким уровнем сформированности эмоциональной отзывчивости.

 

Вывод:

Обобщая результаты исследования, мы можем увидеть, что уровень творчества у детей данной экспериментальной группы стал выше, чем был в начале эксперимента. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что художественные произведения могут служить эффективным средством развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, при систематическом проведении интегрированных занятий по обогащению эмоциональной сферы детей посредством слушания музыки рассматривания картин, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы.

 

Заключение.

Дошкольное детство короткий отрезок в жизни человека, который имеет большое значение для формирования основ личности. Одним из ценностей детей дошкольного возраста, являются эмоции, которые проявляются, как умение сопереживать, сочувствовать литературному герою, видеть красоту окружающего мира. Одним из составляющих эмоции является эмоциональная отзывчивость.

Эмоциональная отзывчивость является одним из важных нравственных качеств дошкольника. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, а также начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению.

Наша работа была ориентирована на развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на художественные произведения, такими средствами, как музыка, литература, изобразительное искусство.

 В ходе опытно-поисковой работы нами были определены критерии развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на художественные произведения. Были рассмотрены методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости.

Опытно-поисковая работа по проблеме развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения состояла из формирующего и контрольного экспериментов.

В процессе опытно-поисковой работы были выявлены особенности эмоционального развития у детей старшего дошкольного, а также подобрана серия интегрированных занятий по развитию эмоциональной отзывчивости.

Анализ результатов контрольного эксперимента позволил установить динамику развития проявления эмоциональной отзывчивости у детей экспериментальной группы от эмоционального интереса, выразившегося в любопытстве, любознательности, к эстетическому сопереживанию и наслаждению, к активному проявлению эстетических оценок и суждений, к свободному и творческому самовыражению своего эмоционального состояния через музыку, литературное слово, продуктивную деятельность.

Все знания и умения, все то, новое, что открывает детский сад детскому уму, должны приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир раскрывался перед ними и, чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни. И этому может сильнее всего помочь искусство.

Произведения искусства дети примут и полюбят только тогда, если они подойдут к ним просто, не в виде чего-то изобретенного взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.

В данном исследовании обнаружена роль искусства, как основы способствующей эмоционально-эстетическому развитию и определены потенциальные возможности искусства, как педагогического фактора формирования эстетических качеств личности.

Исходя из, вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель, поставленная в начале опытно-поисковой работы достигнута, Можно сказать что работа проделана успешно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  • Бочкарева. ДОУ. Художественная литература. Нестандартные занятия. Старшая группа. – Корифей. 2007. – 116 с.
  • Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. – ЛГУ, 1964. – 194 с.
  • Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. – М.: 1991 – 50 с.
  • Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
  • Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. – М.: Музыка, 1999 – 256 с.
  • Волынкин В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию – ВАКО, 2007 г. – 208 с.
  • Г. Ганзбург. Ваш ребенок и музыка. – Харьков, 2006.
  • Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
  • Гофман Э. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. – 1992. – №2. – 51-54 с.
  • Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников – М.: Просвещение, 2001 – 160 с.
  • Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» – М.: Педагогика, 2002 – с. 183.
  • Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 4-е изд. – Н.: Просвещение, 2001. – 204 с.
  • Калашникова С.А Таинство Восхождения, учебник нравственно-этического воспитания. – Издательство: Амрита-Русь, 2007. – 272 с.
  • Занятия по рисованию с детьми: Пособие для педагогов ДОУ, родителей. / Королева Т.В. – М.: Сфера, 2009. - 80 с.
  • Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания – Мозаика-Синтез, 2002. – 352 с.
  • Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: планирование, конспекты, методические рекомендации: методическое пособие для специалистов ДОУ. / Лыкова И.А. – Издательство: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009. – 143 с.
  • Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – Издательство: Аркти, 2008 – 74 с.
  • Левашова Г.Я. Музыка и музыканты. – Л.: Детская литература, 1969. – 150 с.
  • Маркевич, И.Д. Эстетическое воспитание детей с двигательными нарушениями средствами музыкально-ритмической деятельности: метод. рекомендации. – Мурманск: МОИПКРО, 2006. – 29 с.
  • Музыкально-ритмическая деятельность как средство социальной адаптации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями с общество / И.Д. Маркевич // Сб. научн. статей. – Мурманск, 2006. – Ч. 2. – С. 22–27.
  • Маркевич, И.Д. Эстетическое воспитание детей средствами музыкально-ритмической деятельности / И.Д. Маркевич // Вестник Поморского университета. – Архангельск: АПУ, 2006. – №6. – С. 65–69.
  • Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева. – СПб.: Музыка, 1996. – 340 с.
  • Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 2002. – 254 с.
  • Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 383 с.
  • Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. – М.:, 2002. – 286 с.
  • Общие вопросы эстетического воспитания / Под редакцией В.Н. Шацкой.
  • О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский – М., Просвещение. 2005 – с. 67.
  • Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии (электронное издание). – 1986. – №1. – 102-104 с.
  • Д. Петров, И. Степанова. История русской музыки. – Выпуск 2. Книга 1 – Издательство: Музыка, 2009. – 440 стр.
  • Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Издательство: РПА, 2006 – 608 с.
  • Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду – Мозаика-Синтез. 2007. – 80 с.
  • Полунина В.Н. Искусство и дети – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.
  • Погорелов Т.С.Круглый год.- Екатеринбург: Раритет,2012.-40 c/
  • О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М. «Владос». 1997.
  • Радынова О.П. Слушаем музыку. – М.: Просвещение, 2000. – 158 с.
  • Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984.
  • Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьников. – М.: Просвещение, 2002.
  • http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 1

 

 

Результаты диагностического задания №1

 

Фамилия, имя ребенка

Уровень

Артем В.

Низкий

Артем Ш.

Средний

Алеша Ч.

Средний

Милана К.

Средний

Максим Л.

Средний

Маша  П.

Низкий

Ксюша И.

Средний

Ева М.

Высокий

Никита К.

Средний

Ярик К.

Средний


 

Результаты диагностического задания №2

Таблица 2

 

Фамилия, имя ребенка

Уровень

Артем В.

 Низкий

Артем Ш.

Средний

Алеша Ч.

Средний

Милана К.

Высокий

Максим Л.

Средний

Маша  П.

Средний

Ксюша И.

Средний

Ева М.

Высокий

Никита К.

Низкий

Ярик К.

Средний


 

Приложение 2

Таблица 3

 

Результаты проведенной беседы

 

Фамилия, имя ребенка

Уровень

Артем В.

 Низкий

Артем Ш.

Средний

Алеша Ч.

Средний

Милана К.

Высокий

Максим Л.

Высокий

Маша  П.

Средний

Ксюша И.

Средний

Ева М.

Высокий

Никита К.

Низкий

Ярик К.

Средний

Информация о работе Методика развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на художественные произведения