Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:23, дипломная работа
- Формирование представления об особенностях проектирования предметно-пространственной среды, обеспечивающее гармоничное развитие детей дошкольного и школьного возраста.
Пояснительная записка
1. Развитие изобразительных и художественных способностей.
2. Исторические аспекты развития орнамента
3. Орнаментальная композиция и особенности ее построения
4. Типы орнамента
5.Виды орнамента
6. Семантика орнаментального языка
Композиция — это язык художественного произведения.
Образы
орнаментального искусства
К
выразительным средствам
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.
По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.
Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.
Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху
(15—10 тыс.
лет до н. э.). Основанный на
неизобразительной символике,
В
трудах современных исследователей
истории появления, бытования и
использования орнамента особое
внимание уделяется мотиву спирали.
«Можно предположить, что для древних
этот знак не что иное, как своеобразная
всеобъемлющая формула, такая, какой для
нас, например, является эйнштейновская
Е = mс2. Из спирали древние
черпали азбуку своих первых абстрактных
понятий, и спираль воплощала основные
закономерности природы, взаимосвязь
их, логическое мышление, философию, культуру
и мировоззрение древних. ...В 1698 году швейцарский
математик Якоб Бернулли произвел над
спиралью... хирургическую операцию: разрезал
ее пополам, через центр, выпрямил получившиеся
отрезки и получил некую гармоническую
шкалу, поддающуюся математическому анализу!
Так родился знаменитый закон "Золотого
сечения", или, как его называют математики,
"Закон Золотого числа"»
Орнамент со времен своего возникновения и поныне остается одним из основных средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из глины, стекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.
Характерная черта всякого орнамента — неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на соответствующем отрезке времени. Специфика его проявляется не только в органической связи рисунка с оформляемым изделием, назначением последнего — она находит свое выражение в композиционном построении орнамента.
Говоря
о принципах орнаментации тех
или иных изделий декоративного
искусства, мы прежде всего обращаем
внимание на эстетическую сторону рисунка,
на особенности его
Композиция (от лат. compositio) — это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.
Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением изделия.
Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня.
Бытует мнение, что композиция — предмет индивидуальный, зависящий от интуиции художника, и не может быть учебной дисциплиной, как, к примеру, рисунок или живопись. Но при более пристальном рассмотрении этого вопроса оказывается, что как раз живопись имеет меньше точных положений, чем композиция в своих достаточно устойчивых правилах и закономерностях, на которых она зиждется.
Многие считают, что композиция не подлежит научно- методическому обоснованию, несмотря на то, что именно композиция любого вида изобразительного искусства заранее обдумывается. Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех видов изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого; правила статики и динамики (покоя и движения в пластическом решении композиции); правила ритма — закономерного чередования больших и малых форм; и ряд других.
Для орнамента и орнаментальной композиции характерны два состояния: относительный покой и движение. Статика и динамика — первооснова всех закономерностей орнаментального искусства. Главная причина возникновения и проявления специфических противоречий в орнаментальном искусстве заключается в возможности быть рядом этим двум состояниям.
Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм и т. п. определяют выразительность композиции.
Вопросы соразмерности величин могут быть решены только двумя способами:
- делением на равные части;
- делением на неравные части (целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей).
Статические композиции (и орнаментальные мотивы) основываются на принципе симметрии, одинаковости; динамические — на принципе асимметрии, противопоставления.
Положительный результат работы художника - орнаменталиста во многом зависит от знания им законов орнаментальной композиции и умелого использования этих законов в своей работе. Вот основные из них:
Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой. Эта соразмерность может быть основана на равенстве или противопоставлении любых характеристик орнаментальных мотивов и элементов.
Пропорциональные отношения всегда играли особо важную роль в архитектуре. Прежде всего, надо назвать золотое сечение.
Закон соподчинения — разное звучание выразительных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им второстепенных.
Закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.
Закон трехкомпонентности, смысл которого заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три разных интервала между мотивами) и периодически их повторять. Число «три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно чет- ко определить разнообразие какого-либо явления.
Закон контраста — взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные свойства, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества.
Правило группирования следует из закона контраста. Оно формируется следующим образом: части, подобные по размерам, форме, цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое.
Закон орнаментального контрапункта — построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов, путем соединения их в целостный орнаментальный образ.
Закон
простоты — максимальной убедительности
и выразительности
Виды
орнамента
На протяжении всей истории искусства можно встретить различные виды орнамента. У каждого народа, а иногда даже отдельной его части, может быть, свой орнамент.
Мотивы орнамента могут быть из различных областей и сфер, например из геометрии, фауны, флоры; они могут быть очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Мотив, в орнаменте – это его часть, главный его элемент. Мотив может состоять из одного элемента или из многих, оформленных в единое целое.
Чаще всего мастера сами создавали для своих произведений орнаментальные мотивы. Зачастую художникам удавалось создавать новые оригинальные образцы орнаментов, благодаря умелому использованию мотивов и разнообразию приемов варьирования различных форм.
В истории средневекового орнамента большая роль отводится искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих ислам. Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу «horreur vacui» (боязнь пустоты). В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи — пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь.
Информация о работе Методическое обеспечение по дисциплине предметно-пространственная среда детства