Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 00:39, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей 5-7 лет.
Объект исследования - дети 5-7 лет.
Предмет исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей 5-7 лет.
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Мышление как психический познавательный процесс
1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте
1.3 Развитие наглядно-образного мышления детей 5-7 лет.
2. Практическая часть
2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления у детей 5-7 лет.
2.2 Рекомендации родителям и воспитателям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления
Заключение
Литература
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Некоторые авторы (Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская и др.) обращают внимание на необходимость четкого различия двух понятий - тип образа и тип оперирования образом. В ряде исследований показано, что тип оперирования образами об известной мере не зависит от типа самих образов.
В других исследованиях имеются данные о том, что тип образа (его структура, его функциональные особенности) влияет на процесс оперирования, расширяя или сужая возможности последнего (В.П. Зинченко, Н.Н. Поддъяков).
В работах И.С. Якиманской выделены три типа оперирования образами. Первый тип характеризуется усиление представлять предметы (или их части) в различных пространственных положениях. Для второго типа характерно преобразование структуры и пространственного положения исходного образа. Третий тип оперирования заключается в построении принципиально новых образов, на основе сложных преобразований исходных образов.
Многие авторы (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Ж. Плаже и др.) рассматривают возникновение наглядно-образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка. Однако условия формирования образного мышления у дошкольников, механизмы его осуществления изучены далеко не полностью.
В ряде исследований (Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская и др.) выделены основные типы оперирования образами. Один из этих типов заключается в мысленном воспроизведении объекта в различных пространственных положениях. Такое оперирование является существенным моментом функционирования наглядно-образного мышления детей и имеет важное значение в процессе осуществления детской деятельности. Умение детей представлять объекты в различном пространственном положении - это достаточно сложное умение. Оно включает в качестве исходных звеньев другие, более простые умения, например представление предметов в том положении, в котором они находились в процессе непосредственного восприятия.
Переход к умениям представлять предметы в различных пространственных положениях может осуществляться на основе формирования промежуточных умений. Они заключаются в том, что ребёнок представляет разные пространственные положения скрытых частей объекта по видимым. Важно отметить, что эти умения играют роль не только промежуточного этапа, подводящего к формированию более сложных умений. Они имеют самостоятельное значение в ходе развития познавательной деятельности ребёнка.
Один из важных признаков развития наглядно-образного мышления состоит в том, насколько новый образ отличается от исходных данных, на основе которых он построен.
Степень
различия между формируемым новым
образом и исходными образами,
отражающими условия задачи, характеризует
глубину и радикальность
В своей повседневной жизни дети дошкольного возраста очень рано сталкиваются с изменением и развитием различных предметов и явлений. Экспериментальные исследования, а также систематические наблюдения за деятельностью дошкольников дают основание полагать, что одна из своеобразных форм чувственного обобщения, которая далеко выходит за пределы непосредственно воспринимаемого и является исходным моментом развития более сложных форм обобщения, возникает в процессе познания детьми предметов в их изменении и развитии. Характерная черта такого познания - формирование в этом процессе особых представлений, отражающих последовательность изменений, преобразования объекта, которые недоступны непосредственному восприятию.
Важным
условием возникновения наглядно-
Развитие
образного отражения
Основная
линия развития наглядно-образного
мышления заключается в формировании
умения оперировать образами предметов
или их частей. В качестве основы
такого оперирования выступает умение
детей произвольно
Затем
в продуктивной деятельности формируется
система воспроизводящих
В
ходе такого обучения у детей развивается
способность произвольно
Существенный
момент развития наглядно-образного
мышления - формирование у детей
определённой техники оперирования
образами. Основой такого оперирования
является использование детьми особой
группы средств мыслительной деятельности,
с помощью которых
Образное мышление - основной вид мышления детей 5-6 летнего возраста. И как показывают исследования психологов, уже в этом возрасте дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, Они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.
Способность
к использованию в мышлении модельных
образов, которая начинает складываться
у детей 3-4 лет, становится у детей
5-6 лет основой понимания
У
детей 5-6 лет ведущее значение приобретает
наглядно образное мышление. К наглядно-действенному
мышлению старшие дошкольники
Задания,
в которых связи, существенные для
достижения цели, можно обнаружить
без проб, старшие дошкольники
обычно решают в уме, а затем уже
выполняют безошибочно
Младшие дошкольники решают подобные задачи при помощи внешних ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно-действенного мышления. Так, если детям предлагают задачу на использование рычага, где прямой результат действия заключается в отодвигании от себя его ближнего плеча, а косвенный в приближении дальнего, младшие дошкольники пробуют двигать рычаг в разных направлениях, пока не найдут нужного.
Дети 4-5 лет при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка знакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получить необходимый результат в уме.
Возможность обобщать полученный опыт, переходить к решению задач с косвенным результатом в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, сами приобретают обобщенный характер, отображают не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной задачи.
Проведенный нами анализ как отечественных, так и зарубежных исследований показывает, что развитие наглядно-образного мышления - это сложный и длительный процесс. Н.Н. Поддъяков показал, что развитие внутреннего плана у детей дошкольного возраста проходит следующие этапы:
1-й
этап. Ребенок еще не может
действовать в уме, но уже
способен манипулировать
2-й
этап. Здесь в постановку задачи
уже включается речь. Сама задача
может быть решена ребенком
еще только во внешнем плане,
путем непосредственного
3-й
этап. Задача решается уже в
наглядно-образном плане путем
манипулирования образами-
4-й
этап. Это - заключительный этап,
на котором задача вслед за
найденным ее наглядно-
Итак, основное значение в познании дошкольниками окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление. Оно дает ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности, становится источником детского творчества.
Уровень
развития наглядно-образного мышления,
достигаемый в дошкольном возрасте,
имеет непреходящее значение для
всей последующей жизни человека,
служит тем основным вкладом, который
дошкольное детство вносит в общий
процесс психического развития.
Для изучения развития наглядно-образного мышления у детей 5-7 лет нами была проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на определения уровня развития наглядно-образного мышления в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. В эксперименте принимали участие дошкольники 5-7 лет.
Для изучения развития данного вида мышления мы использовали следующие универсальные методики, позволившие оценить нам развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста:
«Нелепицы», направленную на изучение наглядно-образного мышления и элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире;
«Время года», позволившую нам оценить непосредственно уровень развития наглядно-образного мышления у дошкольников;
Исследование проводилось в индивидуальной форме.
Информация о работе Наглядно образное мышление детей 5-6 лет