Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:23, дипломная работа
- Формирование представления об особенностях проектирования предметно-пространственной среды, обеспечивающее гармоничное развитие детей дошкольного и школьного возраста.
Пояснительная записка
1. Развитие изобразительных и художественных способностей.
2. Исторические аспекты развития орнамента
3. Орнаментальная композиция и особенности ее построения
4. Типы орнамента
5.Виды орнамента
6. Семантика орнаментального языка
- перенос рисунка узора на чистовик и выполнение окончательного эскиза;
проверка и доработка эскиза.
Замкнутым называют орнамент, который находится в определенных границах, а его основной мотив не распространяется на поле орнамента. По характеру замкнутый орнамент представляет собой геометризованное изображение растительного характера в границах простой формы — квадрат, прямоугольник, треугольник, окружность, ромб и др. В структуре орнамента лежит симметричное построение мотива относительно центра. Возможно композиционное построение в виде зеркальной симметрии. Бывает нарочито асимметричное построение, когда нет ярко выраженной симметрии, но зрительное равновесие достигается равномерным распределением элементов формы,
Построение орнаментальной композиции. Работа над композицией орнамента состоит из нескольких этапов.
Первый – уяснение задачи. От того, насколько правильно понята задача, зависит весь ход дальнейшей работы и ее конечный результат. Композиция орнаментальной полосы зависит от ее местоположения на предмете. Выбор решения зависит от освещенности предмета, уровня обзора, масштаба и размеров предмета.
Второй этап создание схемы полосы, определение тональных и цветовых соотношений и приема выполнения работ. В схеме определяют узловые части орнаментальной полосы, концы полосы, ее внутренний ритм (частота повторений), развитие рисунка относительно осей и положение детали или самого предмета в помещении.
После этого выполняют эскиз. Выбор линейного масштаба зависит от натуральной величины детали. Эскиз разрабатывают на подрамнике с помощью чертежных инструментов. Работа над эскизом начинается с определения размеров полосы на детали и разметки мест узловых элементов. Эскиз обычно делают от руки. Затем форму и размер деталей уточняют, рисунок очерчивают карандашом, тонируют или раскрашивают. Для работы над эскизом следует применять технику аппликации, выклеивая полосовые детали кусками заранее протонированной бумаги. Для рельефных полос можно использовать макетную технику, вводя объемные детали из древесины, пенопласта или бумаги.
Макетирование
имеет целый ряд преимуществ
перед изобразительным
При
работе над эскизом следует
После
отработки эскиза переходят к
вычерчиванию набело, вычерчивая и
прорисовывая детали, обводя линии
тушью и краской или тонируя плоскость.
По чертежу выполняют работу в натуре.
СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ
Пропорция
Все элементы композиции художником, дизайнером в процессе работы приводятся в гармоничное единство посредством применения различных композиционных средств. Главнейшим из них является пропорционирование.
Слово «пропорция» ввел в употребление в I веке до н.э. древнеримский оратор Цицирон, буквально оно означало «соотношение». Пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшим условием гармонии целого и может просчитаться математически.
В математике пропорцией (от лат. ргорогво) называется равенство между двумя отношениями четырех величин в искусстве - пропорции - размерные соотношения элементов формы. С древнейших времен человечество было занято поиском формулы красоты. Математиками и художниками проводились теоретические исследования для нахождения самых совершенных гармонических пропорций. Гармония (от греч. Негтота - связь, стройность, соразмерность) - соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органичное целое. В древнегреческой философии гармония рассматривалась как организованность космоса, противостоящая хаосу, в истории эстетики - как существенная "характеристика прекрасного.
Известный древнегреческий мыслитель и математик Пифагор Самосский (VI в. до н.э.) изучал свойства целых чисел и пропорций. Он хотел «алгеброй проверить гармонию». Пифагор и его последователи считали число как основу всего существующего, а числовые отношения -источником гармонии космоса. Они утверждали, что треугольник есть первоисточник рождения и сотворения различных видов вещей. Отсюда дошла до наших дней теорема Пифагора с его знаменитым треугольником: прямоугольный треугольник с углами в 30, 60, 90 и гармоничным соотношением его сторон.
Кроме того, Пифагор, считал, что квадрат в большей степени, чем любая другая фигура, несет в себе образ «божественной природы». Это была излюбленная им математическая фигура, которая символизировала высокое достоинство, так как прямизна углов передает целостность, а качество сторон способно устоять перед силой. Видимо, те же качества подразумевались и в черном квадрате К. Малевича.
Пропорции можно разделить на две группы: простые (основанные на рациональных числах) и сложные (основанные на иррациональных числах, производных геометрических построений). Простые пропорциональные отношения выражаются простыми числами: 2:3, 3:4, 5:6 - рациональные отношения.
Они содержат в себе модуль, который укладывается целое число раз в каждой величине, составляющей форму. Арифметические отношения применяются в композиции, когда нужно ясно выразить подчиненность частей целому.
К геометрическим, или иррациональным пропорциям, относятся такие соотношения, которые основаны на геометрической закономерности построения.
Примерами такого пропорционального отношения является отношение стороны квадрата к его диагонали.
В период античности наряду с модульной системой пользовались и системой пропорциональных чисел, среди которых значительное место играло соотношение, получившее название «золотое сечение».
«Золотое
сечение» является иррациональным соотношением.
Великому математику Кеплеру принадлежит
следующие высказывание о «золотом сечении»:
«Геометрия обладает двумя великимй~сокровищами.
"Первое - это теорема Пифагора, второе
- деление отрезка в среднем и крайнем
отношении. Первое можно сравнить - с мерой
золота, второе назвать драгоценным камнем».
Термин «золотое сечение» сформулировал немецкий ученый А. Цейзинг в XIX в. и далему следующие определения:
3) «золотое
сечение» господствует в
потому, что оно господствует в природе.
Немецкий
математик Г. Вейль в своей
книге «Симметрия»
Суть этой пропорции состоит в том, что в отрезке, разделенном на две части меньшая часть так относится к большей, как большая относится ко всему отрезку, т.е. к сумме двух частей: а/в=в/а+в.
На основании пропорции з.с. был построен ряд чисел, замечательный тем, что каждое последующие число оказалось равным сумме двух предыдущих: 1,1,2,3,5,8,13,21 и т.д. Этот ряд; открыт итальянским математиком Фибоначчи и называется, поэтому рядом Фибоначчи. Он обладает тем свойством что, отношения между соседними членами по мере возрастания чисел ряда, все более приближаются к О, 618, то есть, к отношению з.с. Пропорции з.с. ученые связывают с развитием органической материи з.с. было обнаружено в объектах живой природы - в строении раковин, дерева, в расположении семян подсолнуха, в строении тела человека, а также его наблюдали в устройстве вселенной, в расположении планет. В отношениях з.с. находятся так же элементы геометрических фигур— пятиугольника, звезды.
В прямоугольнике з.с, стороны находятся в отношении з.с. Этот прямоугольник содержит в себе квадрат и малый прямоугольник з.с. (его большая сторона является малой стороной первоначального прямоугольника.)
Поэтому можно построить прямоугольник з.с. на основании квадрата: сторона квадрата делится пополам, из той точки к вершине приводится диагональ, с помощью которой на стороне квадрата строиться прямоугольник з.с.
Этот малый прямоугольник подобен большому прямоугольнику, составленному из квадрата и малого прямоугольника з.с, то есть оба прямоугольника являются прямоугольника з.с. Иначе говоря, если отсечь от прямоугольника з.с. квадрат, то останется меньший прямоугольник, стороны которого опять будут находится в отношении з.с. Разбивая этот меньший прямоугольник на квадрат и еще меньший прямоугольник, мы опять получим прямоугольник з.с, и так до бесконечности. Если соединить вершины квадратов кривой, то мы получим логарифмическую кривую, бесконечно растущую спираль, которую называют «кривая развития», «спираль жизни», ибо в ней была заложена идея бесконечного развития.
Бесконечное повторение прямоугольника з.с. и квадрата при рассечении прямоугольника з.с. обнаруживает повторение в его частях, что является одним из условий гармонии целого. Это свойство прямоугольника з.с. было обнаружено художниками, и они стали употреблять з.с. как способ гармонизации, способ прогюрционирования. Фидий использовал его при постройке Акрополя (5 век до н.э.)
Греческие ремесленники, создавая гончарные изделия, также применяли з.с. В эпоху Возрождения з.с. использовали не только в зодчестве, скульптуре, живописи, но и в поэзии и музыке. Дюрер, Леонардо да Винчи и его ученик Лука Пачоли применяли з.с. в поисках гармоничных пропорций букв.
Прямоугольник
з.с. мы встречаем в пропорциях средневековых
рукописных книг, и в современной
книге, так как стройные пропорции з.с.
позволяет красиво организовать пространство
книжной страницы и разворота.
Масштабность
Масштабность является важной характеристикой предмета. Большие организмы, так же как и малые обладают своими присущими им особенностями, на основе этого у человека и утвердились определенные представления, отражающие объективную связь между величиной предмета и его строением.
При работе над композицией, на стадии пропорционирования, такое композиционное средство, как масштабность играет-одну из первостепенных ролей.
Соотнесенность размеров и деталей, масс элементов относительно размеров человеческого тела называется масштабностью.
Все объекты предметного мира проектируются в соответствии с размерами человека.
Предметы быта, одежда, архитектура, должны быть масштабны, т.е. соразмерны человеку, так как их назначение - практическое использование.
Масштабность - понятие сложное, значительно более емкое, чем понятие «масштаб», которое является указателем того, во сколько раз изображение на чертеже меньше натурального » размера.
Масштабность определяется не только соразмерностью элементов с размерами человека, но например, в решении среды можно говорить о масштабности сооружения по отношению к соседним объектам, площади, на которой оно находится.
Масштабность может быть качеством не только здания или ансамбля, это качество присуще и крупным пространственным архитектурным образованьям: площадям, улицам, районам, населенным местам. Формирование архитектурного масштаба в значительной степени зависит от природных факторов (большие водные поверхности, горы и др.) Здесь масштабный строй имеет свои закономерности, но строится на тех же принципах.
Здание, решенное в соответствующем ему масштабном строе, не только гармонично, красиво, оно целесообразно. Если масштабный строй не соответствует содержанию здания, его окружению, мы говорим, что здание немасштабно, масштабность нарушена.
Информация о работе Методическое обеспечение по дисциплине предметно-пространственная среда детства