Мозговой штурм в системе воспитательных форм ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 04:19, реферат

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие особенностей мозгового штурма как инновационного метода обучения и воспитания в высшем профессиональном образовании. Исследование особенностей организации и этапов проведения мозгового штурма с целью повышения эффективности Обучения и воспитания в высшей.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выдвигаются следующие задачи:
1) раскрыть и охарактеризовать особенности воспитательных форм ВУЗа;
2) рассмотреть традиционные и инновационные методы воспитания и опыт их реализации.
3) обобщить изученную литературу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретический модуль
Система воспитательной работы…………………………………………
Опыт реализации традиционных /нетрадиционных форм воспитания и обучения в ВПО……………………………………………….
Инновационные формы воспитания и обучения в ВПО………………...13
Вывод по первой главе…………………………………………………………19
Глава II. Технологический модуль
. История возникновения «мозгового штурма»…………………………20
2.2. Условия проведения «мозгового штурма»…………………………..23
2.3 Правила проведения мозгового штурма……………………………..…27
2.4. Этапы проведения мозгового штурма…………………….………….29
2.5. Существующие классификации «мозгового штурма»………………32
Вывод по второй главе……………………………….………………………..38
Заключение……………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по Мозговому штурму.docx

— 75.24 Кб (Скачать файл)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образование

«Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы»

(ФГБОУ  ВПО БГПУ им М.Акмуллы)

 

 

 

 

 

 

 

МОЗГОВОЙ  ШТУРМ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФОРМ ВУЗА

 

Реферат по педагогике высшей школы

 

 

Выполнил: магистрант

                     первого года обучения

                    магистратуры «Психология труда и

организационная психология»

при  кафедре практической психологии.

                      Колобова Е.С.

 

 

 

Проверил: к.п.н., проф.,

заведующая  кафедрой

педагогики  и психологии

                    профессионального образования

                    Исламова З.И.

___________/___________

                                                  (оценка)            (подпись)

 

 

 

 

 

 

Уфа 2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

 

Глава I. Теоретический модуль

    1. Система воспитательной работы…………………………………………
    2. Опыт реализации традиционных /нетрадиционных форм воспитания и обучения в ВПО……………………………………………….
    3. Инновационные формы воспитания и обучения в ВПО………………...13

Вывод по первой главе…………………………………………………………19

Глава II. Технологический модуль

    1. .   История возникновения «мозгового штурма»…………………………20

2.2.    Условия проведения  «мозгового штурма»…………………………..23

2.3      Правила проведения мозгового штурма……………………………..…27

2.4.     Этапы проведения мозгового штурма…………………….………….29

2.5.     Существующие классификации «мозгового штурма»………………32

Вывод по второй главе……………………………….………………………..38

Заключение……………………………………………………………………..39

Список литературы……………………………………………………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди требований, предъявляемых к  современному специалисту, важнейшими являются профессиональная и социальная компетентность, активная жизненная  позиция, твёрдость нравственных убеждений, способность отстаивать свои принципы. В этой связи одной из первостепенных задач высшего образования является формирование духовности будущих специалистов.

Социально-экономические и политические преобразования в России, подготовка нового поколения, способного успешно  осуществлять эти преобразования в  интересах личности, общества и государства, преодоление многочисленных проявлений бездуховности в молодежной среде требуют усиления роли воспитания как социального института в высших учебных заведениях.

Современная реальность обладает значительным положительным воспитательным потенциалом, создает новое пространство для  развития личности, ее самоопределения  и самореализации. Однако наряду с  этим существуют негативные явления  среды, которые «вымывают» гуманитарную и гуманистическую направленность образования.

Целью исследования является раскрытие особенностей мозгового штурма как инновационного метода обучения и воспитания в высшем профессиональном образовании. Исследование особенностей организации и этапов проведения мозгового штурма с целью повышения эффективности Обучения и воспитания в высшей.

Объектом  исследования является воспитательные формы ВУЗа.

Предметом исследования становится мозговой штурм как инновационный метод воспитания и обучения в высшем профессиональном образовании процесс становления и развития профессионального образования в республике Башкортостан.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выдвигаются следующие задачи:

1) раскрыть  и охарактеризовать особенности воспитательных форм ВУЗа;

2) рассмотреть традиционные и инновационные методы воспитания и опыт их реализации.

3) обобщить  изученную литературу.

В исследовании использовались следующие методы: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение  и систематизация.

 

Глава I. Теоретический модуль

 

    1. Система воспитательной работы

В  условиях становления демократического общества и укрепления государственности в России воспитание студентов является важнейшей задачей подготовки специалиста с высшим образованием  и выполняет главную функцию – формирование личности с высоким уровнем гражданской и духовно-нравственной культуры.

Среди приоритетов воспитания студентов  в ВУЗах особенно важными являются приоритеты воспитания патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, обладающих высокой нравственностью, духовностью, проявляющих уважительное отношение к историческому и культурному наследию России, традициям и культуре других народов.

Социально значимые идеалы  воспитания студентов представлены в  гуманитарных ценностях,  которые служат основанием для определения задач воспитания. Задачи воспитания студентов отражены в концепции и программе воспитательной работы в: 

  1. Формирование гуманистических, гражданских идеалов и ценностей.
  2. Воспитание ответственного и творческого отношения к учебному и профессиональному труду, интереса к будущей профессии.
  3. Воспитание патриотизма, уважения к Родине, национальным традициям  и культуре других народов.
  4. Развитие духовно-нравственной  и эстетической культуры.
  5. Создание условий для нравственного, гражданского,  профессионального самоопределения, саморазвития и самоутверждения в различных видах деятельности.

 Воспитательная система   в университете строится таким  образом, что студенты становятся  в позицию активных субъектов создания   культурно-образовательного пространства вуза.  Деятельность студентов в включает:

  • овладение  достижениями мировой и отечественной культуры в процессе изучения социально-экономических дисциплин (история отечества,  философия, культурология и др.);
  • участие в социально-общественных движениях и акциях и приобретение    опыта реализации нравственных и гражданских позиций;
  • получение    профессионального образования высокого качества
  • овладение  способами индивидуально-творческого саморазвития и самоопределения в культурной среде.

Воспитательная система рассматривается в единстве следующих подсистем:

  • образовательный  процесс как среда «вхождения» личности в мир культуры,  профессионального становления и интеллектуально-творческого развития;
  • внеучебная культуросообразная деятельность студентов как система социально-общественной и культурной практики в вузе и социуме;
  • творческая деятельность студентов, создающая условия для саморазвития и самореализации личности в пространстве культуры;
  • социально-благотворительная деятельность студентов как среда накопления социального опыта и проявления нравственных позиций личности;
  • спортивно-оздоровительная деятельность студентов как среда воспитания здорового образа жизни.

По каждому из направлений  деятельности проектируется  активное участие самих студентов в  ее  становлении и развитии, что  отражено как в  программе  воспитательной работы университета  в целом, так  и в планах воспитательной работы каждого из его подразделений.

Объединяющим фактором в системе воспитательной работы ВУЗов  являются общеуниверситетские мероприятия, в которых в различных формах участвуют все студенты. К числу таких мероприятий относятся:

  • проведение торжественных собраний, посвященных  знаменательным датам (День защитника Отечества, День победы и др.).
  • организация и проведение массовых мероприятий (митингов, собраний, слетов, фестивалей и др.).
  • проведение бесед, лекций, дебатов, диспутов, конференций по проблемам духовно-нравственного, гражданского  и патриотического воспитания молодежи, по актуальным проблемам литературы, искусства, науки, политики, по проблемам защиты прав и свобод личности, предупреждения и преодоления негативных явлений среди молодежи (наркомания, алкоголизм, правонарушения);
  • проведение дней здоровья, спортивных праздников, соревнований, экскурсий,
  • походов по родному краю, по местам боевой славы;
  • организация работы молодежных клубов, творческих объединений;
  • организация «Дней факультетов», «Дней кафедр»,  недели студенческой науки, выставок лучших студенческих работ.

Указанные виды деятельности и формы  работы стали  основой для формирования  традиций многих ВУЗов: проведение праздничных мероприятий, конкурсов, смотров, организация благотворительной деятельности (шефство, помощь ветеранам);  организация фестивалей, выставок, спортивных праздников и др.

Воспитательная  работа в общежитии – предмет особой заботы всего профессорско-преподавательского коллектива университета  и самих студентов. Главная особенность воспитательной работы в общежитии – опора на  студенческий актив, организация студенческого самоуправления.  В общежитии работает студсовет, который выполняет свои функции в сотрудничестве с ректоратом, деканатами, кураторами.

Программа воспитательной работы в общежитии включает культурологическое  просвещение, организацию труда  по самообслуживанию, социальную защиту и охрану здоровья студентов.

В студенческих общежитиях  предметом особого внимания  актива и преподавателей стали вопросы  профилактической работы с первокурсниками  в плане адаптации их к условиям обучения и жизни в университете, вопросы профилактики правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекции.  Эти проблемы входят в программы просвещения и обсуждения  в общежитиях и в студенческих группах.

Большое внимание руководством университета уделяется организационно-управленческой  деятельности в области воспитания  студентов. В ДГАУ введена должность ответственного за  воспитательную работу – помощник ректора по воспитательной работе, функционирует институт кураторства и студенческое самоуправление.

При организации воспитательной работы большое внимание уделяется  стимулированию деятельности студентов, оценке ее результатов, что выражается в поощрениях и награждениях.

1.2 Опыт реализации  традиционных/ нетрадиционных форм  воспитания и обучения в ВПО. 

В настоящее время учебно-воспитательный процесс ВУЗов в основном сориентирован на формирование профессиональных качеств будущих специалистов и не способствует в полной мере воспитанию у них гражданского долга, гражданской позиции, патриотизма в целом. Передача культуры, функцию формирования мировоззрения и функцию продуцирования культурных ценностей (воспитательная функция), является одной из главных задач университетов, которая на сегодняшний день практически утрачена. Возникла необходимость целенаправленной и планомерной работы вузов по патриотическому воспитанию молодежи.

В системе ценностных ориентаций студенческой молодежи патриотизм и  национальное достоинство занимают последнее место. Значит, система  формирования патриотических качеств  личности студента в современных  условиях нуждается в существенном обновлении. В условиях трансформирующегося общества важно помочь молодому человеку не только определиться в понимании патриотических ценностей, но и помочь ему следовать им.

Современная молодежь получает информацию об истории своей страны, в основном, через интернет и СМИ, а не в учебном процессе, что говорит не в пользу системы образования. Можно констатировать, что одну из своих функций, воспитательную, вуз практически передал другим институтам социализации.

Требует снижения нагрузка воспитателей. Она не должна превышать 200 студентов на одного воспитателя. В отдельных вузах нагрузка составляет 330 студентов на одного воспитателя. Необходимо, чтобы руководители постоянно  держали в поле зрения состояние  воспитательной работы в общежитиях.

В современной России, например, уже наметилась тенденция  постепенного «вызревания» элементов  системы гражданского воспитания, начиная  уже со средней школы. Многие педагогические коллективы по желанию родителей  и учащихся при активной методической помощи ученых-педагогов, органов управления образованием, а также инициативных профильных сообществ и ассоциаций вводят изучение в качестве основных учебных предметов государственно-правовой политики, граждановедения, правоведения. Эта профильно очерченная деятельность, направленная на воспитание базовых начал гражданственности у молодежи, стала чаще получать поддержку государственных органов, научных организаций, СМИ как на федеральном, так и региональном уровнях.

Информация о работе Мозговой штурм в системе воспитательных форм ВУЗа