Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:38, курсовая работа
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. И.Д.Маханева (2000), С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова (2002) указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.
Ведение
2
Глава I. Работа ДОУ по оздоровлению детей дошкольного возраста
1.1.Здоровье дошкольников и факторы его определяющие
6
1.2.Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях
Выводы по 1 главе
22
29
Глава II. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников
2.1. Характеристика нетрадиционных методов, используемых для сохранения и укрепления здоровья.
30
2.1.1.Оздоровительные игры
37
2.1.2.Дыхательная гимнастика
39
2.1.3.Ароматерапия
2.1.4. Музыкотерапия
2.1.5. Цветовоздействие
Выводы по II главе
43
46
54
56
Заключение
57
Литература
При подборе можно использовать классификацию
Давинье о влиянии цвета на настроение
человека:
» оранжевый- бодрит, освежает,
настраивает на активную деятельность;..
■ желтый - создает хорошее настроение;
■."зеленый - успокаивает, освежает;
■ синий - освежает, снижает
физическое напряжение, регулирует ритм
дыхания, улучшает работу сердца.
Вот лишь некоторые заболевания, которые по словам Д. Либермана, лечатся видимой нами частью солнечного спектра - цветами.
Красный цвет стимулирует высокую физическую активность в. организме, воздействует на работу половых органов.
Оранжевый цвет нормализует работу желудочно-кишечного тракта, кровяное давление.
Желтый цвет нормализует работу желудочно-кишечного тракта, кровяное давление. i
Зеленый цвет способствует излечению сердечно-сосудистой и кроветворной системы.
Голубой цвет помогает при заболеваниях, связанных с обменом веществ, болезней центральной нервной системы, заболеваниях горла и органов дыхания, а также костно-мышечной системы.
Синий цвет стимулирует зрение, помогает при заболеваниях уха.
Фиолетовый цвет способствует нормальному функционированию мозга, а также выработке гормона мелатонина. омолаживающего организм и снимающего депрессии.
При этом, когда происходит излечение того или иного заболевания, то цвет ранее воспринимавшийся как неприятный, дискомфортный, начинает вызывать радость или удовольствие.
Проверить, какой именно цвет вам необходим, можно также в медитации, которую разработал ученый. Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, что внутри вас расположены семь прозрачных резервуаров в виде прямоугольных и высоких колоне. Вообразите, что через макушку вашей головы в вас проникает ослепительно белый солнечный свет и разбивается на отдельные цвета, которые заполняют колонки. Посмотрите, какие колонки заполнятся не до конца, какой цвет вы не можете представить сече ярко. Значит, именно он вам и необходим. Затем постарайтесь наполнить себя мысленно именно тем цветам, которого окажется меньше всего в данный момент в ваших резервуарах.
В целях оздоровительного воздействия в рамках физкультурного занятия цветовоздействие может применятся в трех вариантах:
- декоративное оформление стен и оборудования
- использование на занятии
-методика «Сухой дождь». Применение методики предполагает наличие в зале разноцветных лент, подобранных согласно спектру и закрепленных на направляющей. В начале занятия в целях активизации и поднятия тонуса дети проходят сквозь «дождь» от холодной части к теплой, в заключительной части – в обратном направлении. Многие педагоги (Шувалова Н.И., Лапенко Н.В. и др.) считают, что применение методики не только значительно облегчает переход детям от одного вида деятельности к другому, но и повышает оздоровительный эффект занятия.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.
В системе средств естественной профилактики ведущее место принадлежит физической культуре, обеспечивающей удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности.
В разных типах ДОУ разрабатываются методики физкультурно-оздоровительной, лечебно-профилактической и реабилитационной работы с использованием новейшей медицинской техники (галокамеры, гидромассажные ванны, гипоксикаторы, аэрофитоустановки и др.).
Как свидетельствуют многочисленные данные литературы проблема оздоровления детей с ослабленным здоровьем требует комплексного подхода к введению новых методов физкультурно-оздоровительной работы и оценки их эффективности. Современная педагогика считает возможным и необходимым применение в практике проведения физкультурных занятий сил природы (свет, цвет, вода, природные фитонциды, звук, минералы и другое). Эффективность применения этих терапевтических факторов доказана многими сотнями лет использования в нетрадиционной медицине, а наше исследование доказало возможность использования в практике ДОУ.
Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ всех перечисленных технологий невозможно и неоправданно. Каждый педагогический коллектив должен при выборе ориентировать на особенности здоровья детей и материально-техническую базу.
Заключение
Рост численности дошкольников с отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии, со сниженными функциональными возможностями и уровнем физической подготовленности, частая заболеваемость свидетельствует о неблагополучии в состоянии здоровья детей данного возраста. Поэтому, в каждом ДОУ необходимо проведение комплекса оздоровительно-коррекционных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, нормализацию физического и нервно-психического развития детей, повышение адаптационных возможностей организма к неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды.
В ДОУ следует
стремиться создать
Научные
исследования показали, что для
обеспечения потребности в движении
и оздоровления детей
Включение
в двигательный режим
При организации
физического воспитания с
Как свидетельствуют многочисленные данные литературы проблема оздоровления детей с ослабленным здоровьем требует комплексного подхода к введению новых методов физкультурно-оздоровительной работы и оценки их эффективности. Современная педагогика считает возможным и необходимым применение в практике проведения физкультурных занятий сил природы (свет, цвет, вода, природные фитонциды, звук, минералы и другое). Эффективность применения этих терапевтических факторов доказана многими сотнями лет использования в нетрадиционной медицине, а наше исследование доказало возможность использования в практике ДОУ.
Организацию физического воспитания в ДОУ можно считать эффективной, если за учебно-воспитательный период отмечается:
-гармонизация физического и
нервно-психического развития
-улучшение функционирования органов и систем организма: хороший аппетит и сон, совершенствование процессов торможения и возбуждения центральной нервной системы, положительный эмоциональный настрой;
-положительная динамика
-формирование правильной
-расширение функциональных
-снижение заболеваемости;
-устойчивое желание
Литература
Приложение1 .
Примерные комплексы дыхательной гимнастики
Комплекс 1.
Послушаем свое дыхание
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.
Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.
Дышим тихо, спокойно и плавно
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз).
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Подыши одной ноздрей
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1. Правую ноздрю закрыть
2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки г- через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
Информация о работе Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников