Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 21:20, курсовая работа
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены и использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по теме исследования;
тестирование;
изучение и анализ документации;
Гипотеза исследования - подбор специальных методик способствующих максимальной коррекции и предупреждению дисграфии будет эффективным если:
-использовать в работе с детьми дошкольного возраста специально подобраный комплекс упражнений.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава1. Психолого-педагогическое обоснование
методических рекомендаций по предупреждению нарушений письма
у детей с ОНР дошкольного возраста …………………………………………..7
Понятие и структура письма как вида письменной речи………….7
Факторы риска по нарушениям письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ………………………………………13
Современные представления о дисграфии………………………...20
Систематизация логопедических методик по предупреждению нарушений письма у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях общеразвивающей группы………………..……………...31
Выводы по 1 главе ……………………………………………………………....37
Глава 2. Методические рекомендации по предупреждению
нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР………………………………………………………………………….38
2.1. Организация и методы выявления предпосылок нарушения письма у детей с ОНР дошкольного возраста …………………................................38
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………...46
2.3. Методические рекомендации по предупреждению
нарушений письма у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях общеразвивающей группы ………………………. ………………………49
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………57
Заключение ……………………………………………………………………...58
Список литературы ……………………
Затем следуют движения в противоположном направлении.
«Змейки»
Представить, что пальцы рук это маленькие змейки. Они могут двигаться: извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз.
«Бусинка»
Длительная сортировка бусинок и нанизывание их на нитку.
«Поклон пальчиками»
Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца.
Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем – другой.
«Карандаши»
Положить на стол 10-15 карандашей, затем собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Так же, по одному, выложить карандаши на стол.
Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем –другой.
Игра «Перемены»
С детьми разучиваются позиции пальчиков, описанные ниже: «Крючки», «Цепочка», «Слоник», «Тяни-толкай», «Мячик», «Домик», «Цветок».
Для 4-5-летних детей достаточно 4 позиций, для 6-7-летних детей –5-6 позиций.
Сначала дети вслед за взрослым несколько раз повторяют позиции пальцев, чтобы запомнить их. Затем выполняют условия игры:
Вместо «Цепочки» делаем «Крючки», вместо «Крючков» - «Цепочки». Остальные – так, как есть.
Игра начинается медленно, затем ее темп увеличивается. Если дети после нескольких повторений не сбились, следует замена условия на новое, более сложное. Например:
Вместо «Слоника» - «Домик», вместо «Домика» - «Мячик», вместо «Мячика» - «Слоник», а на «Цветок» - запрет! (то есть одну из пальцевых позиций повторять не нужно)
Детям 4-5 лет при определенной тренировке доступна «5-шаговая» перемена; будущие первоклассники справляются с 7 переменами и сами предлагают новые пальцевые фигуры и новые задания, например: «Вместо «Домик» - замри!».
«Крючки»
Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом.
«Цветочки»
Сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук дети образуют колечки и сцепляют их.
«Слоники»
Правую ладонь поставить на выпрямленную левую: указательный и безымянный пальцы –передние ноги слона; большой и мизинец –задние; вытянутый средний палец –хобот.
«Тяни-толкай»
Ладони в горизонтальном положении соприкасаются тыльными сторонами. Средний и безымянный пальцы нижней руки направлены вверх, а те же пальцы те же пальцы верхней руки направлены вниз.
Приложение 4
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ
– Поочередно складывать губы в трубочку и растягивать в улыбку.
– «Причесывать» верхними зубами нижнюю губу.
– Втягивать обе губы в рот.
– Втягивать углы рта поочередно.
– Вытягивать губы вперед «хоботком».
– Вытягивать губы
вперед «хоботком» и выполнять
круговые движения по часовой
стрелке и против часовой
– Подуть сквозь сомкнутые губы.
– Покусывать поочередно верхними зубами нижнюю губу и нижними –верхнюю.
– С присвистом втягивать губы, имитируя поцелуй.
– Чмокать губами.
– Беззвучно произносить звуки: [а-о-и-у-ы-у-и-о-а].
– Быстро и четко повторять звуки: [п]:[п-п-п]; [м]:[м-м-м]; [б]:[б-б-б].
– Положить на губы бумажку и сплевывать ее.
– Удерживать губами резиновое или пластмассовое кольцо.
– Удерживать губами
узкую соломинку, трубочку пошире,
затем трубочку большего
– Сосать жидкость через трубочку.
Упражнения для нижней челюсти
– Поочередно то открывать, то закрывать рот.
– Опускать нижнюю
челюсть вниз и в этом
– Медленно открыть рот, подержать его в таком положении несколько секунд, затем медленно закрыть.
– Имитировать зевание.
– Рот приоткрыть, затем полуоткрыть, открыть как можно шире, затем также поэтапно закрыть.
– Сидя за столом, положить локти на стол, голову опустить на руки, прижав подбородок к ладоням. Медленно открывать и закрывать рот.
Упражнения для языка
(выполняются при открытом рте)
– Положить широкий
язык на нижнюю губу, удерживать
язык в таком положении
– Положить узкий
язык на нижнюю губу, удерживать
язык в таком положении
– Поочередно касаться кончиком языка углов рта.
– Поднимать язык к верхней губе.
– Поднять язык к верхней губе и опустить на нижнюю.
– Касаться кончиком языка верхних зубов.
– Касаться кончиком языка области за верхними передними зубами –альвеол.
– Поочередно высовывать
язык изо рта и убирать
– Присасывать язык к нёбу и удерживать 5 секунд.
– Прищелкивать языком.
– Широким языком облизывать верхнюю губу.
– Широким языком облизывать нижнюю губу.
– Проводить кончиком языка по верхушкам зубов по кругу в обе стороны.
– «Почистить» зубы с внутренней стороны языком.
– «Колоть» поочередно языком правую и левую щёки с внутренней стороны.
– Поочередно зажимать широкий язык губами и зубами.
– Вылизывать столовую, десертную и чайную ложки.
– Снимать кончиком
высунутого языка каплю с
– Сворачивать язык трубочкой, а потом распластывать на нижней губе.
Упражнения для мягкого нёба
– Широко открыть рот и произнести звук [а].
– Проглатывать слюну при закрытом рте и сомкнутых губах.
– Проглатывать несколько капель воды из пипетки.
– Зевать.
– Глотать слюну при широко открытом рте.
– Покашливать.
Жевательные упражнения
Жевательные упражнения активизируют движения всех артикуляторов, развивают навыки перехода от одной артикуляционной позы к другой.
– Жевать с широко открытым ртом.
– Жевать и говорить одновременно.
– Жевать и считать вслух одновременно.
– Жевать и пропевать гласные звуки: [а-о-у-и-ы-э].
– Жевать, высовывая язык изо рта.
– Жевать, активно двигая губами и языком.
Приложение 5
Упражнения для тренировки речевого дыхания
– Надуть щеки и удерживать набранный воздух.
– Втянуть щеки и расслабить их.
– Надуть щеки и
резко надавить на них пальцами
(воздух выпустить сквозь губы)
– «Полоскать» воздухом рот, перекатывая его за надутыми щеками.
– Выдувать воздух поочередно то из одного, то из другого угла рта.
– Легко дуть на перо, лежащее на столе.
– Дуть на ватку,
лежащую на гладкой
– Дуть на бумажную ленту, чтобы она трепетала.
– Дуть на лист бумаги, постепенно отдаляя его от губ.
– Дуть на конфетти,
чтобы оно взлетало и
– На выдохе медленно произносить гласные.
– Дуть на свечу, чтобы пламя мерцало.
– Дуть на легкие
пластиковые или бумажные
– Дуть в воду через трубочку, следя за появляющимися пузырьками воздуха.
– Пускать мыльные пузыри.
– Дуть на свечку при высунутом языке и задуть ее.
– Сдувать с кончика языка бумажку, кусочек бинта или ваты.
– Дуть на бутылочку с высунутым языком.
Приложение 6
Протокол обследования детей подготовительной группы с использованием (МВРД).
№ |
Ф.И. |
Рядоговорение |
Ритмы |
Кулак-ребро-ладонь |
Цифровые ряды |
Итоговый балл | ||||||
Времена года |
Дни недели |
простые |
сложные |
Прямой счет |
Обратный счет | |||||||
1 |
В.К |
+ |
- |
+ |
- |
0б |
5 ц |
3 ц |
4 б | |||
2 б |
2 б |
0 б | ||||||||||
2 |
П.С. |
+ |
- |
+ |
- |
0 б |
4 ц |
2 ц |
6 б | |||
2 б |
2 б |
2 б | ||||||||||
3 |
И.Б. |
+ |
- |
+ |
- |
2 б |
4 ц |
2 ц |
8 б | |||
2 б |
2 б |
2 б | ||||||||||
4 |
А.К |
+ |
+ |
+ |
- |
0 б |
5 ц |
3 ц |
2 б | |||
0 б |
2 б |
0 б | ||||||||||
5 |
И.К. |
+ |
- |
+ |
- |
2 б |
3 ц |
1 ц |
9 б | |||
2 б |
2 б |
3 б | ||||||||||
6 |
В.Т. |
+ |
- |
+ |
- |
2 б |
3 ц |
0 ц |
9 б | |||
2 б |
2 б |
3 б | ||||||||||
7 |
А.М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 б |
5 ц |
4 ц |
0 б |
Тестовое задание |
7 человек, экспериментальная группа |
7 человек, контрольная группа | |
количество детей, справившихся с заданием | |||
рядоговорение |
времена года |
4 |
7 |
дни недели |
4 |
5 | |
ритмы |
простые |
5 |
6 |
сложные |
0 |
4 | |
цифровые ряды |
прямой счет |
3 |
7 |
обратный счет |
0 |
5 |