Модульное обучение на уроках экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:52, контрольная работа

Краткое описание

Развитие новых методов образования становится настоятельной необходимостью. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся. Одновременно новые технологии позволяют развивать сетевые формы организации образования, а также образовательные среды. Серьезное внимание необходимо уделять повсеместному внедрению современных информационных технологий в учебный процесс.

Содержание

Введение. Стр. 3
1. Глава 1. Технологии модульного обучения. Стр.4-15
1.1 Сущность модульного обучения. Стр.4
1.2 Понятие «модуль». Стр.4-7
1.3 Структура модульного обучения. Стр.7-9
1.4 Принципы модульного обучения. Стр.9-14
1.5 Основные отличия модульного обучения
от других систем обучения. Стр.13-14
1.6 Преимущества модульного обучения. Стр.14-15
2. Глава 2. Модульное обучение на уроках экономики. Стр.16-17
Заключение. Стр.18
Библиографический список. Стр.19

Вложенные файлы: 1 файл

Модульное обучение на уроках экономики..doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

        При реализации принципа осознанной перспективы в процессе модульного обучения необходимо соблюдать следующие педагогические правила:

    • Каждому учащемуся вначале надо представлять всю модульную 
      программу, разработанную на продолжительный этап обучения 
      (курс, год или весь период).
    • В ней точно указывается комплексная дидактическая цель, 
      которую обучающий должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат.
    • В нее входит программа учебных действий для достижения 
      намеченной цели, а обучающийся обеспечивается путеводителем для достижения близких, средних и отдаленных перспектив.
    • В начале каждого модуля обязательно нужно конкретно описать интегрированные цели учения в качестве результатов деятельности.
    • В начале каждого элемента следует точно указать частные цели 
      учения в качестве результатов деятельности.

        7. Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности.

        На эффективность  учения влияет множество факторов, прежде всего соответствие содержания обучения возможностям учащихся. Однако и при соблюдении этого условия в процессе учения возникает много сложностей, в частности, из-за неумения обучающихся выбирать оптимальные пути усвоения материала, неразвитости навыков самостоятельного познания. Существуют проблемы и в деятельности педагогов, например, из-за нехватки мастерства, неумения, применять все методы обучения и выбирать наиболее приемлемый метод для данных условий или их сочетания.

        Пути решения этих проблем раскрывают педагогические правила, реализация принципа разносторонности методического консультирования:

    • Учебный материал следует представлять в модулях с использованием личных объяснительных методов, облегчающих усвоение информации.
    • Должны быть предложены различные методы и пути усвоения 
      содержания обучения, которые обучающийся может выбирать свободно, либо, опираясь на них или личный опыт, создавать собственный оригинальный метод учения.
    • Необходимо осуществлять методическое консультирование  
      педагога по организации процесса обучения.
    • Педагог может свободно выбирать предложенные методы и организационные цели обучения или работать по своим, оригинальным методам и организационным схемам.
    • В тех случаях, когда преподаватель сам строит модуль, желательно 
      в его содержание включить используемые им методы                  обучения, так как это создает условия для обмена опытом между педагогами, преподающими эквивалентные курсы или предметы.

        8. Важно соблюдать принцип паритетности. В последние годы уделяется особое внимание активизации обучаемых в педагогическом процессе, развитию управления и превращению его в самоуправление. Необходимо сосредоточить внимание на создании базисного условия для реализации взаимодействия в процессе обучения. Им может быть уровень подготовленности обучающихся. Именно от него в первую очередь зависит характер связей управления. Но о каких реальных отношениях может идти речь, если, как это бывает при традиционном обучении, основной целью встреч педагога и обучаемого является предоставление первым информации второму? Другими словами, во время занятий педагог чаще всего делает «информационные инъекции», забывая о необходимости использования других функций.

        Эффективным педагогический процесс будет при условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому. Но для этого необходимо обеспечить обучающихся эффективными средствами учения, такими как модуль. Используя это информационное средство, обучаемый сможет самостоятельно организовать усвоение нового материала и приходить на каждую педагогическую встречу подготовленным, решая проблемные вопросы, участвуя в исследовательской деятельности и т.п.

        Принцип паритетности в модульном обучении требует  соблюдения следующих педагогических проблем:

    • Модульная программа обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня.
    • Она призвана освобождать педагога от выполнения чисто информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции.
    • Модули должны создавать условия для совместного выбора педагогом и учеником оптимального пути обучения.
    • В процессе модульного обучения преподаватель передает некоторые функции управления модульной программе, в которой они трансформируются в самоуправление.

        Вышеизложенные принципы модульного обучения взаимосвязаны. Они (кроме принципа паритетности) отражают особенности построения содержания обучения, а принцип паритетности характеризует взаимодействие педагога и обучаемого в новых условиях, складывающихся в ходе реализации модульного подхода в процессе обучения. Все названные принципы опираются на общедидактические и взаимосвязаны с ними.

1.5 Основные отличия модульного обучения от других систем обучения.

        Модульное обучение значительно отличается от других систем обучения, так как базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими и определяющих общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации. Это принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, гибкости, осознанности перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности. Основные различия:

        В-первых, содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая  цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.

        Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение.

        В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

        В-четвертых, наличие  модулей с печатной основой позволяет  учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.

1.6 Преимущества модульного обучения.

        Модульное построение дает ряд значительных преимуществ  и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса. К числу преимуществ данного метода обучения относятся:

    • обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;
    • системный подход к построению курса и определению его содержания;
    • гибкость структуры модульного построения курса;
    • эффективный контроль за усвоением знаний; 
      выявление перспективных направлений научно-методической 
      работы преподавателя;
    • быстрая дифференциация обучающихся: различаются «усредненные» группы отличников, успевающих и слабых, вместо 
      которых появляются первый, второй, десятый, сотый и т.д. ученики;
    • при значительном сокращении времени лекций и поиске новых форм занятий преподаватель успевает дать необходимые знания, навыки и умения в своей предметной области.

        Модульное формирование курса обучения дает возможность осуществлять перераспределение времени, отводимого учебным планом на его изучение, по отдельным видам учебного процесса расширяет долю практических и лабораторных занятий, а также самостоятельной работы.

        Взаимосвязь различных  форм обучения при модульной организации учебного процесса позволяет целенаправленно управлять научно-методической работой преподавателя и определять узкие места методического или программного обеспечения, лабораторной базы. Кроме того, наглядность структуры курса «проявляет» перспективные направления их совершенствования и позволяет научно обоснованно планировать работу всего педагогического коллектива.

        Модульный подход в  обучении позволит более полно удовлетворить потребности творческой личности в образовательной деятельности, поскольку появится осознанная заинтересованность в получении тех или иных знаний; возможность изменять специализацию или получать несколько специализаций; изменять уровни притязаний (бакалавр, магистр), форсировать или продлевать срок изучения в целом при известной конечной цели; быстро реагировать на рыночную конъюнктуру, индивидуализировать процесс обучения, осуществлять сотворчество с преподавателем, снизить фактор неудовлетворенности индивида в образовании.

        Модульное обучение - это возможность для каждого ученика включаться в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работать с дифференцированной по содержанию программой. Идет индивидуализация контроля, самоконтроля, консультирования. Важно, что ученик имеет возможность самореализоваться. Данная система обучения способствует продвижению каждого ученика на более высокий уровень обучения.

        Поскольку управление учеником на уроке осуществляется через  модули, то задача учителя состоит  в грамотном выделении дидактических  целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Учитель в процессе овладения технологией модульного обучения значительно растет профессионально. Это путь профессионального самосовершенствования учителя, возможность для его самореализации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Глава 2 Модульное обучение на уроках экономики.

       Модульное обучение на уроках экономики мало, чем отличается от обучения на любом другом предмете, но все же имеет свои специфические особенности: соответствующая экономическая литература, определенное программное обеспечение учебного назначения (Компанией «1С» разработаны два электронных издания по экономике для старших классов: CD-ROM «Экономика и право», CD-ROM «Экономика. Практикум»), практические работы, тестовые задания и т.п.

       Как было сказано выше, модульная технология обучения состоит из двух компонентов.  Первым из них является модульная  программа, которая составляется учителем. В качестве второго компонента модульной технологии выступает модульный урок.

        Прежде всего, необходимо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной  дидактической цели (КДЦ) и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу преподавателю необходимо:

-         выделить основные научные идеи курса;

-         структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определённые    

     блоки; 

-    затем сформулировать комплексную  дидактическую цель (КДЦ).

            КДЦ имеет два уровня: первый  предполагает усвоение учебного  содержания и его использование  в практике на начальном этапе  изучения, а второй требует перспективного  подхода к учебному содержанию. Из КДЦ выделяются интегрирующие  дидактические цели (ИДЦ) и соответственно им формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою ИДЦ. Совокупность этих целей обеспечивает достижение КДЦ.

       Однако  в модули входят крупные блоки  содержания учебного предмета. Поэтому  каждая ИДЦ делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы. Каждой ЧДЦ соответствует один учебный элемент. В результате создается дерево целей: вершина дерева – КДЦ для модульной программы, средний слой – ИДЦ для построения модулей и нижний слой – ЧДЦ для построения учебных элементов.

       Модуль  любого порядка включает контроль за выполнением задания, за усвоением  знаний учащихся. Модуль будет неполным, если отсутствует инструкция по контролю. В модульной технологии используются следующие формы контроля: самоконтроль; взаимный контроль учащихся; контроль преподавателя.

Информация о работе Модульное обучение на уроках экономики