Нравственное воспитание в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель проекта: составление методических разработок диагностических методик для учителей начальных классов.
Задачи проекта:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме;
2. Определение понятия «нравственность» и «нравственное воспитание»; сущности содержания методов и форм нравственного воспитания;
3. Подбор материала для составления методических разработок диагностических методик для учителей начальных классов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ
1.1. Содержание понятия «нравственность» и «нравственное воспитание».
1.2. Уровни воспитанности.
1.3. Особенности формирования ценностных ориентации младших школьников.
1.4. Принципы нравственности.
1.5. Критерии нравственной воспитанности.
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Характеристика результатов диагностической методики среди учащихся начальных классов.
2.2. Методические разработки диагностических методик для учителей начальных классов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы и Интернет-ресурсы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая черновик.docx

— 39.58 Кб (Скачать файл)

Применительно к начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учит их сопереживать.

В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя – постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.

2. Конвенциональный  уровень (с 10 до 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы.

На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.

На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.

3. Постконвекциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев.

На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признания демократического принятого решения.

На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей.

Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.

 

 

 

 

    1. Особенности формирования ценностных ориентации младших школьников.

 

Формирование нравственных ценностных ориентации - длительный процесс, начинающийся в период дошкольного детства. Формирование нравственных ценностных ориентации как специально организованный процесс является объективной необходимостью и может осуществляться в старшем дошкольном возрасте на основе психологических механизмов интериоризации, оценки, выбора и экстериоризации устойчивых общечеловеческих ценностей, имеющих нравственное содержание и доступных для восприятия дошкольников.

Особенности формирования ценностных ориентации младших школьников отражает модель, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих цель, задачи, психологические механизмы, педагогические условия и результаты процесса формирования ценностных ориентаций дошкольников.

Воспитательный процесс должен обеспечить осознание детьми нравственной стороны поведения и отношений. Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и самооценку.

Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка, исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребёнка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. Нравственное развитие – это результат системы воспитания и основной критерий эффективности воспитательной работы.

В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой.

Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой.

Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.

Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства.

 

    1. Принципы нравственности.

 

Общечеловеческие ценности и нравственные принципы являются высшими культурными достижениями человеческой цивилизации.

Нравственность Современного общества основана на простых принципах:

1) Разрешено все, что не  нарушает непосредственно прав  других людей.

2) Права всех людей  равны.

Существует пять основных моральных принципов, наиболее часто встречающихся в системах светской этики и отражающих самое главное и лучшее, что отложилось в нравственном опыте человечества:

- человечность;

- почтительность;

- разумность;

- мужество;

- честь.

Между этими принципами устанавливаются хорошо отработанные функциональные связи в том смысле, что каждый из них поддерживает, усиливает и выражает всё остальное. Эти принципы, сохраняя относительную самостоятельность, имеют значение только как средства наиболее полной, точной и успешной реализации установок человеколюбия.

Человечность - система позитивных, объединяющих чувств и реакций: симпатии, понимания, сочувствия. В своих высших проявлениях она включает осознанное, доброе и непредвзятое отношение не только к людям, но и к природе, животному и растительному миру, культурному достоянию человечества. Эта способность и готовность индивида перенести естественную любовь к самому себе и к своим близким на других людей, на весь окружающий мир.

Почтительность - обеспечивает благожелательность и уважение в контактах с миром.

Разумность – интеллектуальная цензура поведения.

Мужество - организует и мобилизует усилия, необходимые для достижения нравственных целей, за разумом закреплена роль интеллектуальной цензуры поведения,

Честь – чувственно – эмоциональное поведение человека.

Все другие, частные моральные понятия группируются вокруг нравственных законов, выполняя функции их внутреннего оправдания и аргументации. Например, человечность как нравственный принцип, или закон, опирается на такие понятия, как сострадание, чуткость, внимательность, готовность простить или помочь.

Нравственный закон почтительности реализуется через уважение, деликатность, скромность, послушание, тактичность, благоговейное отношение к миру.

 

Существует общая для развитого общества обязанность: в любых, даже самых сложных ситуациях оставаться человеком — вести себя в соответствии с нравственной ступенью, на которую поднялись люди в процессе эволюции. «Если ты человек, то веди себя как человек» — такова универсальная формула нравственности.

 

    1. Критерии нравственной воспитанности.

 

Определение критериев, разработка методики выявления нравственной воспитанности, учета и оценки поведения, деятельности школьников – важнейшее условие диагностики и совершенствования воспитательной работы с детьми. Личность во всем многообразии ее качеств и свойств существует как целостность. Ее нельзя разложить на изолированные качества и формировать их отдельно. Задача в том, чтобы выявить то главное, что представляет собой целостность, основообразующее начало личности, и то частное, производное, особенное, что дополняет и характеризует ее как индивидуальность.

Целостным и общим в личности являются главные, определяющие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость, целеустремленность, выражающие ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно связанным с основными качествами личности являются такие показатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность. Они могут быть выражены в виде качественных оценок или баллами. Любой вид деятельности ребенка: учение, труд, общественная работа, общение, внеурочная деятельность, творчество, обязанности в семье — может быть оценен с точки зрения прилежания и успешности. Показатели этих критериев опосредованно свидетельствуют о степени развития природных способностей и нравственной зрелости школьников.

Для эффективного осуществления воспитательного процесса в первую очередь необходимы определенные и четкие представления о сущности детской личности, ее основополагающих, ведущих качествах и свойствах. Для их выявления важное значение имеет рассмотрение, с учетом возрастных особенностей детей, основных требований к сущности, главным качествам и свойствам детской личности. Для этого нужно опираться на возрастную периодизацию.

Основные моральные требования к детям различных возрастных групп выражены в правилах для учащихся, в законах и уставах общественных объединений, школьных единых требованиях. Классному руководителю, воспитателю важно иметь вытекающий из этих документов краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние нравственной воспитанности, основных личностных качеств своих учеников. При отборе и формулировании таких требований учитываются: возрастные возможности усвоения детьми обобщений и понятий; идейная, нравственно-эстетическая направленность их содержания; четкость выражения смысла и яркость, привлекательность формы; постепенность в нарастании сложности и глубины содержания; неразрывность связи с жизнью; соответствие детским устремлениям и увлечениям.

В конкретных условиях работы каждой школы, с учетом возрастающего уровня воспитанности детей, набор и содержание требований меняются. На каждом возрастном уровне они в основном и главном определяют, что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить. Эти девять требований носят обобщенный, всеобъемлющий характер, вбирают в себя многие нравственные нормы и выражают сущностные свойства и качества детской личности.

Рассмотрим наиболее важные требования.

От младших школьников требуется:

• знать гимн, гордиться своей великой Родиной;

•уметь закалять свое тело, быть полезным в школе и дома, делать работу по самообслуживанию, устранять мелкие неполадки в домашнем и школьном хозяйстве;

• любить людей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных; любить читать, мастерить, делать добро окружающим людям;

• дружить со всеми детьми и выбрать себе друга, которому можно все доверять и которого никогда не подведешь;

•трудиться с пользой для себя и людей на семейной ферме, огороде, на садовом и пришкольном участках, в школе по самообслуживанию, на уроках труда;

• бороться с собственной ленью и другими недостатками, критиковать недостатки своих товарищей;

• беречь общественное добро и родную природу;

• помогать старшим, участникам войны, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам в учебе, труде, общественной работе;

• творить на уроках в самостоятельной работе, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки, играть в инсценировках.

В младшем школьном возрасте дети укрепляют привычки культурного поведения, интенсивно накапливают знания о нравственных формах. При оценке поведения учащихся в этот период с точки зрения прилежания и успешности учитывается не только прочность поведенческих умений, навыков, привычек, но и знания моральных требований, умение критиковать свое поведение и поведение своих товарищей.

Нравственно-эстетическая сущность детской личности, ее соответствие или несоответствие основным нравственным требованиям подвергается постоянным изменениям в результате участия ребенка в динамичных общественных отношениях. В них есть нравственно-положительные тенденции, а есть и негативные, отрицательно влияющие на ребенка. В процессе деятельности, общения, поведения детей направленность формирования нравственных свойств и качеств их личности может быть выявлена компетентными экспертами — учителями, родителями, детским коллективом. Классный руководитель, используя компетентные суждения, анкетный опрос, собственные наблюдения, сводит всю информацию воедино, анализирует ее, разбирается в несоответствиях, противоречивости суждений и оценивает направленность нравственного развития школьника на данный момент. Такую оценку наиболее рационально производить не реже двух раз в год, что дает динамичную картину нравственного развития учащихся. Выявлением направленности развития личности важно заинтересовать самих детей, используя оценку в качестве средства их самопознания, познания своих товарищей как стимул нравственного самовоспитания и самосовершенствования. Нравственно-эстетическая направленность, тенденция развития нравственных качеств и свойств детской личности оценивается как примерная, хорошая, удовлетворительная и неудовлетворительная. Оценке подвергаются не только поступки, в которых не всегда просматривается истинная суть отношений ребенка к жизни, а именно направленность, тенденция развития нравственной сущности детской личности, объективно отражающихся и выражающихся в поведении, в отношениях, взаимодействиях, суждениях, мнениях детей и взрослых друг о друге.

Личность ребенка проявляется во взаимодействиях и взаимоотношениях, возникающих в основных видах детской деятельности: учении, внеурочной деятельности, труде, общественной деятельности в коллективе, в семье и на улице. Общая оценка тенденции нравственного развития существенно дополняется, конкретизируется и более четко выражается оценкой деятельности ребенка в целостном учебно-воспитательном процессе. Объективными и справедливыми, применимыми ко всем детям критериями оценки их деятельности в учебно-воспитательном процессе являются прилежание и успеваемость. Эти критерии глубоко демократичны. Все, чем должны овладеть дети в науке, труде, общении, отношениях, вполне доступно каждому нормальному ребенку. Успех зависит от прилежания самого ребенка, его настойчивого стремления добиться цели. Знание уровня прилежания и успеваемости существенно помогает представить полной, целостной картину личности, способствует более глубокому и объективному ее пониманию. При общей положительной оценке нравственного состояния ребенка проявление им хорошего прилежания, достижение успеваемости в учебе, труде, общественной работе значительно повышает общую социально-психологическую оценку детской личности. Если же нравственная направленность ребенка оценивается неудовлетворительно, как не отвечающая требованиям-критериям нравственных норм, то даже самое упорное прилежание и успехи в различных видах деятельности не дают основания для его общей положительной оценки.

Информация о работе Нравственное воспитание в современном обществе