Методические основы преподавания темы "Количество измерения информации" в школьном курсе информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: разработка содержания и системы задач для обучения учащихся по теме «Количество измерения информации" в школьном курсе информатике.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать исторические аспекты становления информатики в условиях информатизации общества.
2. Разработать содержание учебного материала, необходимого при изучении темы «Количество измерения информации» учащимися основной школы.
3. Разработать систему задач для обучения учащихся по теме «Количество измерения информации».

Содержание

Введение…………………………………………………………………


Глава I. Исторические и педагогические аспекты обучения
информатике учащихся основной школы…………………

1.1
Исторические аспекты становления информатики………………………

1.2
Влияние процессов информатизации общества на развитие системы образования………………………………………………………………….

1.3
Этапы развития вычислительной техники……………………………….

1.4
Современное состояние и развитие курса информатики основной школы……………………………………………………………………….


Глава 2. Методическая система обучения основам информатики
учащихся 8-9 классов…………………………………………

2.1
Методика изучения темы

2.2
Информация. Свойства информации. Единицы измерения количества информации ……………………………………………………………….

2.3
Информационные процессы. Хранение, передача и обработка информации………………………………………………………………..

2.4
Двоичное кодирование звуковой информации. Глубина кодирования и частота дискретизации……………………………………………………..

2.5
Технологии обработки числовой информации на современном компьютере. Электронные таблицы……………………………………….

2.6
Двоичное кодирование текстовой информации..........................................


Заключение…………………………………………………………………


Литература………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

Отработка у  доски: 13+19, 13*19, 7+15, 7*15, 37+45, 37*45, 65+45,65*45

д/з 23+13,23*13, 15+31, 15*31

  1. Вычитание и деление двоичных чисел

Определение: при  выполнении операции вычитания отрицательное  число представляется в дополнительном коде, для этого 0 заменяют на 1, а 1 на 0 и знаковый разряд ставится 1.

При сложении числа  в прямом и дополнительном коде(отрицательного), если возникает перенос из знакового  разряда, то к младшему разряду результата можно добавить еще одну единицу и провести сложение с соответствующими переносами. Если результат имеет в знаковом разряде 0, то число положительное и находится в прямом коде, а если 1, то число отрицательное и находится в дополнительном коде.

45-9 

0| 101101 

1| 110110

10|100011

9-45

0|   1001

1|010010

1|011011= -100100

Если количество цифр в числах разное, то к началу отрицательного числа дописываются нули для уравнивания количества цифр.

Закрепление: 45:9, 37-14, 14-37, 32-10, 10-32

д/з 54-17,17-54, 54:3

  1. решение примеров с двоичными числами.

Работа у доски  и самостоятельно:

Перевести числа  в двоичную систему, проверить и  выполнить над числами все  арифметические действия:

45 и 9, 49 и 7, 81 и 3, 55 и 11.

д/з Перевести  числа в двоичную систему, проверить  и выполнить над числами все арифметические действия: 33 и 3.

  1. Контрольная работа по карточкам

Измерение количества информации.

Разобраемся с  тем, как же именно можно измерить информацию, какие величины используются для этого.

5 класс

Цель  урока: Разобраться с тем, как же именно можно измерить информацию, какие величины используются для этого.

Ход урока:

1.      Опрос.

Какие языки  передачи информации вы знаете? 
Что такое код? 
Работа по карточкам (задания стр. 17)

2.      Объяснение нового материала.

Рассмотрим на примере:

Сегодня Вася возвращается из школы один. Он поругался с  Петей. И даже вполне мог бы подраться, если бы в класс не вошла учительница  и не разняла их. А ведь началось все с невинного разговора  после урока математики:

— Петя, Петя. Да послушай ты меня! Ты понял, что нам  объясняли? 
— Конечно, а что там не понять! 
— По-моему, слишком много информации за один урок. 
— А по-моему — нет. 
— Нет, много. Сначала определения вводили, потом свойства изучали, теорему какую-то дурацкую доказывали! У меня уже голова пухнет! 
— У меня не пухнет. А если у тебя пухнет, значит ты дуб. 
— А ты козел, раз по-человечески объяснить не можешь. 
— Ну, за «козла» ты у меня получишь!

Дальше можно  не продолжать. И так все ясно. И вот идет Вася домой и размышляет о том, какая же все-таки несправедливость, когда в одной голове информация помещается сразу, а в другой — нет. И вообще, почему одной и той же информации для одного — много, а для другого — мало? Например, один грамм — это мало, а тонна — это много. Вот если бы информацию можно было измерить...

С этими мыслями  доплелся он до перекрестка. Стоит, смотрит на светофор и думает: «Вот этот светофор. Сколько раз мы его обсуждали на информатике. И сигналы он лампочками излучает, и коды стой, иди нам передает. А если по-правде, самый что ни есть примитивный столб с фонариками, и информация примитивная, проще некуда. Всего-то можно или нельзя, и ничего другого». Тут зеленый свет загорелся, и пошел Вася дальше, так и не заметив, что почти нашел ответ на свой вопрос о том, как измерять информацию.

Итак, информация передается с помощью сигнала. Горит  зеленый свет — можно переходить улицу, горит красный — стой на тротуаре.

Поднял руку на уроке — учитель понял, что  ты можешь ответить на его вопрос, а если сидишь, весь затаился, то сразу понятно — не выучил (как назло, обязательно спросят).

Подходишь к  лифту, а кнопка вызова светится —  это значит, что лифт занят. А если не горит, то можно вызывать лифт и ехать на свой этаж.

Сигнал, который в этих примерах мы воспринимаем или передаем, имеет два состояния: зеленый свет или красный, рука поднята или рука опущена, кнопка светится или кнопка не светится. Принимая такие сигналы, мы определяем, в каком именно состоянии сейчас находится предмет нашего интереса и, следовательно, получаем информацию.

Привести примеры.

Это самое маленькое  количество информации, а как же его измерить? 
Меры  измерения? 
1 бит-это такое количество информации, которое позволяет нам выбрать один вариант из двух возможных. 
Сигнал, который может иметь два различных состояния передает 1 бит информации.

Рассмотрим вопрос измерения количества информации на примере.

Светофор- зеленый- иди, красный- стой

Лифт- горит лампочка- лифт занят, нет- свободен и т. д.

Данные примеры показывают, что при передаче или приеме информации мы можем выбрать один вариант из 2 возможных. Это самое маленькое количество информации, которое назвали битом. Сигнал, который может иметь только 2 различных состояния, передает 1 бит информации.

1бит-2 варианта 32 бита-4 варианта

Д/з: конспекты. 

Измерение  количества  информации ( 2-й  урок).

Цель: Закрепить  понятия данные на предыдущем уроке.

Ход урока:

1. Опрос:

Как  измерить  количество  информации?  Единицы  измерения? 
Нарисовать  схему (что такое бит ) на  доске.

2. Объяснение  нового  материала.

Рассмотреть возможности  включения лампочек (1, 2, 3)

Если  мы  перед  каждым  из  8  наборов  лампочек  поставим  сначала  по  горящей  лампочке, а  потом  по  не горящей  получится  уже  16  наборов  лампочек  из  4-х  битов.

А  как  теперь  подсчитать  количество  разных  вариантов  сигналов,  которые  соответствуют  нескольким  битам  информации:  нужно  для  каждого  следующего  умножить  предыдущее  на  2.

Для 4-16, 5-32

Заполнить  таблицу.

Количество  битов

Информации.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Кол-во  различных  вариантов сигналов. 2 4 8 16            

Как  наши  друзья  кодировали 10  лампочек. Зачитать (Валединский "Информатика  5-6 класс") .

Наш  код  состоит  из 5  цифр – каждая  0 или 1, такой  код  несет  информацию  в  5  бит: дает  возможность  отличать 1  вариант  из  32  возможных, т. е. 1  буква  несет  в  себе  5  бит  информации.

А  если  мы  захотим  закодировать  все  буквы  и  другие  символы,  которые  могут  встретиться  в  книге. Определить  сколько  знаков  может  там  появиться, затем  для  каждого  знака  придумываем  некоторый  код  и, наконец,  подсчитать  сколько  нулей  и  единиц  будет  достаточно,  чтобы  закодировать  всю  информацию.

Так мы получим  количество бит, которое нужно, чтобы  закодировать один знак, или сколько  информации несет в себе каждый знак текста.

Буквы: большие  и маленькие русские- 66; 
Большие и маленькие латинские- 52; 
Цифры- 10; 
Знаки препинания- 12 (.,!"";:?()-'); 
+-/*@#$%^&|][}{№<>= 
Сколько необходимо бит информации для того, чтобы закодировать все эти символы? (8 бит.) 
8 бит оказалось настолько удобной величиной для кодирования, что ей даже дали отдельное название- 1 байт. 
1 буква или 1 символ печатного текста несет в себе информацию в 1 байт. 
Объем информации- количество символов печатного текста. 
1 байт позволяет представить 256 различных кодов от 00000000 до 11111111. 
С помощью 1 байта можно представить 256 различных состояний сигнала. Такие наборы называются двоичным кодом. 
2 байта кодируют 65536 (16 битные) 
4 байта - более 4 миллиардов (32 битные) 
1 килобайт - 1024 б 
1 мегабайт -1024 килобайт 
1 гигабайт - 1024 мега байт

Закрепление:

Задания: В языке  племени Мумбо-Юмбо всего 20 различных слов. Сколько бит нужно, чтобы закодировать любое из этих слов?

В доме 14 окон. Сколько  различных сигналов можно подать, зажигая свет в окнах? Сколько  бит информации несет в себе каждый такой сигнал?

Для дистанционной  передачи роботу различных команд применяются сигналы в 6 бит, причем сигнала в 5 бит недостаточно для передачи команды. Может ли быть количество всех команд для этого робота быть равно: 42 команды; 70 команд; 28 команд; 55 команд.

Что больше 100 байт или 1 килобайт? 8150 байтов или 8 килобайтов?

Д/з: конспекты.

Способы передачи информации.

Научиться классифицировать способы передачи информации.

5 класс

Цель: Научиться классифицировать способы передачи информации.

Ход урока:

1.     Опрос:

На доске:

СИТУАЦИЯ

ИСТОЧНИК               ПРИЕМНИК

НЕСКОЛЬКО ИСТОЧНИКОВ              ПРИЕМНИК

ИСТОЧНИК               НЕСКОЛЬКО ПРИЕМНИКОВ

5 мин записываем  в тетрадь.

2.     Объяснение нового материала:

Передаваемая  информация добирается от источника до приемника с помощью условного сигнала.

Различаются:

  1. По физической природе:
    • электрический
    • Световой
    • Тепловой
    • Звуковой
    • Механический
    • Радиосигнал
  2. По способу восприятия: зрительный
    • Слуховой
    • Осязательный
    • Вкусовой
    • Болевой

Задание: с помощь каких сигналов передается информация при: чтении книги; разговоре по телефону; просмотре кинофильма; общении с друзьями.

Какие сигналы  физического типа могут передавать данные устройства: часы- будильник; светофор; турникет в метро; радиостанция; утюг; телевизор.

Придумайте по 2 способа передачи информации при: 1. сообщить школьникам о том, что  отменили уроки; водителям, что проезд по улице закрыт; пешеходам, что через  дорогу переходить нельзя; пассажирам, что вылет самолета задерживается; твоим друзьям, что ты приглашаешь их в гости.

Приемник должен не только воспринимать сигнал, но и  расшифровывать его.

Чтобы сигнал нес  в себе информацию он должен меняться. Изменения сигнала позволяют  получать нам информацию.

Если мы заметили, что вокруг что-то изменилось, то мы можем сказать, что произошло событие.

Событие- источник информации или мы сами, передавая  информацию другим, создаем события.

3.     Закрепление:

Как рыбак узнает, что он поймал рыбу? Какого типа сигналы  он при этом получает?

Какие из этих событий или процессов можно использовать для получения или передачи информации: восход солнца; дым костра; вспышка света; постоянный несмолкающий гудок; удары палкой по гранитной стене; удары мячом по оконному стеклу.

4.     Д/з: конспекты.

Информация о работе Методические основы преподавания темы "Количество измерения информации" в школьном курсе информатике