Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:38, курсовая работа
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. И.Д.Маханева (2000), С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова (2002) указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.
Ведение
2
Глава I. Работа ДОУ по оздоровлению детей дошкольного возраста
1.1.Здоровье дошкольников и факторы его определяющие
6
1.2.Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях
Выводы по 1 главе
22
29
Глава II. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников
2.1. Характеристика нетрадиционных методов, используемых для сохранения и укрепления здоровья.
30
2.1.1.Оздоровительные игры
37
2.1.2.Дыхательная гимнастика
39
2.1.3.Ароматерапия
2.1.4. Музыкотерапия
2.1.5. Цветовоздействие
Выводы по II главе
43
46
54
56
Заключение
57
Литература
Использование ароматерапии предусматривает активизацию обонятельных центров головного мозга - это свежий запах хвои, острый запах корейского бальзама приятный запах лимона, кинзы, душицы, мяты. Вдыхая на уроке эти ароматы, дети представляют, что находятся в лесу, где чистый и свежий воздух.
Особое значение придаем дыханию носом, т.к. в средней части носа находятся обонятельные нервы. Систематическое проведение занятий на улице в любую погоду помогают закалить и укрепить навык дыхания носом, а не ртом, как в основном приучены дети. В носовой полости воздух очищается, согревается и увлажняется, что позволяет избежать охлаждения, перегрева и воздушных инфекций. Обонятельные нервы передают информацию о запахах наполняющих воздух, нашему головному мозгу и восстанавливают гармонию ребенка с окружающей средой. Свежий запах хвои, эвкалипта, розмарина, лимона, полыни, душицы, мяты, разнотравья возбуждают приятые ассоциации.
Для распыления ароматических веществ можно применять прибор <Фитам>, карманный ингалятор, фитопалочки или наполнить кабинет легким запахом, накапав 10 капель любого ароматического масла в горячую воду.
2.1.4. Музыкотерапия Музыкотерапия психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. |
Воздействие музыкой на человека - один
из самых древних методов лечения, возникший
одновременно с появлением первобытных целителей [Алексеев Г.И., Батурина
Л. А. 1991г.]. Музыка - один из наиболее древнейших
способов исцеления от болезней. Еще Пифагор
более 500 лет до нашей эры возвышал музыку
над другими лечебными средствами, приписывая
ей универсальность в исцелении души и
тела Ибн Сина изучал влияние музыки не
только на больного, а всесторонне испытывал
действие музыки и на здорового человека,
что дало возможность использовать музыку
как одно из сильнейших средств профилактики
нервно-психических заболеваний. Музыка
оказывает на организм неспецифическое
стимулирующее симпатометическое и седативное
действие (Г. Шипулен, I. Koher). Основоположник
музыкотерапии в России В.М. Бехтерев.
В мире сегодня значительно возрос интерес
к использованию немедикаментозных методов,
как для профилактики, так и для лечения
заболеваний. Лечить больного, а не болезнь
- старая мудрая истина врачевания.
В 1988 году профессор P.Hubner ( Германия ) предложил
методику применения медицинской резонансной
музыки ( МРМ ) во многих областях медицины.
Применение МРМ рекомендовано Европейской
ассоциацией врачей. МРМ - новый уникальный
феномен в медицине. Терапевтический эффект
данной музыки объясняется, как считают
зарубежные ученые, природным феноменом
резонанса - в данном случае резонанса
между микрокосмосом музыки и законами
функционирования человеческого организма.
Полученные результаты от применения
МРМ свидетельствуют о разнообразном
позитивном влиянии музыки на организм
как здорового, так и находящегося в различных
патологических состояниях организма.
Резонансная музыка является одним из
наиболее действенных средств так называемой
Holistis- медицины - целостной медицины, которая
рассматривает человека как единое целое.
Итак, музыкотерапия является
интереснейшим и перспективным направлением,
которое используют во многих странах
в лечебных и оздоровительных целях. В
1997 году Михаилом Львовичем Лазарев –
заведующим лабораторией валеологии Московского
института повышения квалификации работников
образования, действительным членом Академии
педагогических и социальных наук, национальным
координатором Российского отделения
Европейской сети школ формирования здоровья
была создана программа “Здравствуй”
(программа формирования здоровья детей
дошкольного возраста), в которой музыке
отводится центральное место, так как
“ именно в ней заложен колоссальный потенциал
для оздоровления”. Во-первых, музыка
воздействует на многие сферы жизнедеятельности
через три основных фактора: вибрационный,
физиологический и психологический.
1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.
2. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая. Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка. Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.
В-третьих, музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные функции организма. Например, при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях – прослушивание музыки. Важно отметить, например, что дыхательная музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.
В-четвертых, музыка позволяет
совершенствовать дыхательную
--В григорианских песнопениях
используются ритмы
--Медленная музыка в стиле барокко ( И.С. Бах, В.А. Гендель и др) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.
--Классическая музыка (Д.Гайдн и В.А. Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие
--Музыка романтизма (П.И. Чайковский, Ф. Лист) подчеркивают выразительность и чувственность, часто пробуждают индивидуализм, мистицизм. Ее лучше использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь.
--Музыка импрессионистов (Ж.К. Дебюсси, Д.Равель) основана на свободно текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы, как в сновидениях.
--Джаз, блюз, регги и другие музыкальные формы могут поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, повысить общительность.
--Румба, маранга, макарена обладают
живыми ритмами и
--Поп-музыка, а также народные
мелодии провоцируют
--Рок-музыка в исполнении
--Спокойная фоновая музыка
--Религиозная и обрядовая
Остановимся на особенностях
уроков здоровья. Каждый урок
строится по определенной
- Медитация не должна длиться более 5-7 минут.
- Желательно использовать
- Особым видом медитации является настрой. Педагог внушает детям определенные правила, настраивая их на определенные события, явления, виды деятельности. Колыбельные также являются своеобразными медитациями – настроями, с их помощью формируется сознание ребенка. Для каждого урока составляется программа оздоровления, предполагающая оптимизацию различных психофизических факторов у детей. Если проанализировать все семь тем программы, то можно заметить следующее соотношение: в каждой теме один-два урока здоровья, а остальное пятиминутки, минутки здоровья и оздоровительные паузы. В теоретическом обосновании нет разграничения данных видов занятий. Можно увидеть, что они различаются насыщенностью предлагаемого материала и протяженностью во времени. Их рекомендуется проводить в любое время дня при наличии свободного времени.
На оздоровительных занятиях происходит не только развитие физических способностей детей - движения исполняются под музыку, что существенно способствует улучшению координации ребенка.
Музыкальные занятия могут проводиться в любой форме: прослушивание музыки, подпевание. Помните лишь принципы работы в музыкотерапии: с целью успокоения необходимо прослушать тихую и спокойную музыку, а для активизации - веселую и громкую. Возможности музыкальных произведений, особенно классических, широко используется для передачи чувств, переживаний, настроений ребенка с целью изменения структуры его мироощущения. При активной музыкотерапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (пение), при этом применяются как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания). Основная цель музыкальных занятий - интеграция ребенка в социальную группу, так как в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, формируется выдержка и самоконтроль.
Музыкально-двигательный показ хорошо влияет на развитие ребенка, что, во-первых, вызывает интерес и сосредоточивает внимание детей на том или ином предмете, во-вторых, обучает игровым приемам, выполнению движений в соответствии с текстом песни.
Наглядность (иллюстрации, игрушки) помогает установлению контакта с детьми, дает возможность привлечь их внимание к занятиям, расширяет представление малышей об окружающем мире.
В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы: дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Эффективно применяется метод "гипносон" - отдых под музыку.
В начале занятия должна звучать медленная, спокойная лирическая музыка для снятия напряжения," затем более оживлённая, а в завершении - спокойная и оптимистическая. В первую очередь выбирают музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Не рекомендуется использовать модные шлягеры и музыкальные новинки. Опыт Устюжаниной Л.В.показывает,что достаточно длительное и, универсальное эмоциональное воздействие без эффектов пресыщения оказывают лишь классические произведения.
В первую часть занятия включаем спокойную музыку для снятия напряжения и. переключаем : с левого полушария, на правое: (П.И.Чайковский <Времена года>, <6-я симфония>, В.Бетховен <Симфония №3, 5>), затем более оживленная (Д. Ватсон -музыка 70-х годов, Ричард Прддольный): происходит внутренняя анатомия, воздействие на печень, сердце, легкие, почки, мочевой пузырь, половые органы, тонкий и толстый кишечник, поджелудочную железу, желудок, желчный пузырь, а в завершении - спокойная и оптимистическая: Рушель Блаво (для повышения творческой способностей, для массажа и физической релаксации), Доктор Айболит <3най свое тело>.
Музыкотерапия позволяет влиять на эстетическое <меню> и энергосистему ребенка. Рычков С. <Музыка высших сфер> (идет внутреннее очищение, успокаивает ум и чувства, человек входит в глубокий покой, музыка применяется для глубокого отдыха и восстановления сил, снятия стрессов, лечения нервных и сердечно-сосудистых заболеваний, а также выполняет функции развития правополушарной системы). -
Для гармонизации ребенка с природной используем прослушивание звуков природы: шепот листьев, журчание ручья и шум моря, звонкую трель птиц и животных, звон колоколов церковных звонниц и колокольчика, шум гор и субтропиков.
В результате дети становятся спокойными, доброжелательными, лучше усваивают учебный материал, проявляют интерес к более трудным предметам (русский язык, математика), приучаются слушать и слышать музыку вокруг себя.
Это созвучно с концепцией В.А. Сухомлинского «Человек стал Человеком только потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, увидел и изумленный пошел по земле, создавая новую красоту».
2.1.5. Цветовоздействие
Влияние на психику света, а также цвета и красок внимательно изучается физиологами, врачами, гигиенистами. Их рекомендации ДОУ используют три окраске, освещении и оформлении помещений. В группах дизайн служит созданию здоровой рабочей обстановки, сосредоточению внимания.
Информация о работе Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников