Непрерывное образование как механизм обеспечения качества жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является процесс непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека.
Предмет работы: условия и механизмы (ресурсы) организации системы непрерывного образования в регионе.
Цель работы: исследовать организацию системы непрерывного образования в регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы организации системы непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека……………………………………………………………………………..5
1.1. Роль и место образования в обеспечении качества жизни человека в современной социокультурной ситуации………………………………….5
1.2. Сущность и содержание идеи непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека…………………………….8
1.3. Составляющие региональной системы непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни человека……………………………….15

Глава 2. Составляющие системы обеспечения (условия и ресурсы обеспечения) непрерывного образования в регионе…………………………20 2.1 Трансформация деятельности системы школьного образования…………20
2.2 Расширение ресурсов дополнительного образования………………………
2.3 Интеграция возможностей разных типов УО в регионе…………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.1docx.docx

— 104.57 Кб (Скачать файл)

При разработке социально-культурных программ учитываются проблемы функционирования учреждений, соответствующих определенному  полю социокультурной среды или  сфере жизнедеятельности.

Выбор и оценка человеком тех  или иных полей жизнедеятельности (элементов среды) и сфер жизнедеятельности, устойчивое распределение своего времени  и энергии между ними определяет образ жизни. Понятие «образ жизни» рассматривается как совокупность типичных видов и способов деятельности человека (социальной группы, общества), определяемая системой его ценностей  и условиями жизни.

Итак, социокультурная ситуация – это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации. Составляющие социокультурной ситуации – среда и сферы жизнедеятельности – являются одновременно областями проектной деятельности – образование в сфере образования.

В современном обществе образование  стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В  ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Еще Аристотель утверждал, что «лучшее  образование обеспечивает и лучший вид строя». Качество жизни это  та категория, с помощью которой характеризуются существенные обстоятельства жизни населения, определяющее степень достоинства и свободы личности каждого человека. Это комплексная характеристика уровня, а также объективных и субъективных условий жизни населения, определяющих физическое, ментальное, социально-культурное развитие человека, группы или сообщества людей. Качество жизни населения данной территории или государства определяется рядом экономических, социальных, техногенных, демографических, экологических, географических, политических и моральных факторов. Среди объективных факторов – потребление продуктов питания, жилищные условия, уровень занятости, развития сферы услуг, образования, социального обеспечения; среди субъективных – удовлетворённость работой и жизненными условиями, социальным статусом индивида, финансовым положением семьи и семейными отношениями. [ 8 ]

Таким образом, концепция качества жизни включает все аспекты взаимодействия человека и окружающей среды. Степень развитости народа зависит от сложившихся обстоятельств по выдвижению умных и инициативных лидеров, которые способны направить свой народ по пути прогресса и создать условия для прогрессивного начала в будущем. Непрерывное образование – это индустрия, направленная в будущее, лучший способ вложения денег. Частичным аналогом индекса качества жизни, получившим к настоящему времени распространение и признание, является индекс человеческого развития (ИЧР). В числе главных составляющих ИЧР:

  • средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • реальный среднедушевой валовой внутренний продукт;
  • уровень образования населения.

       Большинство стран длительное время использовали классификацию показателей качества и уровня жизни населения, подготовленную экспертами ООН в 1961 г. Так, классификация Европейской экономической комиссии ООН выделяет 8 групп показателей качества жизни, ставя на 1-е место здоровье, на 2-е – потребление, на 3-е – образование. В шведской модели качества жизни, разработанной в конце 1960-х – начале 70-х гг., на 1-м месте труд и его условия, экономические и политические возможности человека; разработчики модели стремились учесть в концепции качества жизни влияние социальной политики, проводимой правительствами, на условия жизни различных слоев населения. Обе эти концепции придавали доминирующее значение количественным показателям, особенно показателям, определяющим уровень жизни. В классификации ООН, распространяемой на все страны (в т. ч. и развивающиеся), на 1-е место поставлено потребление продуктов питания, далее – состояние здоровья, уровень образования. Наш век справедливо называют веком человеческих качеств.

       Перед глобальными вызовами современности, в условиях жестких ресурсных, экологических и демографических ограничений все большее значение приобретают человеческие способности, дарования и качества. Это означает, что новое столетие по смыслу будет веком образования, так как образование призвано обеспечить воспроизводство человека как социального существа, духовной, мыслящей и ответственной личности.

    

1.2. Сущность и  содержание идеи непрерывного  образования как механизма обеспечения  качества жизни современного  человека

       Одна из основных целей непрерывного образования – расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Этим признается недостаточность или неспособность базовой системы научить человека всему, что ему придется делать в течение профессиональной жизни. Непрерывное образование приравнивается к образованию взрослых, так как речь идет о различных формах переподготовки, повышения квалификации и культурного уровня людей, преодолевших обычный возраст базового обучения.

       Одним из способов решения данной задачи может выступать реализация концепции непрерывного образования, в отличие от прерывного – имеющего свои определенные временные рамки и конечный, достижимый результат. Практика показывает, что прерывные формы обучения не охватывает тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований.

       Непрерывное образование развивалось как феномен педагогической практики и как педагогическая концепция. Впервые концептуально оформленная эта идея была представлена на конференции ЮНЕСКО в 1965 г. известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. С середины 1970-х г. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах, становится основным принципом образовательных реформ.

       Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования.

       Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни.[3, с. 37]

       Идея организации образования на основе принципов непрерывности является достаточно новой для педагогической науки. В 80-е – 90-х г.г. XX в. преимущественно рассматривались частные аспекты проблемы непрерывного образования (Бондарь А.Д., Васильев К.И., Герчикова В.В., Коптаж Г., Краевский В.В., Кондратюк А.П., Леднев В.С., Махмутов М.И., Путилин В.Д., Тыхеев В.А., Федорова О.Ф., Халлиулин И.А.): необходимость перманентного совершенствования профессиональной квалификации, расширение сети учреждений образования взрослых. В работах П.Ф. Анисимова, С.И. Архангельского, П.Р. Атутова, Р. Даве, В.А. Кан-Калика, Г.В, Мухаметзяновой, С.Д. Намсараева, А.М. Новикова, П.С. Хейфеца, Е.В. Яковлева сформулированы концептуальные основы содержательно структурного подхода к построению системы непрерывного образования.

       Под непрерывным образованием понимается систематическая, целенаправленная деятельность человека по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и путем самообразования.

       Система непрерывного образования представляет собой совокупность образовательных программ, государственных и общественных воспитательно-образовательных учреждений и информационно-коммуникационных сетей, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех элементов, совместно решающих задачи воспитания, образовательной и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей, удовлетворяющих его стремление к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни.

       Данная структура, описанная Пионовой Р.С. [17], представлена на рис.1.

 

 

ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

Профессиональное

Профессиональное

 

Докторантура  Аспирантура

   

 

Повышение квалификации

 
 

Магистратура  Бакалавриат

 

Переподготовка

 

 

Высшее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессионально-техническое

   

 

 

 

Среднее специальное

 

 

 

 
   

                              Общее

Общее

 

Среднее

   

 

Общекультурная  подготовка,

физкультура, спорт, туризм, искусство и т.д.

 
 

Дошкольное

   
           
     

                                                            Рис. 1. Структура непрерывного образования

 

       Первое направление связано с функционированием традиционных компонентов системы: дошкольного воспитания, общего среднего образования, технического, специального и высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров. 

       Второе направление отражает процесс интенсивного развития общественных форм образования и самообразования (общественно-политического, общекультурного, экономического, правового, научного и т.д.) в учебно-информационных центрах, на разнообразных курсах, семинарах, в клубах по интересам, по месту работы, учебы, жительства и т.п. Особое место в решении задач неформального образования принадлежит СМИ, библиотекам, музеям, глобальной сети Internet и др. 

       Третье направление связано с созданием и совершенствованием единой государственной и общественной системы профессиональной ориентации и профотбора, способствующей всестороннему выявлению и реализации индивидуальных особенностей, интересов и склонностей каждого человека в определенных видах учебной и трудовой деятельности.

И, четвертое направление, которое по своей значимости является одним из наиболее важных, учитывает развитие непрерывного образования и самообразования, ориентированное на опережающее (как в количественном, так и в особенности в качественном отношении) кадровое обеспечение рынка труда.

Для достижения качественного уровня эффективности деятельности системы непрерывного образования необходимо, чтобы она обладала концептуальностью, управляемостью и эффективностью, а образовательные программы ее реализации – гибкостью, открытостью, доступностью, вариативностью, многоуровневостью, информативностью, креативностью. [19]

Очевидно, что индивид  должен продолжать свое обучение не только в своей профессиональной области, но и реализовывать сугубо личную «образовательную траекторию», непрерывно расширяя диапазон своих знаний. Под  образовательной траекторией понимается планомерное или стихийное движение обучающегося в зависимости от склонностей, способностей или требований карьеры  в образовательном пространстве (по ступеням и уровням). Образовательная  траектория может проходить через  весь жизненный цикл человека (с  раннего детства до пенсионного  возраста), включая формальное, неформальное и информальное обучение.

Понятия «формальное образование» и «неформальное образование» активно  используются в современной педагогической литературе. Они отражают два типа организации обучения, существенно  отличающиеся друг от друга. Характеризуя особенности формального образования, прежде всего указывают на то, что  оно обладает более жесткими, стандартизированными организационными формами. Формальное образование – это школьное образование; неформальное же протекает вне школы  – в общине, в общественных организациях и движениях, в клубах, кружках, разного  рода объединениях и группах. Среди  важных различий называют обязательный характер формального образования  и добровольный – неформального. Цель формального образования –  сформировать систему базовых знаний; неформального – удовлетворить  интерес к какой-либо отдельной  теме, провести с пользой и интересом  свободное время, восполнить недостаток в определенных знаниях. Так как программы формального образования являются наиболее интенсивными, то они, чаще всего, не позволяют совмещать обучение и работу. Неформальное же образование позволяет получать новые знания «без отрыва от производства». Кроме того, неформальное образование сохраняет все преимущества формального (кроме получения официального аттестата или диплома), предполагая контакт ученика с преподавателем, а также возможность обсуждения полученного знания с однокурсниками.

Информация о работе Непрерывное образование как механизм обеспечения качества жизни