Методические рекомендации по предупреждению нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены и использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по теме исследования;
тестирование;
изучение и анализ документации;
Гипотеза исследования - подбор специальных методик способствующих максимальной коррекции и предупреждению дисграфии будет эффективным если:
-использовать в работе с детьми дошкольного возраста специально подобраный комплекс упражнений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава1. Психолого-педагогическое обоснование
методических рекомендаций по предупреждению нарушений письма
у детей с ОНР дошкольного возраста …………………………………………..7
Понятие и структура письма как вида письменной речи………….7
Факторы риска по нарушениям письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ………………………………………13
Современные представления о дисграфии………………………...20
Систематизация логопедических методик по предупреждению нарушений письма у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях общеразвивающей группы………………..……………...31
Выводы по 1 главе ……………………………………………………………....37
Глава 2. Методические рекомендации по предупреждению
нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР………………………………………………………………………….38
2.1. Организация и методы выявления предпосылок нарушения письма у детей с ОНР дошкольного возраста …………………................................38
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………...46
2.3. Методические рекомендации по предупреждению
нарушений письма у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях общеразвивающей группы ………………………. ………………………49
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………57
Заключение ……………………………………………………………………...58
Список литературы ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Выпускная работа.docx

— 2.57 Мб (Скачать файл)

Затем следуют движения в противоположном направлении.

 

«Змейки»

Представить, что пальцы рук это маленькие змейки. Они могут двигаться: извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз.

 

«Бусинка»

Длительная сортировка бусинок и нанизывание их на нитку.

 

«Поклон пальчиками»

Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца.

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем – другой.

 

«Карандаши»

Положить на стол 10-15 карандашей, затем собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Так же, по одному, выложить карандаши на стол.

 Упражнение выполняется  сначала одной рукой, затем –другой.

 

Игра «Перемены»

С детьми разучиваются позиции пальчиков, описанные ниже: «Крючки», «Цепочка», «Слоник», «Тяни-толкай», «Мячик», «Домик», «Цветок».

Для 4-5-летних детей  достаточно  4  позиций,  для 6-7-летних  детей –5-6 позиций.

Сначала дети вслед за взрослым несколько раз повторяют позиции пальцев, чтобы запомнить их. Затем выполняют условия игры:

Вместо «Цепочки» делаем «Крючки», вместо «Крючков» - «Цепочки». Остальные – так, как есть.

Игра начинается медленно, затем ее темп увеличивается.  Если дети после нескольких повторений не сбились, следует замена условия на новое, более сложное. Например:

Вместо «Слоника» - «Домик», вместо «Домика» - «Мячик», вместо «Мячика» - «Слоник», а на «Цветок» - запрет! (то есть одну из пальцевых позиций повторять не нужно)

Детям 4-5 лет при определенной тренировке доступна «5-шаговая» перемена; будущие первоклассники справляются с 7 переменами и сами предлагают новые пальцевые фигуры и новые задания, например: «Вместо «Домик» - замри!».

 

 

«Крючки»

Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом.

 

 

«Цветочки»

Сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук дети образуют колечки и сцепляют их.

 

 

«Слоники»

Правую ладонь поставить на выпрямленную левую: указательный и безымянный пальцы –передние ноги слона; большой и мизинец –задние; вытянутый средний палец –хобот.

 

«Тяни-толкай»

Ладони в горизонтальном положении соприкасаются тыльными сторонами. Средний и безымянный пальцы нижней руки направлены вверх, а те же пальцы те же пальцы верхней руки направлены вниз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Артикуляционная гимнастика

 

 

Упражнения для губ

 – Поочередно складывать  губы в трубочку и растягивать  в улыбку.

 – «Причесывать» верхними  зубами нижнюю губу.

 – Втягивать обе  губы в рот.

 – Втягивать углы  рта поочередно.

 – Вытягивать губы  вперед «хоботком».

 – Вытягивать губы  вперед «хоботком» и выполнять  круговые движения по часовой  стрелке и против часовой стрелки.

 – Подуть сквозь  сомкнутые губы.

 – Покусывать поочередно  верхними зубами нижнюю губу  и нижними –верхнюю.

 – С присвистом  втягивать губы, имитируя поцелуй.

 – Чмокать губами.

 – Беззвучно произносить  звуки: [а-о-и-у-ы-у-и-о-а].

 – Быстро и четко  повторять звуки: [п]:[п-п-п]; [м]:[м-м-м]; [б]:[б-б-б].

 – Положить на губы  бумажку и сплевывать ее.

 – Удерживать губами  резиновое или пластмассовое  кольцо.

 – Удерживать губами  узкую соломинку, трубочку пошире, затем трубочку большего диаметра.

 – Сосать жидкость  через трубочку.

 

 

 

 

 

Упражнения для нижней челюсти

 – Поочередно то  открывать, то закрывать рот.

 – Опускать нижнюю  челюсть вниз и в этом положении  удерживать ее 5 секунд.

 – Медленно открыть  рот, подержать его в таком  положении несколько секунд, затем  медленно закрыть.

 – Имитировать зевание.

 – Рот приоткрыть, затем полуоткрыть, открыть как  можно шире, затем также поэтапно  закрыть.

 – Сидя за столом, положить локти на стол, голову  опустить  на руки, прижав подбородок  к ладоням. Медленно открывать  и закрывать рот.

 

 

Упражнения для языка

(выполняются при открытом  рте)

 – Положить широкий  язык на нижнюю губу, удерживать  язык в таком положении несколько  секунд.

 – Положить узкий  язык на нижнюю губу, удерживать  язык в таком положении несколько  секунд.

 – Поочередно касаться  кончиком языка углов рта.

 – Поднимать язык  к верхней губе.

 – Поднять язык  к верхней губе и опустить  на нижнюю.

 – Касаться кончиком  языка верхних зубов.

 – Касаться кончиком  языка области за верхними  передними зубами –альвеол.

 – Поочередно высовывать  язык изо рта и убирать обратно.

 – Присасывать язык  к нёбу и удерживать 5 секунд.

 – Прищелкивать языком.

 – Широким языком  облизывать верхнюю губу.

 – Широким языком  облизывать нижнюю губу.

 – Проводить кончиком  языка по верхушкам зубов по  кругу в обе стороны.

 –  «Почистить» зубы  с внутренней стороны языком.

 – «Колоть» поочередно  языком правую и левую щёки  с внутренней стороны.

 – Поочередно зажимать  широкий язык губами и зубами.

 – Вылизывать столовую, десертную и чайную ложки.

 – Снимать кончиком  высунутого языка каплю с ложки.

 – Сворачивать язык  трубочкой, а потом распластывать  на нижней губе.

 

 

Упражнения для мягкого нёба

 – Широко открыть  рот и произнести звук [а].

 – Проглатывать слюну  при закрытом рте и сомкнутых  губах.

 – Проглатывать несколько  капель воды  из пипетки.

 – Зевать.

 – Глотать слюну  при широко открытом рте.

 – Покашливать.

 

 

Жевательные упражнения

Жевательные упражнения активизируют движения всех артикуляторов, развивают навыки перехода от одной артикуляционной позы к другой.

 – Жевать с широко  открытым ртом.

 – Жевать и говорить  одновременно.

 – Жевать и считать  вслух одновременно.

 – Жевать и пропевать  гласные звуки: [а-о-у-и-ы-э].

 – Жевать, высовывая  язык изо рта.

 – Жевать, активно  двигая губами и языком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Упражнения для тренировки речевого дыхания

 – Надуть щеки и  удерживать набранный воздух.

 – Втянуть щеки  и расслабить их.

 – Надуть щеки и  резко надавить на них пальцами (воздух выпустить сквозь губы).

 – «Полоскать» воздухом  рот, перекатывая его за надутыми  щеками.

 – Выдувать воздух  поочередно то из одного, то  из другого угла рта.

 – Легко дуть на  перо, лежащее на столе.

 – Дуть на ватку, лежащую на гладкой поверхности, чтобы ватка двигалась.

 – Дуть на бумажную  ленту, чтобы она трепетала.

 – Дуть на лист  бумаги, постепенно отдаляя его  от губ.

 – Дуть на конфетти, чтобы оно взлетало и опускалось  на поверхность.

 – На выдохе медленно  произносить гласные.

 – Дуть на свечу, чтобы пламя мерцало.

 – Дуть на легкие  пластиковые или бумажные игрушки, плавающие на воде.

 – Дуть в воду  через трубочку, следя за появляющимися  пузырьками воздуха.

 – Пускать мыльные  пузыри.

 – Дуть на свечку  при высунутом языке и задуть  ее.

 – Сдувать с кончика  языка бумажку, кусочек бинта  или ваты.

 – Дуть на бутылочку  с высунутым языком.

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

                                                                                                             Приложение 7

Протокол обследования детей подготовительной группы с использованием (МВРД).

Ф.И.

Рядоговорение

Ритмы

Кулак-ребро-ладонь

Цифровые ряды

Итоговый балл

Времена года

Дни недели

простые

сложные

Прямой счет

Обратный счет

1

В.К

+

-

+

-

5 ц

3 ц

4 б

2 б

2 б

0 б

2

П.С.

+

-

+

-

0 б

4 ц

2 ц

6 б

2 б

2 б

2 б

3

И.Б.

+

-

+

-

2 б

4 ц

2 ц

8 б

2 б

2 б

2 б

4

А.К

+

+

+

-

0 б

5 ц

3 ц

2 б

0 б

2 б

0 б

5

И.К.

+

-

+

-

2 б

3 ц

1 ц

9 б

2 б

2 б

3 б

6

В.Т.

+

-

+

-

2 б

3 ц

0 ц

9 б

2 б

2 б

3 б

7

А.М.

+

+

+

+

0 б

5 ц

4 ц

0 б


    

                                                                                                   Приложение 8

Тестовое задание

7 человек, экспериментальная  группа

7 человек, контрольная  группа 

 

количество детей, справившихся с заданием

рядоговорение

времена года

4

7

дни недели

4

5

ритмы

простые

5

6

сложные

0

4

цифровые ряды

прямой счет

3

7

обратный счет

0

5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методические рекомендации по предупреждению нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР