Модель построения 12-летней общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:20, реферат

Краткое описание

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Содержание

1. Понятие и сущность содержания образования. 2
2. Источники и факторы формирования содержания школьного образования. 3
3. Проблема введения образовательных стандартов в общеобразовательной школе. 6
4. Учебный план средней образовательной школы, место занятий физической культурой в учебном плане. 8
5. Анализ государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего образования по разделу «Физическая культура» 11
6. Стратегия развития вариативного образования в России. 16
7. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы 18
Литература. 23

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВО.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

     Примерные программы не предназначены для  практического использования в учебно-образовательном процессе и адресуются создателям авторских программ с целью сохранения ими единого образовательного пространства и преемственности в задачах между ступенями образования, предупреждения учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.

     Примерные программы не задают жесткой последовательности в содержании образования, не разделяет его по годам обучения и не связывает с конкретными педагогическими направлениями, технологиями и методиками. В таком представлении своего содержания примерные программы не сковывают творческой инициативы авторов учебных программ, сохраняют им широкие возможности в реализации своих взглядов и идей на построение учебного курса, выбора собственных образовательных траекторий, инновационных форм и методов образовательного процесса.

     Примерные программы, в своем целевом назначении, призваны выполнять две основные функции:

     - информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся, средствами данного учебного предмета;

     - организационно-планирующую,  предусматривающую выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

     При организации изучения предмета по физической культуре, выборе учебников и учебно-методических комплексов, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:

     - стандарт начального общего образования по физической культуре;

     - стандарт основного общего образования  по физической культуре;

     - стандарт среднего (полного) общего  образования по физической культуре  на базовом уровне;

     - стандарт среднего (полного) общего  образования по физической культуре на профильном уровне;

  • примерные программы по физической культуре начального общего образования;

     - примерные программы по физической  культуре основного общего образования;

     - примерные программы по физической  культуре среднего (полного) общего образования на базовом уровне;

     - примерные программы по физической  культуре среднего (полного) общего  образования на профильном уровне;

     - требования к оснащенности образовательного  процесса в соответствии с  содержательным наполнением стандарта по физической культуре.

        Преподавание учебного предмета по физической культуре с  использованием действующих учебников и учебно-методических комплексов представляет определенную трудность. Поскольку, учебников и учебно-методических комплексов, разработанных в соответствии с государственным стандартом образования по физической культуре еще нет, допускается использование любого учебника или учебного пособия по физической культуре, включенных в Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендуемых (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательных учреждениях

6. Стратегия развития вариативного образования в России.

    Вариативное образование — это поисковое  образование, апробирующее иные не общие  пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы.

    В отличие от альтернативного образования  вариативное образование не просто заменяет принятые нормы образования  — антинормами, а помогает личности обрести иные пути понимания и переживания знаний в изменяющемся мире.

    Вариативное образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью  жизненного пути и на саморазвитие личности.

    Целью вариативного образования является формирование такой картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечивала ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе и ситуациях неопределенности.

    В ходе вариативного образования ребенок приобщается к культуре, то есть овладевает способами мышления и способностями, посредством которых люди на протяжении многих веков строили мировую цивилизацию.

    Складывающаяся  на наших глазах педагогика развития с присущими ей детоцентризмом и целевой установкой на овладение способами мышления в данном обществе и истории человечества выступает как основа поиска системы инновационных технологий, расширяющих возможности развития личности. Иными словами, педагогика развития и представляет собой то направление, которое обеспечивает становление систем вариативного образования в России.

    Стратегические  ориентиры развития вариативного образования.

    1). От отдельных альтернативных  научных педагогических школ  — к системе вариативных инновационных  технологий в контексте культурно-исторической педагогики развития.

    В развитии вариативного образования  важную роль играют «авторские школы». По существу авторские школы выступают  как поисковые механизмы, апробирующие разные пути образования в культуре. При всем многообразии инновационные авторские школы подразделяются как бы на два типа: инструментальные и культурологические. В фокусе внимания инструментальных школ находится, как правило, тот или иной конкретный педагогический метод, найденный в практической деятельности благодаря таланту педагога-новатора.

    Этот  метод как инструмент педагогического  труда может быть освоен и включен  и в традиционную систему образования, и в педагогику развития.

    Педагогика  развития в последнее время все  большее распространение получает в начальной школе и наталкивается на серьезные трудности в средней школе.

    В настоящее время на базе «школы развивающего обучения» организуется Ассоциация развивающего обучения Д.Б.Эльконина, одним из направлений которой  будет повышение квалификации учителей по данной инновационной технологии обучения.

    2). От монополии государственного  образования — к сосуществованию  и сотрудничеству государственного, негосударственного и семейного  образования. 

    В эволюции образования в общественно-историческом процессе сочетание государственного, негосударственного и семейного образования предоставляет наиболее оптимальный веер возможностей для индивидуального развития личности (см. проекты: Типовое положение о семейном образовании, Типовое положение об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации, Типовое положение об экстернате).

    3). От «безнациональной» унитарной  школы — к этнической дифференциации  образования в системе общего  образовательного пространства  России.

    Национальная  школа выступает как один из важных элементов сохранения и развития этнической общности своего неповторимого «Я», ее духовного ядра. В связи с этим крайне важно освоение представителями этнических общностей родных языков, являющихся не только средством общения, но и приобщения к культуре своего народа.

    Реальные  возможности приобщения к национальной культуре открывает базисный учебный  план, в котором федеральный компонент  образования сочетается с регионально-национальным и школьным компонентом.

    Ярким примером системной культурологической программы, восстанавливающей ослабевающие связи человека с культурой своего народа, является программа курса М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» для трехлетней и четырехлетней начальной школы.

    Большие резервы развития личности через  приобщение к обычаям и традициям своего народа имеет также система дополнительного образования.

    4). От предметоцентризма — к образовательным  областям при построении учебных  планов общеобразовательных учреждений.

    За  переходом от построения учебных  планов из набора отдельных конкретных предметов — к образовательным областям, таким, как «общественные дисциплины», «естественные дисциплины» и т.п. прежде всего, открывается возможность создания вариантов учебных планов в зависимости от региональных и национальных особенностей,  повышения вариативности содержания образования в целом.

7. Модель построения 12-летней  общеобразовательной  школы

    Система образования должна быть приведена  в соответствие с потребностями  развития России на рубеже веков и  в ближайшие два-три десятилетия XXI в.

    Успех преобразований в России во многом связан с обеспечением перехода от индустриального к постиндустриальному  информационному обществу.

    В намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект все  больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны.

    В этих условиях обновление общеобразовательной школы становится необходимым для достижения нового качества общего среднего образования.

    Детерминанты  перехода на 12-летнее общее образование.

    Сохранение  здоровья детей. За последние 15 лет  учебная нагрузка в основной школе  заметно возросла, ее увеличение наряду с другими факторами негативно сказывается на здоровье школьников.

    Уменьшение  количества учебных часов по некоторым  дисциплинам при сохранении прежнего объема учебного материала привело  к увеличению домашних заданий и, соответственно, к переутомлению детей.

    Перегруженность учебных планов образовательных  учреждений не позволяет преподавателям варьировать обучение, учитывать  индивидуальные особенности обучающихся.

    Переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу создает условия для снижения ежедневной учебной нагрузки путем рационального использования появившихся резервов времени, сокращения учебного материала, а также использования здоровьесберегающих технологий.

    Повышение качества общего образования. Как показывают данные международных сравнительных исследований, в последние годы российская школа теряет свои позиции в уровне подготовки учащихся по ряду предметов.

    Отсутствуют возможности для обобщения в  выпускном классе средней (полной) школы  полученных ранее знаний о природе, обществе, человеке, что не обеспечивает нового качества образования.

    Требует разработки содержание национально-регионального  компонента общего образования, его  взаимосвязь с федеральным и  школьным компонентами.

    Переход к новой структуре и содержанию общего среднего образования направлены на решение указанных проблем.

    Достижение  нового качества образования должно стать средством социализации учащихся, основой их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотехнологичных  производств значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи. Возрастает значение общего образования как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны. Повышение качества массового школьного образования способствует развитию отечественных традиций в работе с одаренными детьми.

Информация о работе Модель построения 12-летней общеобразовательной школы