Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:20, реферат
Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
1. Понятие и сущность содержания образования. 2
2. Источники и факторы формирования содержания школьного образования. 3
3. Проблема введения образовательных стандартов в общеобразовательной школе. 6
4. Учебный план средней образовательной школы, место занятий физической культурой в учебном плане. 8
5. Анализ государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего образования по разделу «Физическая культура» 11
6. Стратегия развития вариативного образования в России. 16
7. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы 18
Литература. 23
Примерные программы не предназначены для практического использования в учебно-образовательном процессе и адресуются создателям авторских программ с целью сохранения ими единого образовательного пространства и преемственности в задачах между ступенями образования, предупреждения учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.
Примерные программы не задают жесткой последовательности в содержании образования, не разделяет его по годам обучения и не связывает с конкретными педагогическими направлениями, технологиями и методиками. В таком представлении своего содержания примерные программы не сковывают творческой инициативы авторов учебных программ, сохраняют им широкие возможности в реализации своих взглядов и идей на построение учебного курса, выбора собственных образовательных траекторий, инновационных форм и методов образовательного процесса.
Примерные программы, в своем целевом назначении, призваны выполнять две основные функции:
- информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся, средствами данного учебного предмета;
- организационно-планирующую, предусматривающую выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
При
организации изучения предмета по физической
культуре, выборе учебников и учебно-
- стандарт начального общего образования по физической культуре;
-
стандарт основного общего
-
стандарт среднего (полного) общего
образования по физической
- стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре на профильном уровне;
-
примерные программы по
-
примерные программы по
-
примерные программы по
-
требования к оснащенности
Преподавание учебного предмета по физической культуре с использованием действующих учебников и учебно-методических комплексов представляет определенную трудность. Поскольку, учебников и учебно-методических комплексов, разработанных в соответствии с государственным стандартом образования по физической культуре еще нет, допускается использование любого учебника или учебного пособия по физической культуре, включенных в Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендуемых (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательных учреждениях
Вариативное образование — это поисковое образование, апробирующее иные не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы.
В отличие от альтернативного образования вариативное образование не просто заменяет принятые нормы образования — антинормами, а помогает личности обрести иные пути понимания и переживания знаний в изменяющемся мире.
Вариативное образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности.
Целью вариативного образования является формирование такой картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечивала ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе и ситуациях неопределенности.
В ходе вариативного образования ребенок приобщается к культуре, то есть овладевает способами мышления и способностями, посредством которых люди на протяжении многих веков строили мировую цивилизацию.
Складывающаяся на наших глазах педагогика развития с присущими ей детоцентризмом и целевой установкой на овладение способами мышления в данном обществе и истории человечества выступает как основа поиска системы инновационных технологий, расширяющих возможности развития личности. Иными словами, педагогика развития и представляет собой то направление, которое обеспечивает становление систем вариативного образования в России.
Стратегические ориентиры развития вариативного образования.
1).
От отдельных альтернативных
научных педагогических школ
— к системе вариативных
В развитии вариативного образования важную роль играют «авторские школы». По существу авторские школы выступают как поисковые механизмы, апробирующие разные пути образования в культуре. При всем многообразии инновационные авторские школы подразделяются как бы на два типа: инструментальные и культурологические. В фокусе внимания инструментальных школ находится, как правило, тот или иной конкретный педагогический метод, найденный в практической деятельности благодаря таланту педагога-новатора.
Этот метод как инструмент педагогического труда может быть освоен и включен и в традиционную систему образования, и в педагогику развития.
Педагогика
развития в последнее время все
большее распространение
В настоящее время на базе «школы развивающего обучения» организуется Ассоциация развивающего обучения Д.Б.Эльконина, одним из направлений которой будет повышение квалификации учителей по данной инновационной технологии обучения.
2).
От монополии государственного
образования — к
В
эволюции образования в общественно-
3).
От «безнациональной»
Национальная школа выступает как один из важных элементов сохранения и развития этнической общности своего неповторимого «Я», ее духовного ядра. В связи с этим крайне важно освоение представителями этнических общностей родных языков, являющихся не только средством общения, но и приобщения к культуре своего народа.
Реальные
возможности приобщения к национальной
культуре открывает базисный учебный
план, в котором федеральный
Ярким примером системной культурологической программы, восстанавливающей ослабевающие связи человека с культурой своего народа, является программа курса М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» для трехлетней и четырехлетней начальной школы.
Большие резервы развития личности через приобщение к обычаям и традициям своего народа имеет также система дополнительного образования.
4).
От предметоцентризма — к
За переходом от построения учебных планов из набора отдельных конкретных предметов — к образовательным областям, таким, как «общественные дисциплины», «естественные дисциплины» и т.п. прежде всего, открывается возможность создания вариантов учебных планов в зависимости от региональных и национальных особенностей, повышения вариативности содержания образования в целом.
Система
образования должна быть приведена
в соответствие с потребностями
развития России на рубеже веков и
в ближайшие два-три
Успех
преобразований в России во многом
связан с обеспечением перехода от
индустриального к
В
намечающихся контурах будущего общества
образованность и интеллект все
больше относятся к разряду
В этих условиях обновление общеобразовательной школы становится необходимым для достижения нового качества общего среднего образования.
Детерминанты перехода на 12-летнее общее образование.
Сохранение здоровья детей. За последние 15 лет учебная нагрузка в основной школе заметно возросла, ее увеличение наряду с другими факторами негативно сказывается на здоровье школьников.
Уменьшение количества учебных часов по некоторым дисциплинам при сохранении прежнего объема учебного материала привело к увеличению домашних заданий и, соответственно, к переутомлению детей.
Перегруженность учебных планов образовательных учреждений не позволяет преподавателям варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
Переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу создает условия для снижения ежедневной учебной нагрузки путем рационального использования появившихся резервов времени, сокращения учебного материала, а также использования здоровьесберегающих технологий.
Повышение качества общего образования. Как показывают данные международных сравнительных исследований, в последние годы российская школа теряет свои позиции в уровне подготовки учащихся по ряду предметов.
Отсутствуют возможности для обобщения в выпускном классе средней (полной) школы полученных ранее знаний о природе, обществе, человеке, что не обеспечивает нового качества образования.
Требует разработки содержание национально-регионального компонента общего образования, его взаимосвязь с федеральным и школьным компонентами.
Переход к новой структуре и содержанию общего среднего образования направлены на решение указанных проблем.
Достижение нового качества образования должно стать средством социализации учащихся, основой их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи. Возрастает значение общего образования как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны. Повышение качества массового школьного образования способствует развитию отечественных традиций в работе с одаренными детьми.
Информация о работе Модель построения 12-летней общеобразовательной школы