Методические аспекты исследования особенностей работы педагога с детьми с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: расширить и углубить теоретические представления о разнообразных вариантах развития и воспитания детей при появлении отклонений в развитии речи.
Задачи: 1 .рассмотреть виды речевых нарушений,
2.изучить специальное образование лиц с нарушением речи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
I Глава Теоретические аспекты изучения проблемы лиц с нарушением речи ……………………………………………………………………………….
1.1. Задачи и принципы воспитания детей с нарушением речи………………..
1.2. Основные виды речевых нарушений………………………………………..
1.3. Оптимизация педагогического процесса по преодолению недоразвития речи……………………………………………………………………………….
II Глава Методические аспекты исследования особенностей работы педагога с детьми с нарушениями речи…………………………………….
2.1. Содержание и приёмы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением речи (1 класс)……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВА РАБОТА СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Заикание

Заикание - нарушение  плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Заикание, как правило, начинается у детей в возрасте от 2 до б: лет. Оно может появиться у детей с опережающим речевым развитием в результате излишней речевой нагрузки, психической травм.

Автор предполагает что основным проявлением заикания являются судороги мышц речевого аппарата, которые возникают только в момент речи или при попытке начать речь. Речь заикающихся характеризуется повторениями звуков, слогов или слов, удлинением звуков, обрывом слов, вставками дополнительных звуков или слов. Кроме речевых судорог у заикающихся наблюдается целый ряд особенностей. Судорожная речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями: зажмуриванием глаз, раздуванием крыльев носа, кивательными движениями головой, притоптыванием и т.п. Заикающиеся часто используют в своей речи многообразно повторяющиеся на протяжении всего высказывания слова-вставки типа: вот, это, ну и т. п. Использование таких слов у заикающихся носит навязчивый характер. [21, с.46]

В 10-12 лет у  заикающихся подростков нередко  появляется осознание своего дефекта речи, а в связи с этим боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, обратить внимание посторонних на свой речевой дефект, не суметь выразить мысль вследствие судорожных запинок. В этом возрасте у заикающихся начинает формироваться стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач - логофобия. Эмоциональная реакция в виде логофобии усиливает речевые запинки в мо мент общения. Логофобия, как правило, особенно ярко проявляется .в определенных ситуациях: разговоре по телефону, ответе у доски, при общении в магазине и т. п. В связи с этим появляются реакция избегания таких ситуаций и ограничение речевого общения. Часто логофобия у подростков приводит к отказу отвечать устно перед классом, подростки просят учителей опрашивать их либо письменно, либо после уроков. В то же время при общении на перемене, с близкими друзьями, дома с родными заикающиеся могут говорить достаточно плавно и свободно. Несмотря на речевые и психологические трудности, возникающие у таких подростков, учителю не следует заменять устные ответы заикающихся на письменные. В связи с тем что в период школьного обучения активно формируется связная контекстная речь, перевод заикающегося подростка на письменную форму речи отрицательно сказывается на формировании монологического высказывания в целом. Кроме этого отсутствие речевой практики в условиях учебной деятельности отрицательно сказывается на всех сторонах устной речи, а главное, на речевом общении.

Алалия

Алалия - отсутствие или  недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга.Алалия является одним из наиболее тяжелых и сложных дефектов речи. Для этой речевой патологии характерны позднее появление речи, ее замедленное развитие, значительное ограничение как пассивного, так и активного словаря. Речевое развитие при данном нарушении идет по патологическому пути. В зависимости от преимущественной симптоматики различают главным образом две формы алалии: экспрессивную и импрессивную.

При экспрессивной (моторной) алалии не формируется звуковой образ слова. Для устной речи таких детей характерны упрощения слоговой структуры слов, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, а также слов во фразе. Существенно страдает усвоение грамматических структур

языка. Речевое  развитие таких детей бывает разным: от полного отсутствия устной речи до возможности реализовать достаточно связные высказывания, в которых могут наблюдаться разнообразные ошибки. В соответствии с этим степень компенсации речевого дефекта в результате логопедического воздействия может быть различной. Эти дети достаточно хорошо понимают обиходную речь, адекватно реагируют на обращение к ним взрослых, однако только в рамках конкретной ситуации.

Импрессивная (сенсорная) алалия характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Ведущим симптомом этого нарушения является расстройство фонематического восприятия, которое может быть выражено в различной степени: от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух. Соответственно дети с сенсорной алалией либо совсем не понимают обращенную к ним речь, либо понимание речи ограничено привычной бытовой ситуацией. Дети с сенсорной алалией очень чувствительны к звуковым раздражителям. Речь, произнесенная тихим голосом, воспринимается ими лучше. Для таких детей характерно явление эхо-лалии, т. е. повторение услышанных слов или коротких фраз без осмысления. Нередко дети с сенсорной алалией производят впечатление глухих или умственно неполноценных.

Афазия

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями головного мозга.

При афазии главным  образом поражаются определенные зоны доминантного по речи полушария. Выделяют несколько форм афазии, в основе которых лежит нарушение либо понимания речи, либо ее производства. В тяжелых случаях при афазии у человека нарушается способность как понимать речь окружающих, так и говорить. Данное речевое расстройство чаще возникает у лиц пожилого возраста в результате тяжелых  мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга. У детей афазию диагностируют в тех случаях, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речью. В этих случаях афазия приводит не только к нарушению дальнейшего ее развития, но и к распаду сформированной речи. Афазия часто приводит к глубокой инвалидизации. Возможности компенсации речевых и психических нарушений у детей и взрослых резко ограничены. Взрослые с афазией, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Непонимание речи окружающих и невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.[18, с.97]

Нарушение развития речи

Психолого-педагогический подход к анализу речевых нарушений  является приоритетным направлением отечественной логопедии. В рамках этого направления анализируется развитие языка у детей с речевыми нарушениями. Проведенный в 60-х гг. (Р.Е.Левиной с сотрудниками) лингвистический анализ речевых нарушений у детей, страдающих разными формами речевой патологии, позволил выделить общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.[17,с. 105]

Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.

У детей с ОНР наблюдается  патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи. У детей с ОНР речь может находиться на разном уровне развития. Вьвделяют три уровня речевого развития при ОНР. Каждый из уровней может быть диагностирован у детей любого возраста.

Первый уровень - самый низкий. Дети не владеют общеупотребительными средствами общения. В своей речи дети используют лепетные слова и звукоподражания («бо-бо», «ав-ав»), а также небольшое число существительных и глаголов, которые существенно искажены в звуковом отношении («кука» - кукла, «ават» - кровать). Одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок может обозначать несколько разных понятий, заменять им названия действий и названия предметов («би-би» -машина, самолет, поезд, ехать, лететь).

Высказывания детей  могут сопровождаться активными  жестами и мимикой. В речи преобладают предложения из одного-двух слов. Грамматические связи в этих предложениях отсутствуют. Речь детей может быть понятна только в конкретной ситуации общения с близкими людьми. Понимание речи детьми в определенной мере ограничено. Звуковая сторона речи резко нарушена.

Второй уровень - у детей имеются начатки общеупотребительной речи. Понимание обиходной речи достаточно развито. Дети более активно общаются при помощи речи. Наряду с жестами, звуковыми комплексами и лепетными словами они используют общи употребительные слова, которые обозначают предметы, действия! признаки, хотя их активный словарь резко ограничен. В то же время отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических форм . Звукопроизношение значительно нарушено. Это проявляется в заменах, искажениях и пропусках целого ряда согласных звуков. Нарушена слоговая структура слова. Как правило, дети сокращают количество звуков и слогов, отмечаются их перестановки («тевики» -снеговики, «виметь» - медведь). При обследовании отмечается нарушение фонематического восприятия.

Дети со вторым уровнем  речевого развития нуждаются в специальном  логопедическом воздействии длительное время как в дошкольном, так  и

школьном возрасте. Компенсация  речевого дефекта ограничена. Однако в зависимости от степени этой компенсации дети могут быть направлены как в общеобразовательную школу, так и в школу для детей с тяжелыми нарушениями речи. При поступлении в общеобразовательную школу они должны получать систематическую логопедическую помощь, так как овладение письмом и чтением у этих детей затруднено.[3, с. 100]

Третий уровень - дети пользуются развернутой фразовой речью, не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни. Они могут рассказать о своей семье, составить короткий рассказ по картинке. В то же время у них имеются недостатки всех сторон речевой системы как лексико-грамматической, так и фонетико-фонематической. Для их речи характерно неточное употребление слов. В свободных высказываниях дети мало используют прилагательных и наречий, не употребляют обобщающие слова и слова с переносным значением, с трудом образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе и падеже.

Дети с третьим уровнем  речевого развития при условии систематической логопедической помощи бывают готовы к поступлению в общеобразовательную школу, хотя испытывают определенные трудности в обучении

Таким образом, общее недоразвитие речи - это системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.[24,с. 68]

Фонетико - фонематическое недоразвитие (ФФН)

Характеризуется нарушением произношения и восприятия фонем  родного языка. Среди детей с  нарушениями речи эта группа является наиболее многочисленной.    К    ним    относятся    дети,    у    которых   наблюдаются:

неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (свистящих, шипящих, л, р); недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков; затрудненность восприятия акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными фонемами. В устной речи у детей с ФФН могут наблюдаться следующие отклонения в звукопроизношении: отсутствие звука («ука» -рука); замена одного звука другим определенным звуком («суба» - шуба, «лука» -рука); смешения тех звуков, которые входят в состав определенных фонетических групп. Наблюдается неустойчивое употребление этих звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. У детей с ФФН нарушено формирование фонематического анализа и синтеза. Соответственно они испытывают значительные затруднения при обучении письму и чтению. Преодоление ФФН требует целенаправленной логопедической работы.

Таким образом, фонетика-фонематическое недоразвитие - это нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Оптимизация педагогического процесса по преодолению недоразвития речи.

Нами осуществлялся  комплексный подход к организации  и содержанию процесса преодоления трудностей речевого развития в условиях взаимодействия педагогов и семей детей с нарушением речи, основные пути реализации которого состояли в следующем [ 14, с.34]

обеспечение единства целей, задач и содержания совместной коррекционной  работы педагогов и семьи;

установление и последовательное поддержание эмоционально-положительных  взаимоотношений участников коррекционного процесса в семье и детском саду;

обеспечение параллельности осуществления коррекционного обучения ребенка и консультативно-методической работы с его семьей; сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с родителями, согласование коррекционно-воспитательных воздействий на развитие ребенка с речевой патологией со стороны педагогов и родителей.

Разрабатывая содержание процесса сотрудничества педагога и  семьи в коррекционном обучении детей с нарушением речи, мы выделяли три этапа:

I - формирование ориентировочной психолого-педагогической основы совместной деятельности логопеда и семьи;

II - последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы по преодолению нарушением речи у детей;

III - развитие умений родителей осознанно проводить коррекционно-воспитательную работу с ребенком под руководством педагога.

 

 

 

 

 

 

 

II Глава Методические аспекты исследования особенностей работы педагога с детьми с нарушениями речи.

2.1. Содержание  и приёмы коррекционно-развивающего  обучения детей с нарушением речи (1 класс).

Общую проблему при коррекционно-развивающем  обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это означает, что необходимо сформировать:

  • полноценные фонематические процессы;
  • представления о звуко-буквенном составе слова;
  • навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скоригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Информация о работе Методические аспекты исследования особенностей работы педагога с детьми с нарушениями речи