Методы диагностики школьной дезадаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 14:10, контрольная работа

Краткое описание

Для развития концепции социальной работы, воспитания и образования в современных условиях определяющее значение имеют базовые принципы взаимодействия личности, семьи и общества, принятые в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, новым Законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС второго поколения. В новой социально-правовой системе приоритет перед обществом, перед профессиональными целями и интересами отдается ребенку и семье, личностной активности и личностному росту.

Содержание

Введение

1.
Понятие школьной дезадаптации
3
2.
Факторы, влияющие на возникновение школьной дезадаптации:
5
3.
Диагностика школьной дезадаптации
6
4.
Методики диагностики школьной дезадаптации.
8
5.
Коррекционные мероприятия
21

Заключение
23

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольн дезадаптация.docx

— 128.43 Кб (Скачать файл)

Следует отметить и еще одно обстоятельство, также способствующее дезадаптации, — почти полное несовпадение ценностей, культивируемых школой (учение, труд, книги, искусство, природа), и личностных ценностей подростков (деньги, развлечение, одежда).

В итоге воспитательная работа, если она не учитывает сложившиеся реалии и ориентирована на идеал, не входящий в сферу близких интересов подростков, будет абсолютно неэффективна, и даже в чем-то вредна, так как приучает подростков к лицемерию, ханжеству, цинизму. Данные диагностики позволяют выстраивать воспитательную и реадаптационную работу исходя из реальных объективных обстоятельств.

Невозможно не заметить, что наибольшее количество случаев активации процесса дезадаптации связано именно с семейным фактором. К сожалению, приходится констатировать, что семейные отношения с трудом поддаются диагностике из-за сложности сбора информации о семейных взаимоотношениях . Поэтому приходится применять методы как прямого диагностирования — опросники, тесты, так и косвенного — наблюдение, беседы и т. д. Диагностика в этом случае должна быть направлена на сбор информации о месте подростка в семье, о стиле общения в семье, общем микроклимате, распределении семейных обязанностей, формах проведения свободного времени, ценностных ориентирах семьи в целом, взаимоотношениях в семье и т. д. Особое внимание следует обратить на уровень педагогической грамотности родителей. После получения информации следует осуществить ее анализ и наметить меры педагогической поддержки подростка в условиях семейной дезадаптации на основе выявленных причин.

Реадаптационная работа с подростком в случае семейных причин его дезадаптации невозможна без одновременного целенаправленного воздействия и на семью, и на подростка.

 

start="5"

 Коррекционные мероприятия.

После утвердительного  ответа на вопрос: «Действительно ли данный ребенок испытывает трудности при адаптации в школе?» возникают закономерно и два следующих- "что делать?" и "как делать?" .

Главное в коррекционной работе — использование собственного потенциала ребёнка. Наше взаимодействие с учеником будет эффективным только тогда, когда мы войдём в единое с ним эмоциональное поле. Используя методики эмоционального заражения, формирования базового доверия, можно добиться гораздо более высоких результатов, нежели при директивном обучении каким-либо навыкам. Более того, дезадаптированный ребёнок, выпадая на каникулах или во время болезни из учебного процесса, может полностью утратить приобретённые навыки и откатиться назад в интеллектуальном развитии. Чтобы этого не произошло, необходимо ориентироваться на интерес ребёнка, исходить из его потребностей и возможностей.

Ряд приёмов и высказываний поможет педагогу установить с ребёнком особый контакт, и это станет базой для преодоления школьных трудностей.

При разговоре с родителями и ребёнком лучше ориентировать ученика и его родителей на будущий успех: "Ты можешь писать лучше, побольше читай…" Используйте суждения-прогнозы, не фиксируясь на уровне существующих "неумений". Личностно-ориентированные учителя не стесняются выражать свои чувства по отношению к детям: "Я огорчён, что ты не выучил. Я буду рада тебе помочь, чтобы у тебя всё получилось хорошо".

В старшей школе учитель должен придерживаться учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с учеником. Но не приказывая, а налаживая партнёрские отношения с учениками.

В какую форму стоит облечь учебный процесс? Как правильно сделать замечание ученикам?

  1. Избегайте замечаний в ультимативной форме, больше используйте форму: "Лучше сделать так: мой опыт говорит о том, что такой путь рациональнее".

  1. Настройтесь на положительный результат, как только ученик сделал что-то хорошее, похвалите его. Если вы разбираете совместно контрольную или самостоятельную работу, то подчеркните оригинальность решения, не указывая прямо на ошибку: "посмотри внимательно, вот в этом действии что-то ты сделал неверно".

  1. Если после череды неудач, невыполненных заданий вдруг возник проблеск выученного урока, не говорите о том, что успех случаен, а вариант работы был самый лёгкий.

  1. Извиняйтесь за свои промахи и ошибки. Если вы несправедливо обвинили школьника в чем-то, то обязательно найдите в себе силы извиниться и признать неправоту.

  1. Не сравнивайте учеников между собой, особенно если вы учили его родителей, старших братьев или сестёр.

  1. Живите в ситуации "здесь и сейчас". Не напоминайте о его   ошибках.

 

Заключение

Итак, существуют, как минимум, три переломных момента, которые ребёнок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в школу (1 класс), переход из начальной школы в среднюю (5 класс), переход из средней в старшую (10 класс). Эти периоды являются, своего рода, эмоционально-стрессовой ситуацией, т.к. изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

 Адаптация к школе протекает у всех по разному. У некоторых она не наступает совсем и тогда мы говорим о социально-психологической дезадаптации. Одной из причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения (отсутствие « школьной зрелости»). Другие причины: недостаточный уровень интеллектуального развития, социальная незрелость, слабое здоровье, дисгармоничное развитие и др. Всё это комплекс внутренних причин.

Существуют и внешние причины («проблемы учителя»): несоответствующее возможностям ребёнка содержание обучения и методика преподавания, личность учителя, стиль его взаимоотношений с детьми и родителями и др.

 Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Ему постоянно приходится работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ситуации успеха на уроке для ребёнка, во время перемены, в общении с одноклассниками.

 Совместные усилия  педагога, родителей, врачей, специалистов, психолога должны быть нацелены на снижение риска возникновения у ребёнка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.:  2002.148с.
  1. Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. 89с.
  2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ “Сфера”, 1996.125с.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: 1995.187с.
  4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? . М.: Просвещение, 1991.  176с.
  5. Борисова М.В. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студ. сред. пед. уч. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 192с.
  6. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М.: 1991. 205с.
  7. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ. высш. учеб. пед. завед.: в 3 кн. – 3-е изд. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000.  640с.

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Комплект методик определяющий адаптационный статус ребенка

№ п/п

6.1

 

Название методики

Два домика

Автор и источник

По Т. Д. Марцинковской 
Марцинковская Т. Д. диагностика психического развития детей. – М., 1998.

Возраст

4-7 лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения (в мин.)

5-7

Время обработки 1 протокола (в мин.)

3-5

Групповые

 

№ п/п

6.2

 

Название методики

Контурный САТ-Н

Автор и источник

По Н. Я. Семаго, М. М. Семаго 
Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике: 
Дошкольный и младший школьный возраст. – М., 2000

Возраст

3-12 лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения (в мин.)

7-10

Время обработки 1 протокола (в мин.)

3-5


 

№ п/п

6.3

 

Название методики

Тест «Рука»

Автор и источник

По Н. Я. Семаго, М. М. Семаго 
Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике: 
Дошкольный и младший школьный возраст. – М., 2000.

Возраст

4-12 лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения (в мин.)

7-10

Время обработки 1 протокола (в мин.)

5

Групповые

№ п/п

6.4

 

Название методики

Нарисуй человека

Автор и источник

К. Маховер 
Альманах психологических тестов/ под редакцией Р. Р. и С. А. Римских. – М., 1996.

Возраст

3-13 лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения (в мин.)

10-5

Время обработки 1 протокола (в мин.)

3-5


 

№ п/п

6.5

 

Название методики

Тест тревожности

Автор и источник

Р. Треммел, М. Дорки, В. Амен 
Методы психологической диагностики: альманах // выпуск № 9 – Минск., 1989..

Возраст

4-7 лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения (в мин.)

5-7

Время обработки 1 протокола (в мин.)

3-5

Групповые

№ п/п

6.6

 

Название методики

Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций

Автор и источник

По Н. Г. Лускановой, И. А. Коробейникову 
Диагностика школьной дезадаптации: научно-методическоое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов./ под редакцией С. А. Беличевой. – М., 1993.

Возраст

7-10 лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения (в мин.)

7-10

Время обработки 1 протокола (в мин.)

5-7


 

№ п/п

6.7

 

Название методики

Рисунок несуществующего животного/РНЖ

Автор и источник

По Т. Д. Марцинковской 
Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. – М.. 1998.

Возраст

4,5 и старшие

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения

10-15

Время обработки 1 протокола (в мин.)

3-5

Групповые

№ п/п

6.8

 

Название методики

Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 607 лет к обучению в школе. 
Субтест №1 «Сказка» 
Субтест №2 «Экспериментальная беседа по определению «внутренней позиции школьника».

Автор и источник

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М. – СПб., 2004.

Возраст

6-7 лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения

5

Время обработки 1 протокола (в мин.)

5-7


 

№ п/п

6.9

 

Название методики

Социометрический опрос – Межличностные отношения

Автор и источник

По С. А. Беличевой 
Диагностика школьной дезадаптации: нвучно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов./ под редакцией С. А. Беличевой – М.. 1993.

Возраст

7-10 лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения

10

Время обработки 1 протокола (в мин.)

10-15

Групповые

№ п/п

6.10

 

Название методики

Тест школьной тревожности Филлипса

Автор и источник

Альманах психологических тестов./ под редакцией Р. Р. И С. А. Римских. – М., 1996.

Возраст

9-14 лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения

7-10

Время обработки 1 протокола (в мин.)

3-5


 

№ п/п

6.11

 

Название методики

Дом. Дерево. Человек

Автор и источник

Альманах психологических тестов./ под редакцией Р. Р. И С. А. Римских. – М., 1996.

Возраст

От 5 и старше лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения

10-15

Время обработки 1 протокола (в мин.)

3-5

Групповые

№ п/п

6.12

 

Название методики

Незаконченные предложения

Автор и источник

А. И. Захаров 
А. И. Захаров Неврозы в детском возрасте. – СПб., 1996.

Возраст

От 7 и старше лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения

1-15

Время обработки 1 протокола (в мин.)

5-7


 

№ п/п

6.13

 

Название методики

Самочувствие. Активность. Настроение (САН)

Автор и источник

Красило А. И., Новгородцев А. П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. – М.-Воронеж, 1995.

Возраст

От 7 и старше лет

Режим проведения

Индивидуальные

8

Время проведения

5-7

Время обработки 1 протокола (в мин.)

3-5

Групповые

№ п/п

6.14

 

Название методики

Оценка уровня школьной мотивации

Автор и источник

По А. Г. Лускановой 
Диагностика школьной дезадаптации: научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов./ под редакцией С. А. Беличевой. – М., 1993.

Возраст

7-10 лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения

5-7

Время обработки 1 протокола (в мин.)

 

 

№ п/п

6.15

 

Название методики

Рисунок класса/Нарисуй учителя

Автор и источник

По Н. Г. Лускановой, И, А. Коробейникову 
Диагностика школьной дезадаптации: научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов./ под редакцией С. А. Беличевой. – М., 1993.

Возраст

3-12 лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения

10-15

Время обработки 1 протокола (в мин.)

3-5

Групповые

№ п/п

6.16

 

Название методики

Тест Томаса

Автор и источник

По Н. В. Гришиной 
Альманах психологических тестов./ под редакцией Р. Р. и С. А. Римских. – М., 1996.

Возраст

От 12 и старше лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения

7-10

Время обработки 1 протокола (в мин.)

3


 

№ п/п

6.17

 

Название методики

Q - сортировка

Автор и источник

В. Стефансон 
Лучшие психологические тесты.// Сб. под редакцией А. Ф. Кудряшова и др./ Отв. сост. Н. А. Волкова

Возраст

От 12 и старше

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения

7-10

Время обработки 1 протокола (в мин.)

3-5

Групповые

№ п/п

6.18

 

Название методики

Тест-опросник Шмишека

Автор и источник

Альманах психологических тестов./ под редакцией Р. Р. и С. А. Римских. – М., 1996.

Возраст

От 13 и старше лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения

10-15

Время обработки 1 протокола (в мин.)

5-10


 

№ п/п

6.19

 

Название методики

Определение уровня тревожности/Шкала самооценки

Автор и источник

Ч. Д. Спилбергер (адаптация Ю. Л. Ханина) 
Лучшие психологические тесты.//Сб. под редакцией А. Ф. Кудряшова и др./Отв. Сост. Н. А. Волкова. – СПб., 1992.

Возраст

3-12 лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения

5-7

Время обработки 1 протокола (в мин.)

3-5

Групповые

№ п/п

6.20

 

Название методики

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ)

Автор и источник

По Л. Н. Собчик 
Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики: выпуск №1 // Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. – М., 1990.

Возраст

От 16 и старше лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения

15-20

Время обработки 1 протокола (в мин.)

10-15


 

№ п/п

6.21

 

Название методики

Ценностные ориентации

Автор и источник

М. Рокич 
Лучшие психологические тесты.//Сб. под редакцией А. Ф. Кудряшова и др./ Отв. Сост. Н. А. Волкова. – СПб., 1992.

Возраст

От 16 и старше лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения

5-7

Время обработки 1 протокола (в мин.)

3-5

Групповые

№ п/п

6.22

 

Название методики

Диагностика межличностных отношений Т. Лири

Автор и источник

Альманах психологических тестов./ под редакцией Р. Р. и С. А. Римских. – М., 1996.

Возраст

От 16 и старше лет

Режим проведения

Индивидуальные

*

Время проведения

7-10

Время обработки 1 протокола (в мин.)

3-5


 

№ п/п

6.23

 

Название методики

Методика диагностики мотивации учения эмоционального отношения

Автор и источник

Методический журнал «Психологическая диагностика» № 1,  
2006 г. Стр. 33-39

Возраст

 

Режим проведения

Групповые

*

Время проведения

 

Время обработки 1 протокола (в мин.)

 


 

 

 

Приложение № 2

 

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

 

Метод

Качество

Источник

Результаты

Карта наблюдения Стотта

Адаптация

Рабочая книга школьного психолога \под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1991

Определение доминирующих синдромов

Тест-опросник «Насколько адаптированный ты к жизни» (Фурман А.)

Адаптация

Фурман А.В. Методика определения личностной адаптированности школьников //Психология. – К., 1993. – вып.41

Вид социально-психологической адаптации:

1)      адаптированность

2)      неадаптированность

3)      дезадаптированность

Социометрия

Морено

Статус в коллективе

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – М., 1999

Определение неформального статуса в классном коллективе: лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый, изолированный

Личностный опросник Кэттелла

Основные свойства личности

Подростковый вариант в адаптации А.Ю. Панасюка. – М.,1978; Детский личностный вопросник Кэттелла в адаптации Э.М. Александровской. – М., 1985

Выявление факторов дезадаптации: А (замкнутость); С (эмоциональная неустойчивость); Н (социальная незрелость); О+ (тревожность); Q+ (фрустрация)

Опросник МПДО

(Подмазин С.)

Акцентуации

С.И. Подмазин, Е.И. Сибиль Как помочь подростку с «трудным» характером. – К., 1996

Определение типа акцентуации

«Установочное поле»

(Подмазин С.)

Негативные установки

С.И. Подмазин, Е.И. Сибиль Как помочь подростку с «трудным» характером. – К., 1996

Определение сфер отклоняющегося поведения: 1) учеба; 2) школа; 3) семья; 4) сверстники; 5) «Я»; 6) люди; 7) будущее; 8) здоровье

Исследование самооценки

(по  Будасси)

Самооценка

Практикум по основам психологии. Тесты и хрестоматия. Симферополь, 1997

Адекватная самооценка: низкая, высокая, средняя;

Неадекватная самооценка: завышенная, заниженная

Тест школьной тревожности Филлипса

Тревожность

Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М., 1998

Определение уровня тревожности: повышенная, высокая; выявление форм тревожности: общая тревожность; переживание социального стресса; трах самовыражения; страх ситуации проверки знаний…

Шкала тревожности

Прихожан А.М.

Тревожность

Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога \ под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987

Определение уровня тревожности: 1) нормальный; 2) несколько повышенный; 3) высокий; 4) очень высокий; 5) «чрезмерное спокойствие»

Вопросник

Басса-Дарки

Агрессия

Рогов Е.И. настольная книга школьного психолога в образовании. – М., 1995

Определение вида агрессии: 1) физическая; 2) косвенная; 3) раздражение; 4) негативизм; 5) обидчивость; 6) подозрительность; 7) вербальная; 8) чувство вины

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников (Лусканова Н.Г.)

Учебная мотивация

Лусканова Н.Г. методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993

Определение уровня школьной мотивации: высокий уровень; хорошая школьная мотивация; положительное отношение к школе; низкая школьная мотивация; негативное отношение, дезадаптация


 

 

 

 

 


Информация о работе Методы диагностики школьной дезадаптации