Нетрадиционные формы урока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время актуальна.
Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование
коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и
социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.

Содержание

I. Введение...............................................................................................3
II. Основные формы организации учебного процесса........................ 5
2.1. Урок как основная единица учебного процесса........................... 5
2.2. Специфика урока иностранного языка.......................................... 6
2.3. О повышении действенности урока иностранного языка ……. 7
III. Нетрадиционные формы урока.......................................................11
3.1. Особенности нетрадиционных форм урока................................. 11
3.2. Интернет на уроках иностранного языка..................................... 12
3.3. Метод проектов...............................................................................14
3.4. Видеоурок........................................................................................15
3.5. Урок – экскурсия............................................................................16
3.6. Урок – спектакль............................................................................17
3.7. Урок –праздник................................................................................17
3.8. Урок –интервью..............................................................................17
3.9. Урок-эссе.........................................................................................18
3.10. Интегрированный урок................................................................19
3.11. Урок-мюзикл.................................................................................20
IV. Заключение......................................................................................21
V. Библиография...................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом старый.docx

— 77.57 Кб (Скачать файл)

Содержание                                  

I. Введение...............................................................................................3

II. Основные формы организации  учебного процесса........................ 5

2.1. Урок как основная  единица учебного процесса........................... 5

2.2. Специфика урока иностранного  языка.......................................... 6

2.3. О повышении действенности  урока иностранного языка ……. 7

III. Нетрадиционные формы  урока.......................................................11

3.1. Особенности нетрадиционных  форм урока................................. 11

3.2. Интернет на уроках  иностранного языка..................................... 12

3.3. Метод проектов...............................................................................14

3.4. Видеоурок........................................................................................15

3.5. Урок – экскурсия............................................................................16

3.6. Урок – спектакль............................................................................17

3.7. Урок – праздник................................................................................17

3.8. Урок –интервью..............................................................................17

3.9. Урок-эссе.........................................................................................18

3.10. Интегрированный урок................................................................19

3.11. Урок-мюзикл.................................................................................20

IV. Заключение......................................................................................21

V. Библиография...................................................................................23

VI. Приложения.....................................................................................25

Приложение 1........................................................................................25

Приложение 2........................................................................................27

Приложение 3........................................................................................31

Приложение 4........................................................................................36

Приложение 5........................................................................................39

     .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время актуальна.

Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование

коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и

социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.

Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации [6].  Но такую личность невозможно формировать без знаний  о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми  знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык – коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны

нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсию, видеоурок и т.д.

Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и

совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение по

сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка.

Исходя из вышесказанного, цель выпускной квалификационной работы – показать необходимость использования нетрадиционных форм урока в современной школе, направленной на решение задачи формирования социокультурной грамотности учащихся. Феномен социокультурной грамотности предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формирование непредвзятого взгляда на мир, ломку сложившихся стереотипов, искажающих восприятие иной культуры, обучение культуре общения.

Сегодня педагоги-новаторы активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие как видеоурок, урок – праздник, интернет урок и другие формы.

Преимуществом видеоурока является приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка. Видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой в “безопасной обстановке” учащиеся знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.

Использование материалов сети Интернет на уроках иностранного языка создает возможности для "погружения" учащихся в естественную языковую среду.

 

Актуальность

Цели и задачи  иследования проанализ мет литлу

Объект

Предмет

Гипотеза

метод исследования: беседа, нестандартные формы уроков, эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

II. Основные формы организации  учебного процесса

2.1. Урок как

основная единица учебного процесса

 

Урок  - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только  важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса  обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в

качестве основной организационной формы обучения.  Хороший урок – дело не простое.  Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и

выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые

определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.

Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач.

Практическая, или коммуникативная задача, "нацелена" на формирование у

учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности.

Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического

образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных

ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке [27].

Реализация перечисленных задач является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов.

    

2.2. Специфика урока  иностранного языка.

У урока иностранного языка особенная специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности  к межкультурной коммуникации.

Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного

характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы является отличительной особенностью урока иностранного языка.

Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности.

Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности  в условиях "социального взаимодействия" общающихся людей.

Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

-    учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и

чувств в процессе общения;

-   каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;

-    участники общения чувствуют себя в безопасности  от критики,

преследования за ошибки и наказания.

При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности.

Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.

Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной  концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны прежде всего нетрадиционные формы проведения занятий.

  

 

 

 

  2.3. О повышении действенности  урока иностранного языка

Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу

воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса.

Для повышения действенности  урока иностранного языка в современных условиях

имеется много возможностей.

К первым из них можно отнести обучение школьников приемам учения, способам

познания иностранного языка, столь необходимым для рациональной

самостоятельной работы учащихся по овладению им. Овладение любым предметом

вообще, а иностранным языком в большей         мере, возможно лишь при

условии активной деятельности каждого ученика, вовлечения их в саму речевую

деятельность.

Отсутствие у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться

изучаемым языком в коммуникативных целях создает большие трудности как для

учителя, так и для них самих. Потребность может возникнуть только при условии

такой организации учебной деятельности учащихся, которая способна вызывать

высокую мотивацию, обеспечивающую не только их активность на уроке, но и

сохраняющую свою воздейственную силу и во внеурочное время. Интерес к

предмету, желание овладеть им зависят в большей  степени от того, какая

технология обучения используется, как учит учитель и как учатся у него

школьники.

Тщательная подготовка к уроку иностранного языка – это другая возможность

повысить его действенность.

Овладение языком осуществляется прежде всего на уроке. Современный урок

иностранного языка – это сложное образование. Подготовка и проведение его

требуют от учителя большой затраты творческих сил.

Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся

непременно должны получить "прибавку" к практическому владению изучаемым

языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения

новых слов, новой грамматической формы, структуры; в приобретении знаний о

культуре страны изучаемого языка в области литературы, музыки, истории, то

есть учащиеся погружаются в национальную культуру и национальную психологию

страны изучаемого языка.

Материал урока и средства для его активизации следует использовать в

воспитательных целях. Учитель решает, что конкретно следует воспитывать у

школьников на данном уроке, используя приемы и методы для их эмоционального и

интеллектуального развития.

Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы работы:

групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого нужно

развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки

своего рода сценария урока.

В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими

решаемым задачам.

В-четвертых, использование учителем на уроке компонентов УМК и других средств

обучения должно быть доведено до степени свободного манипулирования ими. Это

возможно только при условии, если учитель регулярно использует их и содержит

постоянно в рабочем состоянии.

В-пятых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении

Информация о работе Нетрадиционные формы урока