Методическое обеспечение по дисциплине предметно-пространственная среда детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:23, дипломная работа

Краткое описание

- Формирование представления об особенностях проектирования предметно-пространственной среды, обеспечивающее гармоничное развитие детей дошкольного и школьного возраста.

Содержание

Пояснительная записка

1. Развитие изобразительных и художественных способностей.

2. Исторические аспекты развития орнамента

3. Орнаментальная композиция и особенности ее построения

4. Типы орнамента

5.Виды орнамента

6. Семантика орнаментального языка

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом маша.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

   Эвристический метод направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Педагог включает учащегося в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (например, педагог сообщает факты – выводы делают студенты; педагог ставит проблему – гипотезу выдвигают ученики).

   Эвристический или частично поисковый метод является предпосылкой успешного применения исследовательского метода, предполагающего самостоятельное решение целостных задач.

   Вышеизложенные методы, их последовательное комплексное сочетание в педагогическом процессе ориентированы на организацию познавательной деятельности с постепенным увеличением доли самостоятельности и творчества студентов.

   Применительно к изобразительной деятельности используются методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые. Ведущее значение имеют наглядные, так как они соответствуют специфике изобразительной художественной деятельности как форме наглядно образного отражения окружающего мира. Рассмотрение этих методов важно, особенно во взаимосвязи их с общедидактическими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Виды  раппортной композиции

    Среди многообразия орнаментальных композиций чаще всего встречаются раппортные композиции с открытой структурой, в которых тот или иной орнаментальный мотив (простой или более сложный) периодически повторяется через одинаковые интервалы в горизонтальном или вертикальном направлениях. Наибольшее распространение раппортные рисунки получили при орнаментации тканей, а также в архитектурном декоре и облицовочной поливной керамике.

    Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку — конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил название сплошного сетчатого, или коврового, раппорта (ковры, ткани, мозаики, обои и т. п.). В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т. е. в прямоугольник или ромб.

      Кроме раппортной, существует и  другая разновидность орнаментальной композиции — штучная замкнутая композиция, в которой раппортное повторение через равные интервалы одинаковых мотивов заменяется более сложной ритмической организацией чаще всего неодинаковых элементов, расположенных на разных расстояниях один от другого, например, головные платки, панно, гобелены и т. п.

    Форма раппорта

    Из  вышесказанного следует, что по форме  существует несколько разновидностей раппорта. Самая распространенная —  это прямоугольная форма. В принципе же раппортом может служить не только прямоугольная, но и любая другая форма, способная без промежутков заполнить декорируемую поверхность. В связи с разными композиционными задачами соотношение между высотой и шириной раппорта можно менять.

Существуют  раппорты и сложной формы. Построение таких раппортов облегчает решение некоторых композиционных задач. Например, если в раппорте приходится размещать много мотивов в различных динамических движениях, тогда сложная форма его позволяет обеспечить незаметный переход мотивов на стыках с соседними раппортами. Раппорты сложной формы в промышленности практически не применяются.

     Линейный  орнамент.

Ритм  – одно из важнейших художественных средств создания произведения декоративно-прикладного искусства, он в значительной степени определяет характер композиции.

      Орнамент  с повторяющимися элементами построен ритмически, т.е. в нем можно наблюдать  закономерное чередование соизмеримых  элементов рисунка способствующих достижению ясности и выразительности  композиции, четкости ее восприятия. Ленточный  орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и органичен с двух сторон – сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр, кайму.

        Фриз представляет собой орнаментальную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены, либо внутри, либо снаружи здания.

      Бордюр  – полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.

      Кайма – узкая полоса, обрамляющая плоскость, широко применяемая на скатертях, коврах, посуде.

     Ритмическое построение линейного орнамента:

а)  параллельный  перенос; 
б)  зеркальная  симметрия   с  вертикальной  осью; 
в)  зеркальная  симметрия  с   горизонтальной   осью; 
г)  поворотная  (центральная   симметрия).

      Подобного вида орнамент, образуемые переносом какой-либо фигуры вдоль оси, получают разный характер в зависимости от того, имеет ли фигура собственные оси и плоскости симметрии. Орнамент, размещенный на ограниченных со всех сторон деталях должен подчиняться форме делали, вписывается в нее, а не противоречить ей. Главный является предмет, а орнамент не должен «выпирать» и тем самым разрушать  цельность впечатления.

      Если  же орнамент переходит с одной  плоскости на другую, то в местах поворота или перехода он  должен быть закомпонован так, чтобы поворот или переход был естественен.

     Орнаментальная  полоса развивается по длине. Полосу создают обычно из одной декоративной темы, например из квадратиков,    звездочек,    цветков,    переплетающихся    и    вьющихся    линий.    В   узких    орнаментальных   полосах нецелесообразно использовать фигуры сложного рисунка или вводить две-три орнаментальные темы. Их рисунок выходит запутанным, излишне сложным, плохо читается и, несмотря на большое количество вложенного в него труда, получается художественно неубедительным.

  Для линейного орнамента особое значение имеет расположение полосы на предмете. При горизонтальном расположении полосы оба конца ее художественно равнозначны. На решение концов орнаментальной полосы может оказывать влияние  ее   положение   относительно   оси   симметрии   предмета   или   детали,   где   эта   полоса   находится.   Горизонтально

расположенная  орнаментальная   полоса  должна  иметь замыкающие  элементы,   несколько отличные  от  рядовых.

  Заканчивать такую орнаментальную полосу теми же элементами, что и в середине, неверно. Композиция разрушается и полоса выходит как бы произвольно вырезанной из непрерывной декоративной ленты. Если полоса расположена относительно оси симметрии предмета или детали смещение, то концы ее следует решать по-разному. Один из концов делают более развитым. Если ось симметрии детали проходит посередине полосы, то ее концы композиционно имеют равное значение и могут быть решены одинаково, замыкая тем или иным образом рисунок средней части.

  Для полос, расположенных вертикально, художественное решение будет

правильным, если помимо индивидуальной разработки замыкающих полосу элементов верхний элемент отличается от нижнего. Отсутствие замыкающих элементов допускается  в беспрерывных орнаментальных украшениях. На круглых в плане предметах, например на керамических горшках, вазах, в архитектуре (колонны, цоколи, фризы) мы видим орнаментальные полосы,   не имеющие конечного завершения.

  Линейные  орнаменты, заполняющие поле, следует  отнести к сетчатым, так как  в подавляющем большинстве случаев линии тем или иным образом пересекаются или переплетаются между собой. Отучай концентрического расположения линий, как бы рамка в раме, встречаются редко.

  Орнамент  на прямоугольной  форме:

  1) азербайджанская набойка на шелковых  платках (келагзи). Сочетание растительных и геометрических мотивов. Квадратная поверхность платка с каймой. Цельность вещи подчеркивается орнаментальным выделением центра композиции (кругом, или большим квадратом);

  2) киргизские и войлочные ковры  «шырдак» (ковровое объединение «Кыял»);

  3) декоративное оформление сундуков  у славянских народов (Польша, Чехия, Словакия и др.).

Возможные композиционные схемы построения орнамента  на квадрате,

В первой схеме выделяется центр квадрата, через который можно провести оси симметрии в разных направлениях. Вторая схема показывает возможности построения орнамента, симметричного относительно вертикальной и горизонтальной осей. Третья схема демонстрирует, что основные элементы орнамента расположены на диагоналях квадрата. Четвертая схема фиксирует расположение орнамента только по краю квадрата в виде каймы, без выделения центра. Кроме того, узор может украшать только один из углов квадрата, как это видно на пятой схеме. Возможен и вариант расположения орнамента подобно шестой схеме, а также множество других вариантов. Возможные композиционные схемы построения орнамента на прямоугольнике.

     Орнамент  на круге (диске). Широкое применение формы диска (плоского, выпуклого или вогнутого) в прикладном искусстве. Объяснить, как мастер или художник учитывает особенности круга (у него одна ось, проходящая через центр); орнамент, расположенный концентрическими кольцами, подчеркивает зрительную подвижность круга; розетка (звездчатый орнамент) также подвижна; орнаментальная композиция, построенная с помощью зеркальной симметрии, четко определяет верх и низ, «останавливает» вращение.

    Орнамент  на круге рассматривается на примерах:

  1. росписи на блюдах (Греция, Турция, Индия, Корея и др.);
  2. розетки в резьбе по дереву (Польша, Чехия, Словакия, Франция, Индия и др.);

3) кружевные  салфетки, панно (Россия — региональный  вариант вологодский, Елецкий). Вписанный в круг узор, носит звание розеты.

    Особенности построения сетчатого орнамента  и его виды. Повторяющиеся узоры, основу которых составляют разного варианта сетки, равномерно заполняют плоскость. Математики насчитывают семнадцать принципиальных вариантов. Мотивы сетчатого орнамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название. Формы сетчатого орнамента — квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами.

1. Сетчатый  орнамент как  вид  украшения  жилищ, одежды и мебели,

2. Конструктивное  строение сетчатого орнамента,

3. Особенности  композиции сетчатого орнамента

          Сетчатый орнамент получил распространение при  создании плоскостей с большими поверхностями  украшения, в основном применяют  его при оформлении столярных  изделий крышки стола, дверцы шкафа, крышек коробочек, шкатулок и др.

     Рассматривая  строение сетчатого орнамента, можно  заметить, что в основе его лежит  сетка, а в каждой ее ячейке расположен раппорт, повторяющийся, в остальных  ячейках. Форма ячеек может быть квадратной, прямоугольной, треугольной, ромбической и т. д. Сочетание формы сетки и мотива орнамента называется узлом орнамента. Художественный образ сетчатого орнамента раскрывается в бесконечно повторяющемся ритме его раппортов, в гармонии цветовых сочетаний, образующихся в результате слияния множества повторений в единую стройную систему графической и цветовой композиции, В отличие от полосного в сетчатом орнаменте используется один способ ритмизации -- перенос мотивов по вертикальной или горизонтальной оси. Динамика орнамента выражается геометрической системой построения сетки. Художественная выразительность сетчатого орнамента достигается благодаря контрасту линии и фона за счет разницы в тоне или толщине смежных и пересекающихся линий, а также использования различных видов линий (прямые и кривые).

     Как правило, сетчатый орнамент построен по раппорту, но с композиционным ограничением рисунка, чтобы подход внутренней сетки к. краям и в углах был органичным, а не случайным. Сетка может быть как прямоугольной с пересечением внутренних линий под прямыми углами, так и косоугольной,  где пересечения образуют ромбы. Для сетчатых орнаментов можно использовать переплетающиеся окружности.

При создании композиции сетчатого орнамента  придерживаются такой последовательности работ:

- изучение объекта оформления, его размеров, формы и назначения; подбор и зарисовка натурных образцов для создания вариантов композиции;

- выбор и зарисовка наиболее характерных вариантов композиции узлов орнамента;

- создание  первоначального эскиза композиции  орнамента и его узлов;

выполнение  предварительных вариантов эскиза орнамента в цвете;

Информация о работе Методическое обеспечение по дисциплине предметно-пространственная среда детства