Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:30, дипломная работа
Актуальность изучения проблемы. Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.
В контексте нашего исследования охарактеризуем некоторые особенности неполной семьи как социальной группы, исходя из того, что неполная семья - это особый тип семьи, характеризующийся специфической формой институирования, нарушением внутренней структуры и деформацией супружеского и родительского аспектов семейных отношений. Неполная семья - это одна из моделей современной семьи, возникшая как следствие противоречивых тенденций развития брачно-семейных отношений, но не являющаяся в то же время адекватным способом их решения. В качестве рабочего определения неполной семьи можно дать следующее: неполная семья - это малая социальная группа, совместно проживающих одного из родителей и его детей (ребёнка), образовавшаяся в результате развода, смерти одного из супругов, рождения или усыновления ребёнка вне брака, в которой ответственность за воспитание и социализацию детей несёт, как правило, один из родителей.
По количеству поколений в семье различают неполную простую (мать или отец с одним или несколькими детьми) и неполную расширенную (мать или отец с одним или несколькими детьми и другими родственниками). Также как и полная, неполная семья характеризуется общностью формирования и удовлетворения социально-экономических и биологических потребностей; совокупностью духовных, нравственных и психологических установок; индивидуальными, внутрисемейными отношениями и выполняет основные семейные функции - хозяйственно-экономическую, демографическую, воспитательную, рекреативную, эмоциональную, коммуникативную, сексуальную, социально-статусную, фелицитологическую, функцию первичного социального контроля.
Особенности современной неполной семьи во многом обусловлены изменениями в соотношении тех или иных функций, их перегруппировкой и определяются своеобразием уклада жизни, отношений, присущими каждой конкретной семье. Неполная семья имеет весьма специфические условия жизнедеятельности, отличается своеобразными условиями воспитания и социализации детей. Под социализацией мы понимаем развитие ребёнка во взаимодействии с окружающей средой в процессе её усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также развитие и саморазвитие в том обществе, к которому он принадлежит (Мудрик А. В.). Ведущая роль семьи в процессе социализации ребёнка неоспорима, так как семья определяет физическое, умственное и эмоциональное развитие личности, играет определяющую роль в формировании психологического пола ребёнка, имеет большое значение в овладении человеком социальными нормами и фундаментальными ценностными ориентациями, выполняет функцию социально-психологической поддержки и защиты своих членов от негативного воздействия окружающего мира (Мудрик А. В.).
Согласно данным отечественных исследователей,
реализация функций семьи в условиях воспитания
детей в неполной имеет следующие особенности:
затруднена экономическая поддержка несовершеннолетних
членов семьи, так как часто неполная семья
- малообеспеченная или нуждающаяся; неполные
семьи в первую очередь испытывают жилищные
затруднения; материальные затруднения
могут привести к нарушению физического
здоровья детей из неполной семьи в силу
неполноценного питания, отсутствия необходимой
одежды и обуви и вызвать трудности в восстановлении
здоровья ребёнка, его лечении; снижается
реализация репродуктивной функции, не
удовлетворяется потребности родителей
в детях, детей - в братьях и сестрах;
снижается возможность в организации
содержательного досуга и отдыха в силу
недостатка материальных средств и занятости
одинокого родителя; "двойная" ответственность
матери за материальное обеспечение и
социализацию ребёнка часто сдвигает
ориентиры на материальное обеспечение,
а не на духовные ценности, то есть могут
произойти нарушения в овладении ребёнком
социальными нормами и правилами; отсутствие
в неполной семье эмоционально-психологического
фона, который создают полноценные супружеские
и родительские отношения; нарушается
эмоциональная связь с отсутствующим
родителем, не реализуется потребность
в привязанности к нему; нарушение процесса
формирования психологического пола ребёнка,
затруднено развитие представлений о
культуре общения между полами.
Исходя из данного нами рабочего определения
неполной семьи, кратко охарактеризуем
воспитательную ситуацию, складывающуюся
в различных типах неполных семей, учитывая,
что этим типам семей присущи все ранее
названные особенности.
Неполная семья, с точки зрения некоторых исследователей, является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Более существенной проблемой в воспитании является отсутствие одного из родителей. Наличие отца и матери является важнейшим условием нормального эмоционально-нравственного развития ребенка в семье. Психологическая необходимость обоих родителей для нормального семейного воспитания объясняется с различных позиций. Существенным в воспитании детей, бесспорно, является влияние и отца, и матери, дополняющее друг друга. Поэтому неслучайно в неполных семьях чаще, чем в полных в воспитании детей принимает участие старшее поколение, стремясь восполнить недостающее родительское влияние.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
§2.1 Организация и описание методик исследования
Для достижения поставленной цели исследования, нами было организовано и проведено эмпирическое исследование психологических особенностей детей из неполных семей. Для проведения данного исследования нами были сформированы две группы: первую группу составили подростки из неполных семей и их родители, вторую группу составили подростки из полных семей и их родители. Каждой группу составляли 30 подростков и 30 родителей.
Для определения особенностей родительского отношения была использована методика исследования родительского отношения Варга - Столин [32, c. 126]. Тест - опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Для определения психологических особенностей детей из неполных детей были использованы следующие методики:
Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда [31, c. 123] использовалась для определения уровня социально-психологической адаптации. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни - переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Используя показатели и ключи интерпретации подсчитывается интегральные показатели по шкалам: «адаптация», «самопринятие», «принятие других», «интернальность», «эмоциональная комфортность», «стремление к доминированию».
Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности - как высокие.
Данная методика относится к классу опросников.
В опроснике содержатся 101 высказывание о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиля поведения.
Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника испытуемый должен оценить, в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему по семи бальной шкале.
Ответ заносится в бланк для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
Методика исследования самоотношения по С. Р. Пантелееву [60, c. 45]. Данная методика направлена на изучение особенностей самоотношения по следующим шкалам:
- «открытость»;
- «самоуверенность»;
- «саморуководство»;
- «отраженное самоотношение»;
- «самоценность»
- «самоприятие»;
- «самопривязанность»;
- «внутренняя конфликтность»;
- «самообвинение».
Испытуемому предлагается 110 утверждений, по которым он должен выразить свое согласие или несогласие. Подсчет баллов проводится в соответствии с ключом, полученные баллы переводятся в стены, чем выше балл, тем выраженнее исследуемый параметр.
Опросник нервно-психического напряжения Т.А. Немчина [24, c. 112]. Опросник нервно-психического напряжения, предложенный Т.А. Немчиным представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения, содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.
Исследование проводится индивидуально.
После заполнения бланков производится подсчет набранных испытуемых баллов путем их суммирования. Минимальное количество баллов - 30; максимальное - 90 баллов. Диапазон слабого, или детензивного нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов, умеренного - от 51 до 70 баллов, чрезмерного или интенсивного - от 71 до 90 баллов [39, c. 123].
На основе сбора данных нами был проведен качественный и количественный анализы данных, а также проведена математическая обработка данных с использованием программы «Статистика +, 2006 версия».
Заключительным шагом стало формулирование выводов эмпирического исследования.
§2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Для исследования особенностей детско-родительских отношений на первом этапе было проведено исследование по методике диагностики детско-родительских отношений А.Я. Варга и В.В. Столина, мы получили следующую картину: в 24% случаев родители из неполных семей имели высокие значения по шкале «Маленький неудачник», при котором в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. В то время, как родители из полных семей лишь в 10% случаев выбрали данный тип отношения к ребенку; в 31% случаев родители из неполных семей избрали «Авторитарную гиперсоциализацию», которая отражает форму и направленность контроля за поведением ребенка. 16% родителей из полных семей пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами; 20% случаев преобладает полюс шкалы «Принятие-отвержение», при которой родитель из неполной семьи воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. Другой полюс данной шкалы был выбран 33% родителей из полных семей, который отражает эмоциональное интегральное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.
В 13% случаев преобладают у родителей из неполных семей значения по шкале «Кооперация» - социально-желательный образ родительского отношения - родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему; родители же из полных семей в 28% случаев выбрали данный тип отношения к своему ребенку.
12% родителей из неполных и 13% родителей из полных семей преобладающими значениями были по шкале «Симбиоз», которая отражает межличностную дистанцию в отношении с ребенком. Родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Родители постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
Диаграмма 1. Преобладающие формы детско-родительских отношений в исследуемых группах
Проведем статистическое исследование полученных данных с использованием непараметрического критерия сравнения U-критерия Манна-Уитни. Т.к. расчет произведен с помощью статистической компьютерной программы представим полученные в виде сводной таблицы.
Гипотезы:
Нулевая гипотеза Н0 - не существуют статистически значимые различия в показателях детско-родительских отношений в группах 1 и 2.
Альтернативная гипотеза Н1 - существуют статистически значимые различия в показателях детско-родительских отношений в группах 1 и 2.
Расчетные значения U-критерий Манна-Уитни
по шкалам детско-родительских отношений
Таблица 1.
Сравнение двух независимых выборок (U-критерий Манна-Уитни) | ||||||
шкала «Маленький неудачник» | ||||||
Размер группы #1 |
30 |
Размер группы #2 |
30 | |||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
1200,5 |
|||||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
629,5 |
U |
164,5 | |||
шкала «Авторитарная гиперсоциализация» | ||||||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
1311 |
|||||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
519 |
U |
54 | |||
шкала «Принятие отвержение» | ||||||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
1351,5 |
|||||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
478,5 |
U |
13,5 | |||
шкала «Кооперация» | ||||||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
495 |
|||||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
1340 |
U |
25 | |||
шкала «Симбиоз» | ||||||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
900 |
|||||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
930 |
U |
435 |