Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 21:20, курсовая работа
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены и использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по теме исследования;
тестирование;
изучение и анализ документации;
Гипотеза исследования - подбор специальных методик способствующих максимальной коррекции и предупреждению дисграфии будет эффективным если:
-использовать в работе с детьми дошкольного возраста специально подобраный комплекс упражнений.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава1. Психолого-педагогическое обоснование
методических рекомендаций по предупреждению нарушений письма
у детей с ОНР дошкольного возраста …………………………………………..7
Понятие и структура письма как вида письменной речи………….7
Факторы риска по нарушениям письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ………………………………………13
Современные представления о дисграфии………………………...20
Систематизация логопедических методик по предупреждению нарушений письма у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях общеразвивающей группы………………..……………...31
Выводы по 1 главе ……………………………………………………………....37
Глава 2. Методические рекомендации по предупреждению
нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР………………………………………………………………………….38
2.1. Организация и методы выявления предпосылок нарушения письма у детей с ОНР дошкольного возраста …………………................................38
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………...46
2.3. Методические рекомендации по предупреждению
нарушений письма у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях общеразвивающей группы ………………………. ………………………49
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………57
Заключение ……………………………………………………………………...58
Список литературы ……………………
Для ориентировочного изучения особенностей личности ребенка необходимо более длительное наблюдение за ним в общении с другими детьми и взрослыми. Оно может проводиться в детском саду и дома. Наблюдение должно проходить в естественных для ребенка условиях, без вмешательства и корректировки воспитателем происходящих событий. [1]
Таким образом, для того чтобы выявить предпосылки нарушения письма у ребенка дошкольного возраста, необходимо провести диагностику предрасположенности к нарушениям письменной речи. Выявление предпосылок к нарушению письменной речи поможет организовать коррекционно-развивающую помощь со стороны логопедов, воспитателей, родителей.
2.2. Анализ результатов исследования
Исследование
проходило на базе МДОУ №48
«Детский сад общеразвивающего
вида с приоритетным
В исследовании приняли участие 7 детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до 6 лет 7 месяцев c ОНР.
Для исследования и выявления предпосылок нарушения письма у детей дошкольного возраста мы использовали методику раннего выявления дислексии А.Корнева.
В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты.
При выполнении задания “Рядоговорение” четверо детей справились с одним из двух вариантов: а)времена года, б) дни недели.
Витя К. правильно назвал времена года (при этом начав отсчет с названия месяца – сентябрь).После указания на ошибку, перечислены времена года правильно. При назывании дней недели пропустил слово “среда”, перепутал последовательность четверг – пятница, сказав “пятница– четверг”.
Петя С. также правильно назвал времена года, но перечисление дней недели начал с воскресенья, пропустил четверг, повторил воскресенье.
Ира Б. с наводящими вопросами назвала времена года, с перестановками перечислила дни недели.
Илья К. очень медленно, подбирая слова, задумываясь, назвал времена года, но дни недели по порядку назвать не смог, пропустил среду и пятницу.
Трое детей не справились с этим заданием.
Алена К. ответила, что знает лето, зиму, январь, март. Дни недели стала называть после наводящего вопроса, но в неправильной последовательности.
Вова Т. на вопрос о временах года ответил, что зимой падает снег, весной– тает. Не ответил на вопрос о том, какое время года сейчас. Времена года не перечислил. Дни недели назвал в произвольной последовательности, пропустил вторник, четверг.
Аня М. ответила так: “Осень. Осень, весна, зима, осень, лето”. Дни недели не знает, назвала только воскресенье и пятницу.
При выполнении данного задания дети проявили слабую ориентировку во времени: не знание, либо нетвердое знание временных единиц (времена года, дни недели),низкую способность к автоматизации речевых рядов.
При выполнении задания “Ритмы” трое детей воспроизвели только простые ритмы, четверо не смогли воспроизвести и простые и сложные ритмы. Из пяти серий простых ритмов повторили 2-3серии, из сложных- ни одной.
Результаты этого задания говорят о трудностях слухо-моторных координаций и о слабости кратковременной памяти, не удерживающей ритмически организованные серии звуковых сигналов.
Субтест “Повторение цифр” позволил выявить такую закономерность: у всех детей в большей мере страдает повторение цифр в обратном порядке.
Трое учеников смогли правильно воспроизвести ряд из 4 цифр при прямом счете. При обратном счете воспроизводили только ряд из двух цифр.
При воспроизведении ряда из 3-х цифр, путали последовательность цифр:
Витя К. ряд 5 – 7 – 4 воспроизвел 4 – 5 – 7
Ряд 2 – 5 – 9 воспроизвел 9 – 2
Петя С. ряд 5 – 7 – 4 воспроизвел 4 – 7 – 8 (добавил не существующую в ряду)
Ряд 2 – 5 – 9 воспроизвел 5 - 9 – 2
Ира Б. ряд 5 – 7 – 4 воспроизвел 4 – 7 – 4 (повторила цифру)
Ряд 2 – 5 – 9 воспроизвел 5 – 9
Четверо учеников допустили большее количество ошибок. При прямом счете правильно воспроизвели ряд только из 3-х цифр. При обратном счете Илья К. и Алена К. воспроизвели ряд из 2-х цифр, Вова Т. и Аня М. не смогли воспроизвести обратный счет совсем.
Неумение детей правильно справиться с заданиями субтеста “Повторение цифр” говорит о наличии недостатков развития оперативной слуховой памяти.
Дети на низком уровне выполнили такие задания, как воспроизведение последовательности движений, звуковых и графических ритмов, допускают много ошибок при воспроизведении последовательности изображений (дополнительно было предложено выложить последовательность серии картинок), затруднялись в воспроизведении временной последовательности, не были способны к автоматизации речевых рядов.
Данные эксперимента представлены в таблице. Приложение 7.
При проведении констатирующего эксперимента было выявлено, что ошибки, связанные с предпосылками нарушением письма допущены всеми детьми экспериментальной группы.
Результаты первичной диагностики свидетельствуют о необходимости проведения работы, направленной на коррекцию ошибок, связанных с предрасположенностью к нарушениям письменной речи.
В ходе формирующего эксперимента была разработана система занятий по предупреждению дисграфии и успешно применена, о чем свидетельствует второй констатирующий эксперимент. Приложение 8.
2.3. Методические
рекомендации по
Предупреждение нарушений письменной речи у детей является одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии. Работа по профилактике дисграфии необыкновенно широка и неотделима от гармонизации личности ребенка в целом.
Правильная организация коррекционно-развивающих занятий – дело не простое, требующее избирательного подхода к детям, основанного на диагностике. Так, часть детей нуждается в занятиях для восполнения пробелов в развитии какой-либо функции или функций, имеющих важное значение для письма. Другим требуется сложная и масштабная помощь по гармонизации взаимодействия обеспечивающих письмо функций.
На основе результатов исследования нами разработан комплекс мер по предупреждению нарушений письма для ребенка дошкольного возраста.
В основу методических рекомендаций были положены следующие принципы:
–принцип комплексности
(в коррекционной работе
–принцип системности
(коррекционная работа над
–принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
Основными направлениями по развитию предпосылок к освоению письменной речи и профилактике нарушений чтения и письма являются:
–развитие неречевых навыков и функций;
–развитие речевых
навыков и функций (развитие фонетико-
В развитие неречевых навыков и функций входит:
Развитие зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного и ассоциативного мышления.
Направление первое. Уточнение и совершенствование навыка оперирования сенсорными эталонами на невербальном и вербальном уровнях.
Определение (называние) основных геометрических форм и размеров:
– «Собери бусы»
(из разных геометрических
– «На что похоже?» (предметы, кляксы),
– «Какой формы?»,
– «Что вокруг нас такой формы?».
Обозначение пространственного взаиморасположения предметов:
– в окружающем пространстве: «Назови, что у тебя вверху (внизу, сзади, впереди, справа, слева)»,
– ориентировка по плану,
– уточнение и закрепление
значения предлогов на
– выполнение инструкций,
– «Срисуй по клеточкам
– рисование и аппликация
Направление второе. Развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов.
– складывание разрезанных картинок (пазлы),
– «Подбери лоскуток (осколок)»,
– «Заштопай коврик» (матрицы Ровена),
– «Лабиринт»,
– «Перепутанные линии» («Кто с кем разговаривает по телефону?», «Кто где живет?»),
– «Полянка».
Направление третье. Формирование навыков схематического изображения предметов и их пространственных отношений. Развитие способности к символизации.
Направление четвертое. Развитие действий игрового замещения и символической игры.
– пиктографирование
(зарисовывание символами
– заучивание стихов с помощью пиктограмм,
– составление описательных рассказов с помощью схем-опор,
– проигрывание действий взрослыми на глазах у детей,
– совместное проигрывание действий взрослыми и детьми, выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый взрослым,
– выполнение действий
ребенком по словесной
– рассказ ребенка о собственных действиях после их проигрывания,
– сопровождение ребенком речью выделяемых действий.
Развитие изобразительно-графических способностей и зрительно-моторных координаций (приложение3):
– раскрашивание,
– обводка по контуру, штриховка,
– дорисовывание (по ассоциации, недостающих деталей, незаконченных рисунков),
– рисование с натуры (по памяти) с целью изображения как можно большего количества деталей,
– рисование по лекалам, раскрашивание, украшение букв и цифр,
– воспроизведение фигур и сочетаний фигур по памяти.
Развитие способности воспринимать и воспроизводить определенную последовательность стимулов
– «Кулак – ребро
– ладонь» (выполнение
– реципрокные упражнения (поочередно то правой, то левой ногой, рукой, наклоны и т.д.),
– перебор пальцев – поочередное касание большим пальцем всех пальцев руки,
– выполнение
– воспроизведение ритмов на слух,
– воспроизведение
автоматизированных рядов (времен
года, дней недели, месяцев, цифрового
ряда) в прямой последовательности
(в обратной
– воспроизведение
рядов (предметов, цифр, звуков, букв, слов)
с постепенным наращиванием в
прямой и обратной
– повторение предложений разной длины, распространение предложений.
– воспроизведение ритмов «на глаз» (по зрительному образцу),
– продолжение ряда
с сохранением принципа
«Собери бусы»,
«Продолжи дорожку к моему порожку»,
воспроизведение ряда предметов,
обнаружение изменений в последовательности фигур, предметов, картинок:
«Что изменилось?»,
«Чего не стало?».
Развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания
– упражнения на
прослеживание взглядом линии
от начала до конца при
– узнавание наложенных изображений;
– упражнения для
развития произвольного
Назови и покажи цифры от 1 до 10 сначала красные, затем черные, затем одновременно (цифры вперемешку нарисованы на одном листе),
«Найди отличия» (от 3 до 10 –в предметах и на картинках),
«Путаница» (например, петушиный хвост у собаки и др.),
– вязание, плетение,
– сортировка мелких предметов.
Развитие логического мышления