Методическое обеспечение по дисциплине предметно-пространственная среда детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:23, дипломная работа

Краткое описание

- Формирование представления об особенностях проектирования предметно-пространственной среды, обеспечивающее гармоничное развитие детей дошкольного и школьного возраста.

Содержание

Пояснительная записка

1. Развитие изобразительных и художественных способностей.

2. Исторические аспекты развития орнамента

3. Орнаментальная композиция и особенности ее построения

4. Типы орнамента

5.Виды орнамента

6. Семантика орнаментального языка

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом маша.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

Композиция  — это язык художественного произведения.

    Образы  орнаментального искусства могут  передаваться на условном символическом  языке или же сами представлять собой  символические образы орнаментального  искусства, способные выразить эмоционально-смысловое и образное содержание.

    К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются в то же время элементами композиции.

   Орнамент  — один из древнейших видов изобразительной  деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

   По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения  гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

   Тоже  самое относится и к украшению  одежды. Магические знаки на ней  оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.

   Но  ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи  орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху

(15—10 тыс.  лет до н. э.). Основанный на  неизобразительной символике, орнамент  был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм  круга, полукруга, овала, спирали,  квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.

    В трудах современных исследователей истории появления, бытования и  использования орнамента особое внимание уделяется мотиву спирали. «Можно предположить, что для древних  этот знак не что иное, как своеобразная всеобъемлющая формула, такая, какой для нас, например, является эйнштейновская Е = mс2. Из спирали древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий, и спираль воплощала основные закономерности природы, взаимосвязь их, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних. ...В 1698 году швейцарский математик Якоб Бернулли произвел над спиралью... хирургическую операцию: разрезал ее пополам, через центр, выпрямил получившиеся отрезки и получил некую гармоническую шкалу, поддающуюся математическому анализу! Так родился знаменитый закон "Золотого сечения", или, как его называют математики, "Закон Золотого числа"»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Орнаментальная  композиция и ее  особенности. 

    Орнамент  со времен своего возникновения и поныне остается одним из основных средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из глины, стекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.

    Характерная черта всякого орнамента —  неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на соответствующем отрезке времени. Специфика его проявляется не только в органической связи рисунка с оформляемым изделием, назначением последнего — она находит свое выражение в композиционном построении орнамента.

    Говоря  о принципах орнаментации тех  или иных изделий декоративного  искусства, мы прежде всего обращаем внимание на эстетическую сторону рисунка, на особенности его композиционного  решения.

    Композиция (от лат. compositio) — это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.

    Орнаментальная  композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением изделия.

    Композицию  нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить  теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы  в соответствии с духом сегодняшнего дня.

    Бытует  мнение, что композиция — предмет  индивидуальный, зависящий от интуиции художника, и не может быть учебной  дисциплиной, как, к примеру, рисунок  или живопись. Но при более пристальном  рассмотрении этого вопроса оказывается, что как раз живопись имеет меньше точных положений, чем композиция в своих достаточно устойчивых правилах и закономерностях, на которых она зиждется.

    Многие  считают, что композиция не подлежит научно- методическому обоснованию, несмотря на то, что именно композиция любого вида изобразительного искусства заранее обдумывается. Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех видов изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого; правила статики и динамики (покоя и движения в пластическом решении композиции); правила ритма — закономерного чередования больших и малых форм; и ряд других.

    Образы  орнаментального искусства могут  передаваться на условном символическом  языке или же сами представлять собой символические образы орнаментального искусства, способные выразить эмоционально-смысловое и образное содержание.
    Правила и законы построение композиции

    Для орнамента и орнаментальной композиции характерны два состояния: относительный  покой и движение. Статика и динамика — первооснова всех закономерностей орнаментального искусства. Главная причина возникновения и проявления специфических противоречий в орнаментальном искусстве заключается в возможности быть рядом этим двум состояниям.

    Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм и т. п. определяют выразительность композиции.

    Вопросы соразмерности величин могут  быть решены только двумя способами:

- делением на равные части;

- делением  на неравные части (целое так  относится к большей части,  как большая часть к меньшей).

Статические композиции (и орнаментальные мотивы) основываются на принципе симметрии, одинаковости; динамические — на принципе асимметрии, противопоставления.

    Положительный результат работы художника - орнаменталиста во многом зависит от знания им законов  орнаментальной композиции и умелого  использования этих законов в  своей работе. Вот основные из них:

    Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой. Эта соразмерность может быть основана на равенстве или противопоставлении любых характеристик орнаментальных мотивов и элементов.

    Пропорциональные  отношения всегда играли особо важную роль в архитектуре. Прежде всего, надо назвать золотое сечение.

    Закон соподчинения — разное звучание выразительных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им второстепенных.

    Закон соподчинения в штучных композициях  трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько  орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.

    Закон трехкомпонентности, смысл которого заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три разных интервала между мотивами) и периодически их повторять. Число «три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно чет- ко определить разнообразие какого-либо явления.

    Закон контраста — взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные свойства, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества.

    Правило группирования следует из закона контраста. Оно формируется следующим образом: части, подобные по размерам, форме, цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое.

    Закон орнаментального  контрапункта — построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов, путем соединения их в целостный орнаментальный образ.

Закон простоты — максимальной убедительности и выразительности орнаментального образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  орнамента 

      На протяжении всей истории искусства можно встретить различные виды орнамента. У каждого народа, а иногда даже отдельной его части, может быть, свой орнамент.

  Мотивы орнамента могут быть из различных областей и сфер, например из геометрии, фауны, флоры; они могут быть очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Мотив, в орнаменте – это его часть, главный его элемент. Мотив может состоять из одного элемента или из многих, оформленных в единое целое.

  Чаще всего мастера сами создавали для своих произведений орнаментальные мотивы. Зачастую художникам удавалось создавать новые оригинальные образцы орнаментов, благодаря умелому использованию мотивов и разнообразию приемов варьирования различных форм.

   Древний Египет

    В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными  религиозными представлениями и  символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декодирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью. Арабы

    В истории средневекового орнамента  большая роль отводится искусству  арабов, а затем и других национальностей, исповедующих ислам. Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу «horreur vacui» (боязнь пустоты). В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи — пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь.

Информация о работе Методическое обеспечение по дисциплине предметно-пространственная среда детства