Методические рекомендации по предупреждению нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены и использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по теме исследования;
тестирование;
изучение и анализ документации;
Гипотеза исследования - подбор специальных методик способствующих максимальной коррекции и предупреждению дисграфии будет эффективным если:
-использовать в работе с детьми дошкольного возраста специально подобраный комплекс упражнений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава1. Психолого-педагогическое обоснование
методических рекомендаций по предупреждению нарушений письма
у детей с ОНР дошкольного возраста …………………………………………..7
Понятие и структура письма как вида письменной речи………….7
Факторы риска по нарушениям письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ………………………………………13
Современные представления о дисграфии………………………...20
Систематизация логопедических методик по предупреждению нарушений письма у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях общеразвивающей группы………………..……………...31
Выводы по 1 главе ……………………………………………………………....37
Глава 2. Методические рекомендации по предупреждению
нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР………………………………………………………………………….38
2.1. Организация и методы выявления предпосылок нарушения письма у детей с ОНР дошкольного возраста …………………................................38
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………...46
2.3. Методические рекомендации по предупреждению
нарушений письма у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях общеразвивающей группы ………………………. ………………………49
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………57
Заключение ……………………………………………………………………...58
Список литературы ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Выпускная работа.docx

— 2.57 Мб (Скачать файл)

Для ориентировочного  изучения особенностей личности ребенка необходимо более длительное наблюдение за ним в общении с другими детьми и взрослыми. Оно может проводиться в детском саду и дома.  Наблюдение должно проходить в естественных для ребенка условиях, без вмешательства и корректировки воспитателем происходящих событий. [1]

Таким образом, для того чтобы выявить предпосылки нарушения письма у ребенка дошкольного возраста, необходимо провести диагностику предрасположенности к нарушениям письменной речи. Выявление предпосылок к нарушению письменной речи поможет организовать коррекционно-развивающую помощь со стороны логопедов, воспитателей, родителей.                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов  исследования

 

       Исследование  проходило на базе МДОУ №48 «Детский сад общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением  деятельности по художественно-эстетическому  направлению развития детей»  города Кемерово. Исследование проводилось  среди детей подготовительной  группы.

В исследовании приняли участие 7 детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до 6 лет 7 месяцев c ОНР.

     Для исследования и выявления предпосылок нарушения письма у детей дошкольного возраста мы использовали методику раннего выявления дислексии А.Корнева.

В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты.

При выполнении задания “Рядоговорение” четверо детей справились с одним из двух вариантов: а)времена года, б) дни недели.

Витя К. правильно назвал времена года (при этом начав отсчет с названия месяца – сентябрь).После указания на ошибку, перечислены времена года правильно. При назывании дней недели пропустил слово “среда”, перепутал последовательность четверг – пятница, сказав “пятница– четверг”.

Петя С. также правильно назвал времена года, но перечисление дней недели начал с воскресенья, пропустил четверг, повторил воскресенье.

Ира Б. с наводящими вопросами назвала времена года, с перестановками перечислила дни недели.

Илья К. очень медленно, подбирая слова, задумываясь, назвал времена года, но дни недели по порядку назвать не смог, пропустил среду и пятницу.

Трое детей не справились с этим заданием.

Алена К. ответила, что знает лето, зиму, январь, март. Дни недели стала называть после наводящего вопроса, но в неправильной последовательности.

       Вова Т. на вопрос о временах года ответил, что зимой падает снег, весной– тает. Не ответил на вопрос о том, какое время года сейчас. Времена года не перечислил. Дни недели назвал в произвольной последовательности, пропустил вторник, четверг.

       Аня М. ответила так: “Осень. Осень, весна, зима, осень, лето”. Дни недели не знает, назвала только воскресенье и пятницу.

       При выполнении данного задания дети проявили слабую ориентировку во времени: не знание, либо нетвердое знание временных единиц (времена года, дни недели),низкую способность к автоматизации речевых рядов.

       При выполнении задания “Ритмы” трое детей воспроизвели только простые ритмы, четверо не смогли воспроизвести и простые и сложные ритмы. Из пяти серий простых ритмов повторили 2-3серии, из сложных- ни одной.

       Результаты этого задания говорят о трудностях слухо-моторных координаций и о слабости кратковременной памяти, не удерживающей ритмически организованные серии звуковых сигналов.

       Субтест “Повторение цифр” позволил выявить такую закономерность: у всех детей в большей мере страдает повторение цифр в обратном порядке.

       Трое учеников смогли правильно воспроизвести ряд из 4 цифр при прямом счете. При обратном счете воспроизводили только ряд из двух цифр.

       При воспроизведении ряда из 3-х цифр, путали последовательность цифр:

Витя К. ряд 5 – 7 – 4 воспроизвел 4 – 5 – 7

Ряд 2 – 5 – 9 воспроизвел 9 – 2

Петя С. ряд 5 – 7 – 4 воспроизвел 4 – 7 – 8 (добавил не существующую в ряду)

Ряд 2 – 5 – 9 воспроизвел 5 - 9 – 2

Ира Б. ряд 5 – 7 – 4 воспроизвел 4 – 7 – 4 (повторила цифру)

Ряд 2 – 5 – 9 воспроизвел 5 – 9

       Четверо учеников допустили большее количество ошибок. При прямом счете правильно воспроизвели ряд только из 3-х цифр. При обратном счете Илья К. и Алена К. воспроизвели ряд из 2-х цифр, Вова Т. и Аня М. не смогли воспроизвести обратный счет совсем.

     Неумение детей правильно справиться с заданиями субтеста “Повторение цифр” говорит о наличии недостатков развития оперативной слуховой памяти.

       Дети на низком уровне выполнили такие задания, как воспроизведение последовательности движений, звуковых и графических ритмов, допускают много ошибок при воспроизведении последовательности изображений (дополнительно было предложено выложить последовательность серии картинок), затруднялись в воспроизведении временной последовательности, не были способны к автоматизации речевых рядов.

      Данные эксперимента представлены в таблице. Приложение 7.

      При проведении констатирующего эксперимента было выявлено, что ошибки, связанные с предпосылками нарушением письма  допущены всеми детьми экспериментальной группы.

     Результаты первичной диагностики свидетельствуют о необходимости проведения работы, направленной на  коррекцию  ошибок, связанных с предрасположенностью к нарушениям письменной речи.

      В ходе формирующего эксперимента была разработана система занятий по предупреждению дисграфии и успешно применена, о чем свидетельствует второй констатирующий эксперимент. Приложение 8.

 

 

 

 

 

 

2.3. Методические  рекомендации по предупреждению  нарушений письма у детей с  ОНР дошкольного возраста в  условиях общеразвивающей группы

 

Предупреждение нарушений письменной речи у детей является одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии. Работа по профилактике дисграфии необыкновенно  широка и неотделима от гармонизации личности ребенка в целом.

Правильная организация коррекционно-развивающих занятий – дело не простое, требующее избирательного подхода к детям, основанного на диагностике. Так, часть детей нуждается в занятиях для восполнения пробелов в развитии какой-либо функции или функций, имеющих важное значение для письма. Другим требуется сложная и масштабная помощь по гармонизации взаимодействия обеспечивающих письмо функций.

На основе результатов исследования нами разработан комплекс мер по предупреждению нарушений письма для ребенка дошкольного возраста.

В основу методических рекомендаций были положены следующие принципы:

 –принцип комплексности (в коррекционной работе принимают  участие учитель-логопед, воспитатель, родители);

 –принцип системности (коррекционная работа над всеми  компонентами речи);

 –принцип  индивидуального  и дифференцированного подхода.

Основными направлениями по развитию предпосылок к освоению письменной речи и профилактике нарушений чтения и письма являются:

 –развитие неречевых  навыков и функций;

 –развитие речевых  навыков и функций (развитие фонетико-фонематической  системы языка и навыков языкового  анализа, развитие словаря и совершенствование  грамматического строя речи).

В развитие неречевых навыков и функций входит:

Развитие зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного и ассоциативного мышления.

Направление первое. Уточнение и совершенствование навыка оперирования сенсорными эталонами на невербальном и вербальном уровнях.

Определение (называние) основных геометрических форм и размеров:

 – «Собери бусы»  (из разных геометрических фигур  в определенной последовательности),

 – «На что похоже?» (предметы, кляксы),

 – «Какой формы?»,

 – «Что вокруг нас  такой формы?».

Обозначение пространственного взаиморасположения предметов:

 – в окружающем  пространстве: «Назови, что у тебя  вверху (внизу, сзади, впереди, справа, слева)»,

 – ориентировка по  плану,

 – уточнение и закрепление  значения предлогов на невербальном  и вербальном уровнях:

              – выполнение инструкций,

              – «Срисуй по клеточкам предмет, узор» (с комментированием),

              – рисование и аппликация орнаментов.

Направление второе. Развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов.

 – складывание разрезанных  картинок (пазлы),

 – «Подбери лоскуток (осколок)»,

 – «Заштопай коврик» (матрицы Ровена),

 – «Лабиринт»,

 – «Перепутанные линии» («Кто с кем разговаривает по  телефону?», «Кто где живет?»),

 – «Полянка».

Направление третье.  Формирование навыков схематического изображения предметов и их пространственных отношений. Развитие способности к символизации.

Направление четвертое.  Развитие действий игрового замещения и символической игры.

 – пиктографирование (зарисовывание символами предметов, действий с последующим словесным  описанием),

 – заучивание стихов  с помощью пиктограмм,

 – составление описательных  рассказов с помощью схем-опор,

 – проигрывание действий  взрослыми на глазах у детей,

 – совместное проигрывание  действий взрослыми и детьми, выполнение действий ребенком, с  опорой на образец, предлагаемый  взрослым,

 – выполнение действий  ребенком по словесной инструкции, по подражанию,

 – рассказ ребенка  о собственных действиях после  их проигрывания,

 – сопровождение ребенком  речью выделяемых действий.

Развитие изобразительно-графических способностей и зрительно-моторных координаций (приложение3):

 – раскрашивание,

 – обводка по контуру, штриховка,

 – дорисовывание (по  ассоциации, недостающих деталей, незаконченных  рисунков),

 – рисование с натуры (по памяти) с целью изображения  как можно большего количества  деталей,

 – рисование по  лекалам, раскрашивание, украшение  букв и цифр,

 – воспроизведение  фигур и сочетаний фигур по  памяти.

Развитие способности воспринимать и воспроизводить определенную последовательность стимулов

  • Двигательных (кинетических) стимулов:

 – «Кулак – ребро  – ладонь» (выполнение последовательности  движений),

 – реципрокные упражнения (поочередно то правой, то левой  ногой, рукой, наклоны и т.д.),

 – перебор пальцев  – поочередное касание большим  пальцем всех пальцев руки,

 – выполнение многоступенчатых  инструкций с последующим словесным  объяснением.

  • Звуковых (аудиальных) стимулов:

 – воспроизведение  ритмов на слух,

 – воспроизведение  автоматизированных рядов (времен  года, дней недели, месяцев, цифрового  ряда) в прямой последовательности (в обратной последовательности, вразбивку),

 – воспроизведение  рядов (предметов, цифр, звуков, букв, слов) с постепенным наращиванием в  прямой и обратной последовательности,

 – повторение  предложений  разной  длины,  распространение  предложений.

  • Зрительных (визуальных) стимулов:

 – воспроизведение  ритмов «на глаз» (по зрительному  образцу),

 – продолжение ряда  с сохранением принципа чередования:

«Собери бусы»,

«Продолжи дорожку к моему порожку»,

воспроизведение ряда предметов,

обнаружение изменений в последовательности фигур, предметов, картинок:

«Что изменилось?»,

«Чего не стало?».

 

Развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания

 – упражнения на  прослеживание взглядом линии  от начала до конца при переплетении  ее с другими линиями;

 – узнавание наложенных  изображений;

 – упражнения для  развития произвольного переключения  внимания:

Назови и покажи цифры от 1 до 10 сначала красные, затем черные, затем одновременно (цифры вперемешку нарисованы на одном листе),

«Найди отличия» (от 3 до 10 –в предметах и на картинках),

«Путаница» (например, петушиный хвост у собаки и др.),

 – вязание, плетение,

 – сортировка мелких  предметов.

 

Развитие   логического   мышления

Информация о работе Методические рекомендации по предупреждению нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР