Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:20, курсовая работа
Актуальность исследования. Социальная структура общества в последние два века подвержена тенденции глобализации, детрадиционализации и информатизации. С появлением информационных технологий любой уголок мира, любая культурная среда стала гораздо более доступна, чем, скажем еще два десятилетия назад.
Поколения 80х и 90х годов XX века, не будучи полностью вовлеченными в процесс информационного сближения, смогли прикоснуться к обилию информационных потоков, обрушившихся на постсоветскую Россию, на этапе становления личностной и групповой идентичности.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Проблема духовно-нравственного воспитания и развития личности в отечественной педагогике 5
1.1. Нравственное воспитание младших школьников: история и современность 5
1.1. Психологические и физиологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте 11
Глава II. Нравственное воспитание в младшем школьном возрасте: особенности нравственного развития, организация нравственного воспитания 15
2.1. Особенности нравственного развития младшего школьника 15
2.2. Организация нравственного воспитания в современной школе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта. Для младшего школьного возраста основными методами нравственного воспитания согласно наиболее общепринятой на данный момент классификации Г. Щукиной можно назвать следующие, базирующиеся на комплексном воздействии на формирование личности учащегося [19, 83]:
К первой группе методов относят такие методы, как этическая беседа в индивидуальном и групповом порядке (программные, эпизодические, экспромтные, отсроченные), этический рассказ, методика неоконченных предложений, объяснение, диспут, совместные детско-родительские вечера, классные часы, посещения выставок, театров, экскурсии, личный пример педагога, знакомство детей с основами нравственности на примере жизненного опыта, притч, басен и т.п.
Ко второй группе методов относят такие методы, как упражнение, приучение, требование (прямое и косвенные - совет, игра, доверие, просьба), поручение и создание воспитывающих ситуаций. Как правило, это практическая деятельность, которая многократно повторяется, но при этом понятна с точки зрения необходимости и достижима с точки зрения требований. Такие методы подразумевают ответственность детей за принятие решения перед детским коллективом, самим собой, учителем и родителями.
К третьей группе методов принято относить такие методы стимулирования учащихся, как поощрение или наказание, соревнование, ориентация на перспективу и традиции, ориентация на общественное мнение, метод взрыва (одномоментный и специально организованный), метод переключения, метод обеспечения успеха в деятельности и т.д.
Важно также держать обратную связь с учащимися, понимать, насколько применение того или иного методы оправдано, насколько оно эффективно и содержательно. Поэтому педагог в своей деятельности должен использовать такие методы оценки эффективности воспитательного процесса, как педагогическое наблюдение, беседы, направленные на выявление уровня воспитанности и нравственности учащихся, применение психологических методик и опросников, выявляющих результат применения того или иного метода, а также анализ результатов общественно полезной деятельности учащихся, деятельности органов ученического самоуправления и намеренное создание проявляющей нравственные особенности воспитания ребенка социальной ситуации.
Таковы основные приемы воспитания нравственности у детей. Однако следует помнить, что воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, но учитель, его личность, знания, убеждения, а также та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений преподавателя и детей, детского коллектива между собой.
Итак, в ходе работы мы достигли цели исследования: провели исследование особенностей нравственного воспитания личности ребенка в младшем школьном возрасте.
В ходе работы мы решили следующие задачи исследования: рассмотрели в исторической ретроспективе особенности нравственного воспитания младших школьников, проанализировали психологические и физиологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте, выявили особенности нравственного развития младшего школьника, изучили процесс организации нравственного воспитания в современной школе.
В ходе работы мы пришли к следующим выводам. В дореволюционной России основным источником нравственного и духовного воспитания считалась семья, а школа была лишь инструментом развития ума и интеллекта, образовательным элементом в воспитании детей.
После революции картина воспитания детей кардинально меняется. Приоритетными стали идейно-политические императивы; воспитание в нравственном аспекте превращается в задачу формирования человека нового типа, которая, в свою очередь, требует разрыва с семейным «консервативным» воспитанием.
К концу XX века сложилась такая ситуация – как и предполагал К. Ушинский, школа являлась основным образовательным элементом, который обучал детей различным наукам, но обучаться тому, как нужно себя вести, что хорошо и что плохо, основам этики и эстетики дети могли только с помощью родителей и самостоятельно.
Сейчас наблюдается тенденция к возвращению понимания того, что личность как таковая не исчерпывается только характеристикой социальности. Основа личности все-таки ее нравственное развитие, которое является основополагающим базисом для дальнейшего развития умственного, интеллектуального и творческого. Отечественная система образования, рассматриваемая в этом русле, переживает пору переосмысления ценностных оснований воспитания.
Нравственное воспитание младшего школьника – очень ответственная и тонкая задача, которая должна базироваться исключительно на индивидуальном подходе. Поэтому педагогу крайне важно знать особенности младшего школьного возраста, как психологические, так и физиологические, поскольку только на индивидуальных особенностях каждого ребенка будет строиться наиболее эффективная система его нравственного воспитания.
Основным залогом нравственного воспитания школьника в младшем возрасте является тот небольшой, но фундаментальный опыт, который ребенок приносит в школу из семьи и детского сада. В младшем школьном возрасте мы сталкиваемся с первым и частично вторым уровнем становления нравственности по Л. Кольбергу, и переходом от нравственного реализма к нравственному релятивизму.
Каждый учитель на каждом уроке показывает ребенку все богатства своего мировоззрения, внутреннего мира, культуры, морали и нравственного опыта. Поэтому учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уровне и в общении с одноклассниками, его влияние простирается и на отношения в семье.
Фигура педагога становится нравственной основой, с которой во многом неосознанно берут пример младшие школьники при формировании нравственных основ личности.
Методы нравственного воспитания школьников базируются на выборе метода воспитания, а классификация методов воспитания базируется на различных основаниях. Соответственно преподаватель может выбирать из достаточно обширного спектра достижений педагогической мысли, в зависимости от того, на какой результат он будет опираться. Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.
Однако следует помнить, что воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, но учитель, его личность, знания, убеждения, а также та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений преподавателя и детей, детского коллектива между собой.