Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:07, курсовая работа
Объектом исследования является процесс непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека.
Предмет работы: условия и механизмы (ресурсы) организации системы непрерывного образования в регионе.
Цель работы: исследовать организацию системы непрерывного образования в регионе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы организации системы непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека……………………………………………………………………………..5
1.1. Роль и место образования в обеспечении качества жизни человека в современной социокультурной ситуации………………………………….5
1.2. Сущность и содержание идеи непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека…………………………….8
1.3. Составляющие региональной системы непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни человека……………………………….15
Глава 2. Составляющие системы обеспечения (условия и ресурсы обеспечения) непрерывного образования в регионе…………………………20 2.1 Трансформация деятельности системы школьного образования…………20
2.2 Расширение ресурсов дополнительного образования………………………
2.3 Интеграция возможностей разных типов УО в регионе…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….27
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
основы организации системы
1.2. Сущность и содержание идеи непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека…………………………….8
1.3. Составляющие региональной
системы непрерывного
Глава 2. Составляющие системы обеспечения (условия и ресурсы обеспечения) непрерывного образования в регионе…………………………20 2.1 Трансформация деятельности системы школьного образования…………20
2.2 Расширение ресурсов дополнительного образования………………………
2.3 Интеграция возможностей разных типов УО в регионе…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
На пороге XXI в. концепция образования на протяжении всей жизни приобрела ключевое значение. Она является ответом на вызов, который бросает нам мир, где изменения происходят столь быстро. Общечеловеческая и философская значимость идеи непрерывного образования велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку условия для постоянного развития, совершенствования, творческого обновления себя на протяжении всей жизни, а значит, обеспечить процветание всего общества. Именно поэтому государства и сегодня ищут свою модель организации процесса непрерывного образования. Первую разработку его теоретических основ осуществили П. Ленгранд, Э. Фор, Р. Даве, X. Гуммель, М.Д. Кареяли, Ф. Кумбс, Г. Коптаж. Идея непрерывного образования – детище XX в., но ее истоки можно найти у древних философов – Конфуция, Сократа, Аристотеля, Солона, Платона, Сенеки.[]
Необходимость возобновлять образование, профессиональную подготовку возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной и личной жизни. Подобная необходимость приобретает все большую актуальность.
Образование занимает все
большую роль в жизни каждого
человека в силу того, что возрастает
его роль в общей динамике развития
современного общества. Сегодня никто
не может рассчитывать на то, чтобы
в молодом возрасте набрать багаж
первоначальных знаний, которых хватит
ему на всю профессиональную жизнь,
так как постоянно
Непрерывное образование, реально отвечающее потребностям современного общества, не может быть связано лишь с одним определенным периодом жизни человека (например, образование взрослых) или быть ограниченным лишь одной целью (профессиональной подготовкой). Сегодня современному человеку необходимо учиться на протяжении всей жизни – это позволит каждому получить доступ к динамичному познанию мира, других и самого себя. Для государства и общества непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития человека, механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства.
Для каждого человека непрерывное образование должно стать процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов, духовных потребностей, развития задатков и способностей в различных учебных учреждениях, с помощью разных видов и форм обучения, а также путем самообразования и самовоспитания. Ведь становление личности, как утверждал в свое время Я.А. Коменский, происходит как в период ее социально-психологического и физиологического созревания, расцвета и стабилизации, так и в периоды старения организма.
Непрерывное образование предоставляет человеку возможность приобретать не только конкретные знания и умения, но и развивать личностные качества, ценностные ориентации. Образование дает возможность людям формировать собственную жизнь: оно позволяет занять им более достойное место в обществе, позволяет лучше адаптироваться к изменениям в профессиональной и общественной жизни, помогает гармонизировать отношения с собой, с окружающим миром, напрямую повышает их благосостояние.
Забота государства о качестве жизни личности и общества начинается с заботы о качестве образования. Поэтому мониторинг качества непрерывного образования является важнейшей подсистемой управления качеством жизни личности и общества со стороны государства и общества.
Непрерывное образование понимается как процесс и результат непрерывного развития личности. Необходимость возобновлять образование, профессиональную подготовку возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной и личной жизни (удовлетворение различного вида образовательных, профессиональных, культурных потребностей). Эта необходимость диктуется глобальными изменениями, произошедшими в мире. Поэтому тема непрерывного образования очень актуальна в наши дни.
Объектом исследования является процесс непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека.
Предмет работы: условия и механизмы (ресурсы) организации системы непрерывного образования в регионе.
Цель работы: исследовать организацию системы непрерывного образования в регионе.
Задачи:
1. Выявить роль и определить
место образования в
2. Сформировать теоретическое
представление о непрерывном
образовании как механизме
3. Выявить составляющие
системы непрерывного
Глава 1. Теоретические
основы организации системы
В современных условиях трансформации общества при смене культурных ценностей, культурных норм и отношений возникает необходимость выбора адекватной социокультурной модели образования. Произошла девальвация ценностей классического образования, базировавшегося на триединстве знаний, умений, навыков, возникло противоречие между целостностью культуры и технологией ее фрагментарного воспроизводства через знаниевый тип обучения. В этой ситуации обостряются противоречия между непрерывно возрастающим объемом знаний, необходимых человеку, и ограниченными (в рамках традиционных образовательных систем) условиями для овладения ими. Решение этого противоречия возможно лишь на пути перехода к непрерывному образованию, обеспечивающему целостное воспроизводство субъекта культуры. Целью непрерывного образования является постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждой личности на протяжении всей ее жизни.[3, с.7]
Связь между культурой и образованием во все эпохи была наитеснейшей, причем настолько, что образование по праву характеризуется как часть культуры, ее сторона. На уровне социологического анализа отдельными авторами предлагается даже рассматривать социологию образования как часть социологии культуры.
Несмотря на то, что образование выступает как элемент культуры – системы более широкой, их взаимосвязь оказывается несколько иной по своей сути, нежели в описанных выше парадигмах. Если в них образование становилось фактором вторичным по своему генезису, зависимым от государства, производства, науки, то в случае с культурой ситуация имеет обратный характер. Уровень культуры в обществе зависит от состояния и уровня развития образования. Обращая внимание на такую зависимость, мы имеем в виду трактовку образования и культуры как социальных институтов. Отметим, что иногда культуру правильнее рассматривать не как отдельный социальный институт, а как совокупность институтов, организующих соответствующую деятельность специальных учреждений и лиц в данной сфере на основе соблюдения ими норм и правил этой деятельности, направленной на достижение целей и задач общества, конкретных социальных групп, личности.
Ни с одним другим социальным институтом образование не связано такими прочными узами, как с культурой. Эта связь имеет функционально – генетический характер. И образование, и культура как социальные институты транслируют опыт поколений, сохраняют и воспроизводят ценности, осуществляют социальный контроль за тем, как создается и распределяется продукция духовной жизни общества, организуют взаимодействие учреждений и групп людей в ходе производства, воспроизводства, сохранения и распределения духовных ценностей и т.д.
Причем осуществлялись эти функции образованием и культурой на протяжении всего процесса развития общества практически синхронно. Современная общественная ситуация подтверждает справедливость этого умозаключения. Нет оснований сомневаться в значительном потенциале связи между образованием и культурой. Таким образом, культурно-образовательная парадигма имеет благоприятные шансы быть примененной и в перспективе.
Подход к образованию, который играет важную роль в осмыслении образования, помогая понять, как оно превращается в один из основных видов деятельности человека, это – социокультурный подход. Выступая как универсальная технология жизнедеятельности человека, а значит, и его образования, культура сама базируется на нем. Образование выполняет роль опоры, транслятора, передаточного звена культуры, оно охватывает всю деятельность человека по освоению культуры.
Выполняя важные социокультурные
функции, образование способствует
активному включению индивидов
в социальную среду, выступает средством
воссоздания целостности
Социокультурная среда отражает сущностные связи человека с социокультурным окружением. Она имеет набор устойчивых элементов (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые требуют анализа в процессе разработки социально-культурных и образовательных программ. Поля и сферы жизнедеятельности человека имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно самостоятельные друг от друга области деятельности и взаимодействия его с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями.
Социокультурная ситуация – это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя: во-первых: социально-культурную среду (поля жизнедеятельности); во-вторых: те сферы жизнедеятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.).
В рамках социокультурной
среды (т.е. предмета
1. культурно-историческое наследие (или
историческая среда обитания человека,
мера ее освоения и востребованности);
2. художественная среда обитания человека,
обеспечивающая соответствующие формы
его активности по освоению и развитию
предметов и ценностей художественной
культуры, качество его художественной
жизни;
3. социально-психологическая среда обитания
(характер межличностных отношений ближайшего
окружения, форм и способов совместной
жизнедеятельности людей — их производственные
и семейные, формальные и неформальные
связи и отношения);
4. духовно-нравственная среда обитания
(как в форме общественной морали, так
и на интесубъективном уровне — как внутриличностное
содержание духовно-нравственных ценностей,
норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);
5. политическая среда обитания (характер
и содержание политической жизни, условия
и возможности участия человека в общественно-политической
деятельности);
6. экологическая среда обитания (состояние
природного окружения, а также ценностное
и деятельностное самоопределение человека
в природном мире).
Каждый компонент – поле социокультурной
среды по характеру его составляющих
можно представить в виде трех
уровней:
1. предметно-пространственное окружение
человека: памятники истории и культуры,
архитектура поселений, производственные,
бытовые и общественные интерьеры, производственное
и бытовое оборудование и т.д.;
2. информационная составляющая среды
(художественная, правовая, политическая,
эстетическая, этическая информация);
3. ценностно-ориентационная составляющая
(смысловая и ценностная нагрузка элементов
среды).
Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента (поля) среды.
К основными сферами
Информация о работе Непрерывное образование как механизм обеспечения качества жизни