Моделирование в развитии математических представлений дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

С этой точки зрения представляется актуальным исследование всех аспектов умственного воспитания, его задач и организационных методов. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность метода моделирования…………………………………………..5
2. Виды моделей…………………………………………………….……………6
3. Моделирование в развитии математических представлений дошкольников…………………………………………………………………..7
3.1 Моделирование в раннем и дошкольном детстве………………………..10
3.2 Использование моделирования в развитии математических представлений детей среднего дошкольного возраста……………………………………...13
3.3 Применение моделирования для развития математических представлений старших дошкольников………………………………………………………18
3.3.1 Сложение………………………………………………………………...20
3.3.2 Вычитание……………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………29
Список литературы……………………..…………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа макроэкономика.docx

— 49.81 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Сущность метода моделирования…………………………………………..5

2. Виды моделей…………………………………………………….……………6

3. Моделирование в развитии  математических представлений дошкольников…………………………………………………………………..7

3.1 Моделирование в раннем  и дошкольном детстве………………………..10

3.2 Использование моделирования  в развитии математических представлений  детей среднего  дошкольного возраста……………………………………...13

3.3 Применение моделирования  для развития математических  представлений старших дошкольников………………………………………………………18

3.3.1 Сложение………………………………………………………………...20

3.3.2 Вычитание……………………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………29

Список литературы……………………..…………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для современной образовательной  системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам  ученых, 3-е тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие  и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться  в возрастающем объеме знаний предъявляет  иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего  поколения.

 

На первый план выдвигается  задача формирования способности к  активной умственной деятельности.

 

Воспитание и обучение детей в детском саду носит  образовательный характер и учитывает  два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение  ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

 

“Умное” детство закладывает  хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные  психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

 

 Сообщение детям новых  знаний, формирование более сложных  умений позволяет воспитателю  подчеркивать значение занятий  для развития познавательных  интересов. Каждый вид занятий  определенным образом влияет  на развитие личности ребенка. 

 

 Один из ведущих  специалистов в области умственного  воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

 

Между тем во многих странах  мира во всех звеньях системы просвещения  – от дошкольных учреждений до университетов  – отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны  – снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.

 

В работах отечественных  и зарубежных ученых дошкольное детство  определяется как период, оптимальный  для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие  первые системы дошкольного воспитания – Ф.Фребель, М.Монтессори.

 

Но в исследованиях  А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова  выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее.  Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф.Фребеля, М.Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

 

С этой точки зрения представляется актуальным исследование всех аспектов умственного воспитания, его задач  и организационных методов. Одним  из наиболее перспективных методов  реализации умственного воспитания является моделирование, поскольку  мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной  конкретностью.

 

Метод моделирования открывает  перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.

 

 

 

1.  Сущность метода моделирования

 

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)

 

Метод моделирования, разработанный  Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

 

В основе метода моделирования  лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

 

Первоначально способность  к замещению формируется у  детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для  куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается  также при освоении речи, в изобразительной  деятельности.

 

В дошкольной педагогике разработаны  модели для обучения детей звуковому  анализу слов (Л.Е.Журова), конструированию (Л.А.Парамонова), для формирования природоведческих знаний (Н.И.Ветрова, Е.Ф.Терентьева), представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова) и др.

 

При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить  ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

 

Эти скрытые свойства и  связи весьма существенны для  познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более  высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

 

 

2. Виды моделей

 

В дошкольном обучении применяются  разные виды моделей.

 

Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга – с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому и психическому здоровью.

 

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в  которых существенные признаки и  связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой  модели – календарь природы, который  ведут дети, используя специальные  значки-символы для обозначения  явлений в неживой и живой  природе. Педагог учит детей моделированию  при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка), схемы  маршрута (путь из дома в детский  сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать  костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление  о мерке, о моделировании одежды.

 

При анализе содержания литературного  произведения целесообразно обратиться к предложенной О.М.Дьяченко методике обучения детей моделированию сказки. Содержание сказки делят на логически  завершенные части, к каждой из которых  на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмма).

 

В результате получается апперцептивная схема – полное представление  о содержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники успешнее пересказывают  сказку или рассказ, показывают ее на фланелеграфе и т.п.

 

«Необходимо учитывать, что  использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов».(7,с.126)

 

 

3. Моделирование  в развитии  математических представлений дошкольников

 

Поиск эффективных средств  познавательного развития детей, выявление  условий становления познавательной деятельности в дошкольном детстве  является темой научных работ  многих современных исследователей. (Е.Л.Агаева, Л. А. Венгер, С. А. Лебедева, Н. Г. Салмина, Е. Е. Сапогова, О. В. Суворова и др.).

 

В своей работе «Освоение  средств отношений предметов  детьми пятого года  жизни посредством  моделирования» (Спб., 2002) А.М. Вербенец говорит о том: «что ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации и успешно развивается как личность. Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования».

 

По своей сути познание рассматривается как процесс  моделирования реальности. При этом сенсорные эталоны выступают  модельным отражением свойств. Например, геометрически фигуры обобщенно  отражают существующие в действительности многообразные формы. Процесс соотношения  свойств и эталонов аналогичен установлению связи между реальным и моделируемым содержанием. Ребенок учится соотносить фигуры с реальными формами, выделять форму предмета посредством отнесения  к эталону.

 

В дошкольные годы, осваивая в практической деятельности различные  свойства и отношения, дети, с одной  стороны, получают сведения о разнообразных  моделях, с другой, накапливают обширные представления, которые им необходимо «выстроить» в виде моделей.

 

Существующая практика дошкольного  воспитания не всегда в должной мере предоставляет дошкольникам разнообразные  средства освоения действительности. Большинство программ и технологий предусматривают лишь фрагментарное  использование моделей, развитие обособ­ленных, необобщенных умений моделировать на конкретном ограниченном содержании.

 

Современные исследователи  рассматривают моделирование с  разных позиций.

 

В одних работах моделирование  выступает как общая интеллектуальная способность (Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская и др.), в других — как вид знаково-символической деятельности (Г. А. Глотова, С. А. Лебедева, Н. Г. Салмина и др.). Авторы ряда работ рассматривают возможность использования моделей и моделирования в различных видах детской деятельности (Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт, А. К. Матвеева, Т. Д. Рихтерман, О. Н. Сомкова и др.).

 

Следует отметить, что недостаточно полно изучены соотношение реального  и идеального в процессе познания, влияние стихийного опыта освоения модели на развитие умений использовать модель в деятельности, особенности  освоения модели как средства знаково-еимволической деятельности. Недостаточно представлена в работах связь освоения модели как средства познания свойств и отношений предметов и средства знаково-еимволической деятельности.

 

В теории педагогики рассматривается  взаимосвязь познания и моделирования. Из этого следует необходимость  более тщательного изучения возможностей их взаимодействия и взаиморазвития.

 

Это положение стало темой  исследования, основой которого послужили  работы, рассмат­ривающие возможности использования модели и моделирования как средства освоения определенного содержания и развития познавательной деятельности (Л. А. Венгер, Н. И. Ветрова, Н. Н. Кондратьева, А. К. Матвеева, Н. И. Непомнящая и др.). Большой интерес представляли исследования особенностей становления моделирования как средства знаковой деятельности, этапов его развития (Л. А. Венгер, Р.И.Говорова, Г.А.Глотова, Н.Г.Салмина и др.).

 

Исследователи отмечают, что  основы моделирования закладываются  в раннем и младшем дошкольном возрасте, вырастая из замещений в  игре и продуктивных видах деятельности детей (рисование, лепка, конструирование  и др.). По мере развития познания дошкольников происходит существенное изменение  в содержании и в структуре  моделирования — модели начинают чаще использоваться в познании окружающего, осваиваются их гносеологическая и, измерительная функции. Однако в  дошкольном возрасте ребенок осваивает  лишь основы моделирования, что проявляется  в умении использовать модель в познании разнообразного содержания, выделении  и установлении связи «замещаемое  — замещающее», некоторых правил моделирования, замещения содержания, видоизменения готовых моделей.

 

детьми среднего дошкольного возраста посредством модели, и без ее применения. При этом мы исходили из следующих положений.

 

«Освоение свойств и отношений  предметов в дошкольном детстве, утверждает в своей работе «Воспитание  сенсорной культуры ребенка” Венгер Л.А. (М.,1988) — сложный неравномерный процесс, в основе которого лежит соотношение чувственного и логического познания. На первых ступенях развития дети выделяют и абстрагируют свойства из многообразия свойств, которым обладает предмет. Чем богаче опыт познания предметного мира, больше объем представлений о свойствах и отношениях, тем легче ребенку перейти на более высокие ступени — освоить обобщение, научиться упорядочивать, группировать и классифицировать по свойствам, подойти к пониманию существенных связей, логических отношений между предметами и явлениями мира.

Информация о работе Моделирование в развитии математических представлений дошкольников