Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:23, дипломная работа
- Формирование представления об особенностях проектирования предметно-пространственной среды, обеспечивающее гармоничное развитие детей дошкольного и школьного возраста.
Пояснительная записка
1. Развитие изобразительных и художественных способностей.
2. Исторические аспекты развития орнамента
3. Орнаментальная композиция и особенности ее построения
4. Типы орнамента
5.Виды орнамента
6. Семантика орнаментального языка
Аналогично и модели подразделяют на вида:
модель, «рожденная» первым типом соответствия, тождественна элементам, свойствам: комплексам свойств, которые художник стремится изучить в объекте. Такого рода моделями являются, например, художественные образы реалистической живописи; модель, «рожденная» вторым типом соответствия, отличается от объекта настолько, что отличия делают очевидными те ее стороны и характеристики, которые определяют модель в качестве заместителе комплекса тождественных объектов. В этом случае модели соответствуют образам орнаментального искусства. О соответствии второго типа и о моделях второго вида следует сказать подробнее. прежде всего об образах, рожденных моторным отражением. «Это — сложный процесс, основе которого лежит способность воспринимать ряд ритмических раздражителей в внутренней связи и реагировать на них, с одной стороны, эмоциональным возбуждением той или иной степени и формы., а с другой, — воспроизведением данных раздражителей или по крайней мере стремлением к их воспроизведению» (Далее — образы, полученные в результате частичного абстрагирования (абстрагирование является методом моделирования в орнаменте).
Процесс абстрагирования предполагает рассмотрение в объекте части признаков или свойств, а также комплекса признаков и свойств в подобных объектах. Совокупность (осваиваемых признаков и будет абстракцией данного объекта или нескольких подобных объектов. Здесь важно отметить, что законы (орнаментального искусства формируются в языке условно-символическом, а сами орнаментальные образы часто представляют совой символические изображения, символы или систему символов. Между символическими изображениями орнамента и отображаемой в них действительностью нет «чувственно воспринимаемого подобия» (как в образных представлениях живописи). В отличие от живописи, где в моделях воспроизводятся характерные черты, особенности объектов или их элементов, в орнаментальном искусстве законы построения образов включают отражение особых связей между элементами базисного объекта. Многовековая практика создания орнаментов сформировала потребность хранить информацию (знания, полученные о внешнем объекте) в особых знаках. Профессиональные знаки орнаментального искусства можно подразделить на четыре группы: знаки-следы, иконические знаки, схематические и символические (классификация по А. И. Ракитову).
Моторное отражение действительности формирует знак-след. Он является результаты физического взаимодействия двух систем — внешнего мира и мозга человека. Можно предположить, что образы точечного геометрического орнамента (нулевая абстракция мышления), существующие в неизменном виде тысячелетия и воспроизводимые заново во множестве тождественных вариантов, являются изоморфной моделью простейших элементов, которые поступили в мозг в качестве призывной сигнальной информации.
Иконические знаки обнаруживают портретное сходство с объектами, они дают знание о внешнем виде, о расцветке и геометрической форме изображаемого предмета (но не обо всех его свойствах и чертах), рис. 40.
Схематические знаки, в отличие от иконических, содержат в себе высокую степень обобщения реальных объектов и определяют образы геометрического подобия.
Наконец,
символические знаки являются средством
выражения, хранения и передачи знания.
Между профессиональным знаком — символом
и тем объектом, который он воспроизводит,
нет ни сходства, ни подобия, но есть особое
отношение, обозначающее
содержание объекта.
Цветовая символика
Символика цвета опирается на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, нередко довольно простые: зеленое – весна, пробуждение, надежда; синее – небо, чистота; желтое – солнце и жизнь; красное – огонь и кровь; черное – темнота, страх, неясность, смерть. Такая мотивировка вызвана обыденным опытом, который дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями.
Смысл геральдических цветов:
Необходимо отличать понятие цвета как выражения эмоционального состояния от понятия цвета символа. Цвет, безусловно, связан с культурой, и каждая культура имеет свою систему символов. Эта истина хорошо известна по искусству средневековья, в которой церковь предписывала художникам цветовые каноны, поэтому изучение цвета станет тем эффективнее, чем теснее она будет связана с историко-культурной средой.
Язык цвета:
Красный цвет подобен крику. Те, кому довелось прочесть роман модного турецкого писателя Орхана Памука, вспомнят яркую характеристику, данную Красным цветом самому себе: « Я счастлив, что я красный! У меня нутро горит, я уверен в себе, я заметен, я знаю, что меня трудно одолеть. Я не прячусь: для меня главное – не тонкость, изящество и нежность, а решимость и воля. Я выступаю открыто. Я не боюсь других цветов, теней, нагромождений или одиночества. Там, где появляюсь я, глаза сверкают, страсти кипят, брови поднимаются, сердца учащенно бьются. Жизнь начинается со мной, и все возвращается ко мне.
Желтый цвет самый легкий и веселый, он внушает чувство радости, праздничное настроение, побуждает к общению, новым знакомствам и снимает психологическое напряжение. Желтый побуждает интерес к внешнему миру и активной деятельности. Он лучше других цветов влияет на зрение, а также отлично действует на пищеварение. В то же время желтый цвет может приобрести негативный оттенок легкомысленности, непостоянства, измены и предательства, ведь из всех цветов он ближе всего к золоту.
Зеленый цвет – это свежесть природы, он успокаивает и даже гипнотизирует. Зеленый – антипод красного, так как снижает накал эмоций, растягивает время, отдаляет предметы. Зеленый цвет обладает способностью концентрировать внимание и обострять зрение, недаром его так любят использовать для абажуров библиотечных ламп, для сукна на письменных и бильярдных столах. Зеленый немного повышает работоспособность, зато долго не дает ей снизиться. Этот цвет способен приземлить мечтателей, витающих в облаках.
Синий
и голубой цвета – они оказывают
расслабляющее, успокаивающе действие.
В бездонной синеве растворяются тревожные
предчувствия. Синий – цвет самосозерцания
и самоуглубления, он завораживает чувства
и мысли, замедляет бег времени, раздвигает
границы пространства. Недаром в мусульманской
архитектуре купола и своды синего цвета:
он позволяет ощутить себя частицей Вселенной
и вечности. Однако в избытке синий может
«переохладить», навеять легкую печаль
или же создать ощущение подавленности.
Цвет в орнаментальной композиции
Орнаментальная композиция, много элементарная и многоцветная, всегда представляет собой сложное явление в области искусства. Соблюдение в художественном произведении закона единства содержания и формы является основным условием его целостности, диалектического единства всего произведения и его частей. Только когда идейно-эмоциональное содержание и художественная форма гармонично сочетаются друг с другом, можно говорить о художественном произведении. При отсутствии художественной убедительности, эмоционального воздействия на человека пропадает и смысл самой идеи, которую художник хотел создать.
В
своей практической работе над композицией
художник все время вынужден активно
решать, что главное и что
Цвет, общий колорит композиции - одно из главных выразительных средств орнаментального рисунка, которое обладает большой силой эмоционального воздействия на человека. Важно подчеркнуть, что выразительность и богатство колорита орнамента непосредственно зависят от хроматического контрастрирования цветов. Чтобы получить богатый сложный цвет на отдельных участках композиции, в отдельных орнаментальных мотивах следует локальный цвет как бы разложить на составные части, на оттенки, контрастирующие между собой. Хроматический контраст можно выразить противопоставлением теплого и холодного оттенков цветов.
Светлотный контраст более активен по сравнению с цветовым. Этот факт приобретает особое значение в сложных многоцветовых композициях.
«Агрессивность» светлотного контраста требует осторожного с ним обращения, в первую очередь в композиции, где преобладает тонкий колорит слабонасыщенных цветов. Активность светлотного контраста неизбежно ведет к ослаблению звучания цветовых отношений, и данную закономерность надо иметь в виду.
1.6Личностно-
Ряд работ по проблеме исследования посвящены анализу научно-психологической и педагогической литературы (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, И. И. Резвицкий, С. А. Рубинштейн, С. Т. Шатский и т. д. ), в них нашли отражение различные взгляды на понимание природы творческой деятельности личности. Здесь же содержится теоретическое обоснование тех аспектов проблемы, которые являются наиболее значимыми для решения первостепенных задач активизации творческого развития личности студентов в процессе изучения дисциплин декоративно-прикладного искусства с применением орнаментальной композиции.
Группа
художественно-изобразительных
Так в психологическом словаре дается конкретная формулировка изобразительных способностей:
Изобразительные способности - свойства личности, которые имеют важное значение для успешной изобразительной деятельности, художественного творчества. Структуру изобразительных способностей составляют ведущие, опорные и вспомогательные свойства способностей.
К
ведущим свойствам относятся: художественное,
абстрактное мышление и творческое
воображение, свойство зрительной памяти,
развитое эмоциональное отношение
к воспринимаемому и
К опорным относятся:
а) высокая природная чувствительность зрительного анализатора, совершенствующаяся в процессе художественной деятельности и обеспечивающая передачу пропорций, особенностей объемной и плоской формы, пространственных отношений, светотени, ритма, цвета, гармоничности тона и цвета, перспективных сокращений объемных предметов, движения;
б) сенсомоторные качества художника.
К вспомогательным относятся:
- умение
передавать в изображении
Существенное значение для успешного формирования изобразительных способностей имеет своевременное их выявление и дальнейшее развитие.
Одним из важных критериев развития художественно-изобразительных способностей является развитие творческих способностей студентов по средствам художественно-изобразительной деятельности.
Чтобы определить условия развития творческих способностей для начала нужно разобрать такие понятия как развитие, творчество, творческая деятельность, принципы реализации творческой деятельности и определить критерии творческой деятельности.
В психологии развитие - это процесс количественных и качественных изменений. У человека на протяжении жизни происходят физические, психологические и социальные изменения. Движущими силами развития является противоречие: внутреннее (между потребностями человека и его возможностями), внешние (между существующими нормами и поведением человека).
Информация о работе Методическое обеспечение по дисциплине предметно-пространственная среда детства